К настоящему времени в рамках ООН сформировалась система международных внедоговорных и договорных органов, основной целью деятельности которых стала защита прав и свобод человека, гарантируемых общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Нельзя не отметить, что внедоговорные и договорные органы по защите прав и свобод человека существуют не только на универсальном (в рамках ООН), но и на региональном уровне (например, в рамках Совета Европы). Однако настоящий параграф будет посвящен краткому описанию деятельности этих органов, функционирующих в рамках ООН.
Под международным внедоговорным органом по защите прав и свобод человека понимается орган, созданный во исполнение решения международной межправительственной организации и контролирующий, как правило, общую ситуацию с соблюдением прав и свобод человека в государствах — участниках этой организации. Одним из внедоговорных международных органов, действующих на универсальном уровне в области защиты прав и свобод человека, является Совет ООН по правам человека.
В свою очередь под международным договорным органом по защите прав и свобод человека понимается орган, созданный, как правило, во исполнение конкретного международного договора и контролирующий соблюдение государствами — участниками договора прав и свобод человека, гарантируемых этим договором. Примерами международных договорных органов, действующих на универсальном уровне в рамках ООН, являются Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по правам ребенка, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по правам инвалидов, Комитет по насильственным исчезновениям.
Внедоговорные (уставные) органы рассматривются на примере деятельности Совета ООН по правам человека. Совет ООН по правам человека создан в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 марта 2006 г. взамен Комиссии по правам человека в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. В состав Совета входят 47 государств-членов, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. Члены Совета избираются на основе принципа справедливого географического распределения, а места в Совете распределяются между региональными группами следующим образом: группа африканских государств — 13 мест; группа азиатских государств — 13 мест; группа восточноевропейских государств — 6 мест; группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна — 8 мест и группа западноевропейских и других государств — 7 мест; члены Совета исполняют свои полномочия в течение трех лет и не имеют права на переизбрание после двух следующих друг за другом сроков полномочий. Российская Федерация является членом Совета.
Основной целью Совета является содействие всеобщему уважению и защите прав человека и основных свобод для всех без каких-либо различий, на справедливой и равной основе. Для достижения указанной цели Совет вправе давать рекомендации Генеральной Ассамблее ООН в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека; Совет представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН; Совет проводит универсальные (всеобъемлющие) периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека. В рамках Совета обсуждаются тематические вопросы, связанные с обеспечением прав и свобод человека в определенной сфере межгосударственных отношений.
Универсальный (всеобъемлющий) периодический обзор (an universal periodic review) проводится Советом в отношении каждого государства — члена ООН один раз в четыре года. Правовым основанием проведения обзора является резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, учреждающая Совет. Так, в соответствии с подп. «е» п. 5 резолюции Совет должен «на основе объективной и достоверной информации проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека таким образом, который обеспечивает универсальность охвата и одинаковое отношение ко всем государствам; такой обзор должен быть механизмом сотрудничества, основанным на интерактивном диалоге с соответствующей страной при ее активном участии и учете ее потребностей в создании потенциала; такой механизм должен дополнять, а не дублировать работу договорных органов».
Правовым содержанием рассматриваемого обзора является интерактивный диалог государств — членов ООН и государства, являющегося объектом обзора (вопросы государств-членов и ответы на заданные вопросы этого государства). Конечной целью рассматриваемого механизма является улучшение ситуации по соблюдению прав и свобод человека в государствах — членах ООН, а также исследование допущенных нарушений прав и свобод человека. К 2011 г. все государства прошли первый цикл обзора. С 2012 по 2016 г. планируется провести второй цикл обзора. 3 мая 2013 г. были утверждены итоги универсального периодического обзора в отношении Российской Федерации .
В рамках Совета также осуществляются специальные процедуры, которые по состоянию на 1 декабря 2014 г. охватывали 39 тематических и 14 страновых мандатов в формах специального докладчика, рабочей группы, независимого эксперта, специального представителя Генерального секретаря ООН. Носитель тематического или странового мандата, как правило, действует в личном качестве.
