Заключением договора принято считать последовательное совершение уполномоченными представителями субъектов международного права всех международных и внутригосударственных процедур вплоть до момента, когда договор вступит в силу.
Согласно Венской конвенции 1969 г. представителем государства является лицо, обладающее полномочиями, удостоверяющими право этого лица на ведение переговоров, принятие текста договора, установление его аутентичности, а также на выражение согласия государства на обязательность для него договора.
Полномочиями называется документ, выданный представителю государства или иного субъекта международного права на совершение определенных действий, направленных на заключение международного договора. Право установления органа, в чью компетенцию входит выдача полномочий, принадлежит участнику договора, если не имеется иной специальной договоренности.
Полномочия по международному праву имеют такой же правовой смысл, как и доверенность по внутреннему праву: представитель создает своим согласием права и обязанности не для себя лично, a для представляемого им субъекта права.
Представители субъектов международного права действуют либо на основании полномочий и в объеме прав, указанном в полномочиях, либо ex officio, т.е. в силу занимаемой должности или выполнения функций.
Согласно п. «а» ст. 7 Венской конвенции 1969 г. в силу своих функций и без необходимости предъявления полномочий главы государств, главы правительств и министры иностранных дел считаются представляющими свое государство для совершения всех актов, относящихся к заключению международных договоров.
В двусторонних переговорах представители государств обмениваются своими полномочиями, а на международных конференциях полномочия сдаются в комитет по проверке полномочий, составляющий доклад о результатах проверки полномочий, для его утверждения на конференции.
Если представитель государства явится на переговоры без полномочий, это может теоретически повлечь недействительность согласия представляемого таким лицом государства, однако на практике до этого дело не доходит, поскольку временные полномочия могут быть представлены телеграммой с заверением, что подлинные полномочия будут представлены дополнительно. Кроме того, норма Венской конвенции 1969 г. прямо допускает участие лица в переговорах без полномочий, если из договорной практики партнеров по переговорам или из иных обстоятельств следует, что эти партнеры были намерены рассматривать такое лицо как представляющее государство для совершения определенных действий и не требовать соответствующих полномочий.
Главы дипломатических представительств в силу своих функций считаются представляющими без полномочий свои государства в целях принятия текста двустороннего договора без права выражать согласие на обязательность договора.
Главы миссий при международных организациях и на международных конференциях также считаются представляющими без полномочий свои государства в целях принятия текста международного договора. На подписание международного договора главы упомянутых миссий должны предъявить полномочия.
Выход представителя государства за пределы своих полномочий (ultra vires) при совершении акта, относящегося к заключению договора, приводит к тому, что совершенный акт не имеет юридического значения и влечет необходимость дополнительного подтверждения государством совершенного акта.
Выработка и согласование текста международного договора осуществляются по дипломатическим каналам, в ходе двусторонних переговоров, на международных конференциях и в рамках международных организаций.
Архивные материалы переговоров и документы переписки не утрачивают своего правового значения. Согласно нормам права международных договоров о толковании международных договоров такие материалы являются средством исторического толкования договоров в случае споров относительно смысла положений договоров, если иные средства толкования не привели к удовлетворительному результату.
Согласно Венской конвенции 1969 г. термин «участник» (договора) означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора и для которого договор вступил в силу. В двусторонних договорах понятия «участник» и «сторона» договора совпадают, но могут и не совпадать в тех случаях, когда одной стороной в двустороннем договоре является группа государств. Так, мирные договоры 1947 г. строились по схеме: на одной стороне государства-победители, на другой — побежденное государство.
Международные договоры, оформляемые в виде юридических документов, такие как конвенции, составляются по следующей схеме: наименование, преамбула, центральная и заключительная части. Соглашения в упрощенной форме (договоренности), такие как меморандумы, декларации и другие акты, менее формальны, их структура более свободна.
Выработка и согласование текста договора завершаются его принятием (ст. 9 Конвенции) путем голосования или консенсусом (без голосования). На конференциях с большим числом государств текст договора принимается голосованием на пленарном заседании 2/3 голосов присутствующих на конференции делегатов, если этим же числом голосов не достигнута договоренность об ином порядке принятия текста. В сложных случаях текст договора принимается сначала в том комитете конференции, в котором текст вырабатывался и согласовывался, затем в редакционном комитете и лишь после этого на пленарном заседании конференции, причем по предварительной договоренности или в соответствии с процедурой принимаются разделы (главы) договора или каждая статья отдельно, затем в целом, а результаты голосования заносятся в протоколы конференции.
Принятие текста договора, выработанного в международных организациях, происходит по правилам голосования, применяемым в том ее органе, который принимает текст договора.
Установление аутентичности (окончательности, подлинности и неизменности) принятых текстов международного договора — стадия заключения договора, означающая завершение согласования текстов договора, влекущее возникновение международного обязательства, запрещающего вносить в одностороннем порядке изменения в аутентичные тексты. Формулировки «причем оба текста имеют одинаковую силу» или «все тексты являются равно аутентичными» означают только окончательность текста, а не обязательность договора.
Статья 85 Венской конвенции 1969 г. содержит образцовую формулировку об аутентичности текста Конвенции: «Подлинник настоящей Конвенции, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом уполномоченные своими правительствами, подписали настоящую Конвенцию. Совершено в г. Вене двадцать третьего мая тысяча девятьсот шестьдесят девятого года».
