Шпицберген, также Свальбард, Грумант, — полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26' и 80°50' с.ш. и 10° и 32° в.д. Площадь архипелага равна 61 022 кв. км.
До 1920 г. Норвегия и Россия на равных условиях посещали Шпицберген и создавали там поселения. Заключенный в Париже в 1920 г. Договор о Шпицбергене закрепил полный и исключительный суверенитет Норвегии над архипелагом. В 1935 г. к Договору присоединился СССР.
В Договоре предусматривалось, что суда и граждане всех договаривающихся сторон «допущены на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю и охоту в местностях, указанных в ст. 1, и в их территориальных водах» (ст. 2). Это противоречило ст. 1 Договора, распространившей суверенитет Норвегии только на сушу.
В Договоре вместо понятия «территориальные море» используется понятие «территориальные воды местностей Шпицбергена». В отличие от первых в территориальных водах местностей Шпицбергена Норвегия не осуществляет суверенитет над природными ресурсами; действует принцип свободы научных исследований; осуществляется свобода судоходства[1].
Принятый в 1925 г. Закон о Шпицбергене подтвердил суверенитет Норвегии только в отношении самого архипелага. Расширяя свои рыболовные зоны вдоль материкового побережья, а также у побережья норвежского острова Ян-Майен, Норвегия ни разу в своих законах не упомянула о рыболовной зоне вокруг Шпицбергена.
Норвегия в 1977 г. Королевским декретом объявила о создании зоны охраны рыбных ресурсов вокруг Шпицбергена. Эта зона продолжает существовать и сегодня, хотя такие зоны, равно как и любые исключительные экономические зоны, могут устанавливаться только за внешним пределом территориальных вод, которых вокруг Шпицбергена нет.
К этому можно добавить, что в результате использования различных методов установления границы в Баренцевом море образовалась спорная зона площадью примерно 175 000 кв. км, права на эксплуатацию которой заявляли как Норвегия, так и Россия.
В 1978 г. Норвегия и СССР подписали Протокол о временных правилах рыболовства в смежном участке Баренцева моря, по которому каждая из сторон не будет контролировать здесь друг друга, а суда третьих стран получили право вести здесь промысел только с разрешения одной из сторон.
Еще одним спорным вопросом являлся вопрос о наличии вокруг Шпицбергена континентального шельфа и, соответственно, о преимущественных правах Норвегии на разработку его ресурсов. Договор 1920 г. предоставил Норвегии право только на территориальные воды.
Подтверждает это и Постановление о мерах безопасности при разведке и разведочном бурении на залеже углеводородов на Шпицбергене 1988 г., которое действует «в тех районах, где залежи углеводородов могут находиться на территории Шпицбергена и на его шельфе в пределах территориальных вод» (ст. 2). Но, как известно, в пределах территориального моря нет континентального шельфа; он начинается за пределами внешней границы территориального моря.
После распада СССР Норвегия решила воспользоваться ослаблением позиций России и закрыла промысел в районе острова Медвежий для российских рыболовных судов, постоянно арестовывая последних и конвоируя их в морские порты.
Процесс разграничения морских пространств и дна между Норвегией и Россией завершило заключение в Мурманске Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 г.
Стороны Договора остановились на политическом варианте решения вопроса, поделив спорную зону на две приблизительно равные части.
И хотя Договор не раскрывает содержания понятия «морские пространства», анализ его положений позволяет включить в это понятие исключительные экономические зоны и континентальный шельф России и Норвегии в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане к северу от архипелагов Шпицберген и Земля Франца Иосифа.
Договор ликвидировал институт «серой зоны».
С появлением линии, разграничивающей спорные морские территории двух государств, каждая сторона теперь вправе единолично устанавливать технические требования к своим рыболовным судам в границах зоны своей юрисдикции в пределах 200 морских миль от материковых частей России и Норвегии.
В ст. 5 Договора впервые регламентируется совместное использование трансграничных месторождений углеводородов, которые определяются как простирающиеся за линию разграничения.
Договор подразумевает непременный учет интересов охраны окружающей среды при эксплуатации трансграничных месторождений углеводородов и указывает на необходимость широкого применения сторонами предосторожного подхода к сохранению, управлению и использованию совместных рыбных запасов в целях защиты морских живых ресурсов и сохранения морской среды.
[1] Подробнее см.: Вылегжанин А.Н. Современные вопросы исполнения Договора о Шпицбергене (к 90-летию Договора) // Международное право - International Law. 2010. № 1 (41). С. 191-217.
|