Четверг, 28.11.2024, 11:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Субъекты международного экономического права

Субъекты МЭП те же, что и вообще в международном праве, а именно государства и некоторые подобные им образования, а также правосубъектные межгосударственные организации.

Но государства обладают, кроме того, гражданско-правовой правосубъектностью и вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической коммерческой деятельности в так называемых «диагональных» (Е. Т. Усенко) отношениях, т.е. в гражданско-правовых отношениях с иностранными физическими или юридическими лицами. В таких случаях в западной доктрине иногда говорят о так называемом торгующем государстве, которое, вступая в «диагональные» отношения, якобы ipso facto теряет присущие ему иммунитеты, в том числе в части применения иностранной юрисдикции, судебно-исполнительных мер и иммунитета от предварительного обеспечения исковых требований. Такого рода доктринальные мнения об утрате «торгующим государством» автоматически всех своих иммунитетов не разделяются отечественной наукой, не воспринимаются вполне и в практике иностранных судов.

Международные организации. Правоспособность, а также международные привилегии и иммунитеты международных организаций строго функциональны и обычно определяются их учредительными документами. Соответственно субъектами МЭП реально могут быть лишь те международные организации, которые наделены функциональной правоспособностью, позволяющей им вступать в международные публичные правоотношения с другими субъектами международного права.

Не обладают международной правосубъектностью, в том числе и в рамках МЭП, выделяемые в науке так называемые международные пара-организации (Г.М. Вельяминов), т.е. международные формирования, близкие (греч. пара), подобные действительным организациям, но принципиально отличающиеся от этих последних тем, что не они наделяются правосубъектностью; обычно функционируют, хотя и с определенным составом членов, без полноценных учредительных актов; не имеют формализованной организационной структуры; не обладают правом принятия юридически квалифицированных, обязывающих государства-члены решений. В современном мире количество параорганизаций, однако, все увеличивается и практическое значение их активности может быть весьма велико. Примерами могут служить так называемая Большая семерка (восьмерка), ГАТТ (периода 1948—1993 гг.), БРИКС, Парижский клуб государств-кредиторов, межправительственные комиссии, образуемые часто на базе долгосрочных торгово-экономических и тому подобных, обычно двусторонних, соглашений, и т.д.

Интеграционные объединения государств. Интеграция — процесс, обеспечиваемый международно-правовыми средствами и направленный на последовательное образование межгосударственного экономического, а возможно, и политического единого, целостного (integro) пространства, зиждущегося на общем рынке обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В наибольшей мере этот процесс осуществляется в рамках Евросоюза.

Формы интеграционно-преференциальных объединений могут быть различными:

зоны (ассоциации) свободной торговли, которые предполагают отмену таможенных и иных ограничений для торговли товарами (обычно с некоторыми исключениями) между странами — участницами зоны, но с сохранением ими самостоятельной торговой политики и своих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. От зон свободной торговли следует отличать так называемые свободные экономические зоны (свободные гавани и т.п.). Эти последние образуются обычно государствами односторонне на собственной территории для целей привлечения различными таможенными, налоговыми и другими льготами иностранных инвесторов транспортных и других предприятий;

таможенные союзы — означают свободную, беспошлинную торговлю товарами внутри союза, ликвидацию национальных таможенных тарифов стран-участниц, проведение ими общей торговой политики и установление единого для всего союза таможенного тарифа в торговле с третьими странами и единого таможенного пространства;

экономические союзы (пример — Евросоюз, а также декларирован в рамках Евразийского экономического союза — ЕАЭС, образованного в 2014 г.) — предполагают в принципе образование общего рынка для обмена товарами, услугами, капиталами и свободу миграции рабочей силы, включая и единое таможенное пространство. Впрочем, четких параметров экономического союза не существует;

единое экономическое пространство — предполагает объединение государств в разнообразных правовых формах в целях, в частности, использования единой валюты, унификации налогового, социального и т.п. регулирования;

особые преференциальные системы, которые, в частности, в силу рекомендаций ООН применяются развитыми странами для развивающихся стран, а также между развивающимися странами. Причем предоставляемые преференции обычно не считаются нарушением принципа наибольшего благоприятствования по отношению к странам, не пользующимся преференциями.

Интеграционные и преференциальные системы разного типа, такие как зоны (ассоциации) свободной торговли, иные таможенно-тарифные преференциальные системы и союзы, обычнно правосубъектностью не наделяются. Но могут быть и правосубъектными (например, Евросоюз).

Международные экономические конференции неправосубъектны.

В западной доктрине распространено мнение (в русле упомянутого выше lex mercatoria) о придании транснациональным корпорациям (ТНК), с учетом их огромной экономической мощи, международноправового статуса. Такой подход, однако, принципиально неприемлем формально-юридически и нереален практически.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (12.06.2017)
Просмотров: 178 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%