Могут быть использованы следующие способы установления аутентичности текста:
парафирование текста договора — постановка инициалов уполномоченных в согласованных частях текста во избежание разногласий по поводу формулировок;
подписание договора, подлежащего в дальнейшем ратификации, утверждению или принятию. Такое подписание не означает согласия на обязательность договора;
включение текста договора в состав документов заключительного акта или иного итогового документа международной конференции, подписываемого участниками,
включение текста договора в состав резолюции органа международной организации в качестве ее приложения;
подписание договора ad referendum означает установление аутентичности и одновременно согласие на обязательность договора, данное под условием дополнительного подтверждения этого согласия. По получении подтверждения согласия договор вступает в силу с даты подписания ad referendum, а если подтверждение согласия не поступит, то договор не вступает в силу (отлагательное условие);
окончательное подписание договора означает одновременно и согласие на обязательность договора (если об этом сказано в тексте), и установление его аутентичности.
Международный договор не обязывает государство без выражения его согласия на обязательность (opiniojuris). Нормы Венской конвенции 1969 г. установили семь форм выражения согласия государств на обязательность для них договоров: 1) подписание договора, если в тексте закреплено положение о том, что договор вступает в силу с момента подписания; 2) обмен нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор; 3) ратификация договора; 4) принятие договора; 5) утверждение договора; 6) присоединение к договору; 7) любой другой способ выражения согласия на обязательность международного договора, о котором была достигнута договоренность в любой форме.
Все вышеизложенные способы выражения согласия на обязательность международного договора имеют одинаковую силу. Сила согласия государства на обязательность для него договора не зависит от формы выражения такого согласия и органа государства, давшего такое согласие. Выбор формы выражения согласия на обязательность договора зависит от договоренности сторон.
Наиболее распространенной формой выражения согласия на обязательность договора является окончательное подписание договора, о чем в заключительных статьях договора делается соответствующая запись.
Согласно ст. 13 Венской конвенции обмен документами, образующими договор, как форма выражения согласия на обязательность, относится к международным соглашениям в упрощенной форме. Чаще всего такие соглашения встречаются в двусторонних отношениях.
Ратификация международного договора как способ выражения согласия на его обязательность чаще всего требуется тогда, когда вступление договора в силу потребует изменения законов, а пока такие изменения еще не произведены — признания за ратифицированным договором большей юридической силы в случае его коллизии с законами или административными правилами. В разных странах акты о ратификации международных договоров имеют разную форму; международное право не устанавливает обязательство о форме ратификации. В России ратификация имеет форму закона.
Принятие международного договора как способ выражения согласия государства на обязательность договора означает чаще всего и в зависимости от договоренности присоединение к договору путем его принятия на условиях, предусмотренных в тексте договора, и в случаях, когда предусматривается именно принятие (например, Устав ВОЗ). Кроме того, принятие договора может применяться вместо ратификации в случаях, когда договор не подлежит ратификации (например, «подписание ad referendum договора при условии его принятия»). Направление контрагентам или депозитарию письменного документа о принятии государством международного договора означает, что соблюдена внутригосударственная процедура, предусмотренная для выражения согласия на обязательность договора, а сама процедура принятия договора устанавливается государством самостоятельно и может быть различной в разных странах. Важно, чтобы контрагентам было сообщено о том, что договор принят в соответствии с национальными процедурами. Для универсальных международных договоров обычно предусматривается парламентская процедура принятия, придающая согласию государства надлежащий вес и авторитет. В документе (нота или письмо главы государства или правительства) о принятии договора указывается орган, осуществивший принятие договора.
Утверждение (конфирмация) международного договора означает одобрение международного договора правительством или другим исполнительным государственным ведомством при условии, что заключение данного международного договора отнесено к его компетенции. Обычно документ об утверждении международного договора подписывается министром иностранных дел. Такая подпись снимает всякие сомнения, которые могли бы возникнуть относительно компетенции исполнительного органа, утвердившего международный договор.
Присоединение государства к международному многостороннему договору — способ выражения согласия на обязательность международного договора и одновременно способ заключения международного договора для не участвующего в договоре государства на тех условиях присоединения, которые предусмотрены самим договором. Присоединение к договору возможно и в тех случаях, когда присоединяющееся государство не участвовало в заключении договора, и в тех случаях, когда оно участвовало в согласовании текста договора и подписало его, но не выразило своего согласия на обязательность договора. Присоединение к многостороннему международному договору может происходить в форме нотификации, утверждения, принятия или в иной форме, о которой имеется договоренность.
Присоединение допускается к договорам, вступившим и не вступившим в силу. В первом случае договор станет обязательным для присоединяющегося государства с даты представления депозитарию документов о присоединении к договору, во втором случае — с даты вступления самого договора в силу, если он соберет предусмотренное в нем количество ратификаций.
Разрешается свободное присоединение к многосторонним универсальным международным договорам. Такие договоры называются «открытыми». Имеется доктрина, согласно которой любое государство вправе присоединиться к любому международному договору универсального характера. Венская конвенция 1969 г. содержит устаревшую дискриминационную норму, согласно которой участниками этой Конвенции могут быть лишь государства — члены ООН.
|