Специальные процедуры — это механизмы, устанавливаемые Советом по правам человека с целью изучения и исследования ситуации, связанной с соблюдением прав и свобод человека в конкретном государстве либо в определенной сфере межгосударственных отношений (сфера защиты свободы слова, религии, права на личную неприкосновенность, права на достаточное жилище, питание и др). Управление Верховного комиссара ООН по правам человека обеспечивает указанные механизмы трудовыми и логистическими ресурсами. Рассматриваемые процедуры охватывают различные виды деятельности: исследование сложившейся ситуации с соблюдением прав и свобод человека в той или иной стране либо в той или иной сфере межгосударственных отношений; принятие и рассмотрение индивидуальных жалоб, касающихся предполагаемого нарушения государством прав и свобод человека; дача советов (рекомендаций); оказание технической помощи. Специальные процедуры могут носить индивидуальный характер (в форме специального докладчика, независимого эксперта, специального представителя) либо коллективный характер (в форме рабочей группы).
Одной из распространенных форм осуществления специальных процедур является деятельность специального докладчика. Работа специальных докладчиков, как правило, организуется по следующим направлениям деятельности: представление тематических докладов Совету ООН по правам человека (а некоторых из них также и Г енераль- ной Ассамблее ООН) на его ежегодных сессиях; направление посланий в связи с предполагаемыми нарушениями прав человека (призывы к незамедлительным действиям и письма с указанием предполагаемых нарушений) соответствующим правительствам; выпуск пресс-релизов по конкретным вопросам, вызывающим серьезную озабоченность.
Когда специальный докладчик получает достоверную информацию о предполагаемых нарушениях прав человека, он (она) может направить послание, как правило, в виде письма, через Управление Верховного комиссара по правам человека соответствующему правительству и содержащего просьбу о представлении информации и комментариев, связанных с проведением расследования. Послания могут касаться индивидуальных дел либо дел групп или общин, общих тенденций. Послания могут приобретать форму призывов к незамедлительным действиям или писем с указанием предполагаемых нарушений. Специальные докладчики могут направлять совместные послания в тех случаях, когда дела подпадают под рамки нескольких мандатов.
За 2013 г. в рамках специальных процедур 117 государствам было послано 528 сообщений (писем), содержащих факты предполагаемых нарушений прав и свобод человека. Почти 84 % указанных сообщений стали результатом одновременной деятельности нескольких специальных процедур. К 31 декабря 2013 г. почти на 45 % сообщений были получены ответы государств.
Согласно тематическим мандатам действовали в том числе Специальный докладчик по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень; Рабочая группа по произвольным задержаниям; Специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии; Независимый эксперт в области культурных прав; Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям; Специальный докладчик
по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях; Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов.
В свою очередь согласно страновым мандатам действовали, например, Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о положении в области прав человека в Камбодже; Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека в Корейской Народно-Демократической Республике; Независимый эксперт, назначенный Генеральным секретарем, по вопросу о положении в области прав человека в Гаити; Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека в Кот-д’Ивуаре.
Документы, разрабатываемые в рамках специальных процедур, могут использоваться в качестве средств толкования общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в сфере как межгосударственных, так и внутригосударственных отношений, в частности национальными судами.
18 июня 2007 г. Совет принял резолюцию 5/1 «Совет ООН по правам человека: институциональное строительство», в соответствии с которой была установлена новая процедура рассмотрения индивидуальных жалоб, для того чтобы реагировать на систематические и достоверно подтвержденные случаи грубого нарушения прав человека и основных свобод в любом государстве — члене ООН. Новая процедура рассмотрения индивидуальных жалоб была установлена согласно мандату, возложенному Генеральной Ассамблеей ООН на Совет по правам человека и раскрытому в резолюции 60/251 от 15 марта 2006 г., в силу которой Совет должен анализировать и при необходимости совершенствовать и рационализировать все мандаты, процедуры, функции и обязанности бывшей Комиссии по правам человека, включая «процедуру 1503», для сохранения системы специальных процедур, экспертных консультаций и процедуры подачи жалоб.
|