Уголовная ответственность за посягательства на интересы конкуренции в России, по-видимому, впервые была установлена Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в ст. 1180 и 1330 гл. II "О нарушении постановлений для обеспечения народного продовольствия" разд. VIII "О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния" <1>. В частности, впервые была введена уголовная ответственность за противозаконные действия для "непомерного возвышения цен на жизненные припасы", что служило целям не только поддержания общественного спокойствия в стране, но и защиты интересов конкуренции. Аналогичная норма была воспроизведена в ст. 242 Уголовного уложения 1903 г.
В Новейшее время необходимость уголовно-правовой защиты конкуренции была признана законодателем в начале 1990-х гг. в связи с возвратом страны к рыночному укладу экономики, вскоре после принятия Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии с данным законодательным актом в 1992 г. в УК РСФСР 1960 г. была включена ст. 175.1 "Нарушение антимонопольного законодательства", а в 1993 г. - ст. 154.3 "Незаконное повышение или поддержание цен", которые неоднократно изменялись и дополнялись в связи с изменениями базового Закона.
Статья 175.1 УК РСФСР предусматривала ответственность должностных лиц органов власти, управления или хозяйствующих субъектов за невыполнение законных предписаний Антимонопольного комитета РФ, если они в течение года подвергались административному взысканию за те же действия. Статьей 154.3 УК РСФСР ответственность вводилась за "незаконное повышение или поддержание цен, совершенное в результате монополистической деятельности путем создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, либо изъятия товаров из обращения, либо сдерживания их от реализации, либо другого устранения от потребителей". Данная статья весьма неполно и неоднозначно определяла наиболее опасные формы монополистической деятельности, устанавливая уголовную ответственность не только для должностных, но и для других лиц, действующих от имени хозяйствующих субъектов или государственных органов. Борьба с указанными деяниями (как и с другими хозяйственными преступлениями) в 1990-е гг. в силу правовых и организационных недостатков была малоэффективной.
Уточненные базовые положения уголовной ответственности за посягательства на свободу конкуренции законодатель закрепил в ст. 178 "Монополистические действия и ограничение конкуренции" УК РФ, они начали действовать с 1 января 1997 г. При этом к числу общественно опасных, т.е. подлежащих уголовному преследованию, форм монополистических действий и ограничения конкуренции были отнесены раздел рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен.
В первоначальной редакции ч. 1 ст. 178 УК РФ, с одной стороны, были указаны лишь отдельные формы монополистических действий и ограничения конкуренции, а с другой - состав преступления был сформулирован как формальный, т.е. наступление каких-либо общественно опасных последствий не являлось обязательным признаком оконченного преступления. Тем самым законодатель определил предпосылки для пресечения отдельных форм монополистической деятельности на ранних стадиях.
29 июля 2009 г. Федеральным законом N 216-ФЗ в ст. 178 "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции" УК РФ внесен ряд изменений, отражающих существенные перемены в отношении государства к роли уголовного закона как инструмента защиты интересов честной конкуренции в нашей стране. Указанные изменения вступили в силу 30 октября 2009 г.
Принятию этих изменений предшествовал длительный процесс разработки законопроекта, стартовавший в апреле 2006 г. Его первоначальный вариант готовился специалистами Института государства и права РАН в рамках конкурса, объявленного ФАС России, а затем дорабатывался и согласовывался с участием представителей всех заинтересованных сторон (Администрации Президента РФ, Минюста России, Минэкономразвития России, МВД России). Несмотря на то что принятый законодателем вариант новой редакции ст. 178 УК РФ заметно отличался от первоначальной конкурсной разработки Института государства и права РАН, ключевые новеллы остались почти нетронутыми.
|