Такое регулирование заложено в самом Уставе ООН, две главы которого (IX. Международное экономическое и социальное сотрудничество; X. Экономический и социальный совет) прямо посвящены урегулированию этих отношений. Органами ООН, компетентными решать соответствующие проблемы, являются как высшие руководящие органы Организации — Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, так и специальные региональные экономические комиссии (для Европы, США и Канады; для стран Азии и Тихого океана; для Африки; для Западной Азии; для Латинской Америки и Карибского бассейна). Кроме того, на волне эпохи деколонизации в 1964 г. состоялась событийная Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), преобразованная далее в автономный орган Генассамблеи ООН. В рамках ЮНКТАД развивающиеся страны выступали единым фронтом (Группа 77), и ими при поддержке социалистических стран в ходе Конференции в 1964 г. выдвинута была и утвердилась впоследствии в международном праве концепция (принцип) одностороннего преференциального режима со стороны развитых стран для развивающихся стран в таможенно-тарифных и подобных торгово-экономических отношениях. Эта концепция была воспринята и в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ).
Проблемы урегулирования международных экономических отношений находятся в центре внимания и специализированных учреждений ООН (МВФ, МБРР, ВОИС, ИМО, ИКАО, МСЭ, ФАО, МОТ и др.) в рамках их компетенции. Названные международные учреждения вносят свой вклад в урегулирование международных экономических отношений посредством, в частности, организации и проведения встреч и конференций, разработки международных конвенций и т.п. актов.
|