Четверг, 28.11.2024, 11:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Оперативность реагирования Советом Безопасности на ситуации, угрожающие международному миру и безопасности

Совет Безопасности имеет полномочия в соответствии с главой VII Устава ООН заниматься всем спектром угроз, с которыми

сталкиваются государства. Учитывая это, можно с полным правом утверждать, что эффективность ООН в деле поддержания мира и безопасности напрямую зависит от действенной работы Совета Безопасности.

90-е гг. прошедшего столетия стали временем высокой активности для ООН в целом и Совета Безопасности, который начал более активно заниматься международными угрозами. Среднее число резолюций, принимаемых им в год, увеличилось с 15 до 60. Однако, как известно, большая активность необязательно дает большие результаты. В качестве сравнения можно привести оперативность реагирования Совета Безопасности на террористические нападения на США, совершенные 11 сентября 2001 г., с его действиями в то время, когда Совет стал свидетелем гораздо более смертоносного события: с апреля по середину июля 1994 г. в Руанде на протяжении 100 дней каждый день погибало в три раза больше человек, чем 11 сентября 2001 г..

Ситуация в Руанде, являющая собой кризис огромного масштаба, привела к гибели многих тысяч ни в чем не повинных гражданских лиц, в том числе женщин и детей, перемещению внутри страны большого числа руандийцев и массовому исходу беженцев в соседние страны. Причем надо учесть, что все это происходило в стране, численность населения которой в 36 раз меньше, чем численность населения США. Через две недели после начала геноцида ООН вывела большинство миротворцев из этой страны. Совету Безопасности потребовалось больше месяца для того, чтобы охарактеризовать это явление как геноцид и ввести резолюцией 918 (1994) режим эмбарго на поставки оружия в Руанду.

Еще один пример: «оперативность» реагирования Советом Безопасности на массовые нарушения прав человека в Дарфуре (Судан).

Отметим и следующий факт: если бы Совет Безопасности продемонстрировал серьезную приверженность упрочению мира в Афганистане в начале 90-х годов прошлого столетия, было бы спасено больше человеческих жизней, движение «Талибан», возможно, никогда бы не пришло к власти, а организацию «АльКаида» удалось бы лишить ее самого важного убежища.

Результатом того, что не все ситуации, угрожающие международному миру и безопасности и заслуживающие внимания Совета Безопасности, стали объектом такого внимания и были

подкреплены эффективными принудительными действиями, стало ослабление международной поддержки в целом. В настоящее время следствием данной тенденции явился произвол в вопросах применения санкций — на фоне которого красной линией проходит применение рядом государств односторонних санкций, в том числе экстерриториального характера. Так, международными санкциями именуются все неправомерные с точки зрения международного права действия отдельных государств, которыми они реагируют на определенные внутриполитические процессы в отдельных государствах.

В этой связи существует настоятельная потребность реформирования Совета Безопасности, вызванная значительными изменениями ситуации в мире в плане глобальной безопасности, доминирующими геополитическими устремлениями отдельных стран. Как верно отмечает М. В. Андреев, «необходимость реформирования Совета как главного действующего органа, ответственного за международные мир и безопасность, подтверждается сегодня всеми Объединенными Нациями»1.

Задача реформирования Совета Безопасности заключается в укреплении способности и готовности действовать перед лицом угроз международному миру и безопасности и, как следствие, повышение его авторитетности[1] [2]. Авторитет Совета Безопасности должен основываться на готовности принимать оперативные и реалистичные решения и на способности их выполнять. Это, на мой взгляд, требует твердого консенсуса государств относительно характера сегодняшних угроз, обязательств в плане более широкой коллективной безопасности; когда и для чего Совет Безопасности должен санкционировать применение принудительных мер экономического характера.

 

[1] Андреев М. В. Современные стратегии реформирования Совета Безопасности ООН. Казань: Центр инновационных технологий, 2002. С. 6.

[2] В Форталезской декларации, принятой по итогам шестого саммита БРИКС (г. Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 г.) страны БРИКС «вновь заявляют о необходимости всеобъемлющей реформы ООН, и в частности ее Совета Безопасности, в целях обеспечения ее большей представительности и эффективности, с тем чтобы она могла надлежащим образом реагировать на глобальные вызовы. Текст Декларации размещен по адресу: http://news. kremlin.ru/media/events/files/41d4f1dd6741763252a8.pdf

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.06.2017)
Просмотров: 151 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%