В последнее время ФАС России все чаще признает иностранные компании нарушающими Закон о защите конкуренции. Например, по делу N 1-00-139/00-22-13 ООО "СП "Rubicon Wireless Communication" (Республика Узбекистан) и ОАО "АК "Узбектелеком" (Республика Узбекистан) были признаны нарушившими п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и участия в антиконкурентном соглашении, которое привело к сокращению объема оказания услуг на рынке услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Республики Узбекистан и оказало влияние на состояние конкуренции на территории России.
Частью 2 ст. 3 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что его положения применяются к достигнутым за пределами территории России соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
В случае выявления таких соглашений или действий антимонопольный орган привлекает лиц, их совершивших, к административной ответственности.
Однако в соответствии с ч. 2 ст. 1.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Следовательно, при отсутствии такого международного договора поведение указанных лиц за пределами Российской Федерации не подпадает под действие КоАП РФ.
В настоящее время отсутствуют какие-либо международные соглашения Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с административной ответственностью лиц за заключение за пределами территории России соглашений или совершение действий, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации. Отсутствие таких соглашений делает невозможным применение КоАП РФ к иностранным лицам, совершившим указанные нарушения антимонопольного законодательства за пределами Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время в законодательстве существует пробел, не позволяющий полноценно применять нормы Закона о защите конкуренции.
В качестве решения данной проблемы предлагается внести в Общую часть КоАП РФ поправки, корреспондирующие с нормами Закона о защите конкуренции и предусматривающие возможность привлечения к административной ответственности иностранных юридических и должностных лиц за нарушение Закона о защите конкуренции, в том числе в случаях совершения противоправных действий за пределами Российской Федерации.
Безусловно, охватить все интересные с практической точки зрения, неоднозначные, порой очень спорные вопросы применения норм института административной ответственности за антиконкурентные соглашения здесь объективно невозможно.
Тем не менее, несмотря на существующие проблемы в правоприменении, можно с уверенностью констатировать, что совокупность правовых норм, регулирующих административную ответственность за антиконкурентные соглашения, сформировалась в самостоятельный институт (субинститут), состоящий из норм КоАП РФ и норм Закона о защите конкуренции.
Полагаем, что само обозначение в настоящей монографии проблемных, спорных аспектов толкования и применения норм института административной ответственности за антиконкурентные соглашения будет очень полезным. Надеемся, это даст ориентиры не только для законодателя и правоприменителя, но и для научных работников, что в целом послужит толчком к дальнейшему развитию и совершенствованию института административной ответственности за антиконкурентные соглашения.
|