Систему международно-правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по налогообложению, образует международное налоговое право (МНП). Место МНП в системе международного права — предмет научных споров. Нормы МНП оформляют, среди прочего, принципы и подходы государств к решению общих проблем в налогообложении, унификации налогового законодательства.
К источникам МНП следует отнести договоры из международной практики государств: об избежании двойного налогообложения; о предотвращении уклонения от налогообложения; о налогообложении доходов от инвестиций; о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле; об обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства; о взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства; о статусе разного рода некоммерческих учреждений, создаваемых за рубежом (например, культурных центров); о принципах взаимной торговли; о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и др.
Вопросы налогообложения отражены и в праве экономической интеграции. В Договоре о ЕАЭС 2014 г. (ст. 71—73) определены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, взимания косвенных налогов, налогообложения доходов физических лиц, осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов. В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере 1999 г. В Лиссабонском договоре о функционировании ЕС (ДФЕС) налоговые положения содержатся в ст. 110—113.
Налоговой проблематикой занимаются многие международные организации. Под эгидой ОЭСР, например, были одобрены тексты типовых (модельных) конвенций об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, на капитал, на наследуемое имущество и др., а также о взаимной помощи в налоговых вопросах. В рамках ООН был подготовлен текст Типовой конвенции об урегулировании налоговых отношений между развитыми и развивающимися государствами (1980). Налоговые аспекты присутствуют в соглашениях Марракешского пакета ВТО (ГАТТ, ГАТС).
Среди международных неправительственных организаций в налоговой сфере можно указать на Международную налоговую ассоциацию и Международное бюро налоговой документации (созданы в 1938 г.).
В настоящее время развитые страны предпринимают усилия для того, чтобы взять под контроль финансовые потоки, которые проходят через так называемые офшорные зоны (или «налоговые гавани») — страны (территории), предоставляющие слишком большой объем финансовых услуг нерезидентам, разного рода льгот (преимуществ). Так, например, в рамках Большой двадцатки (G 20) выносятся рекомендации по ужесточению законодательства в офшорных зонах и сотрудничеству властей с другими государствами в части контроля за финансовыми потоками и борьбы с уклонением от уплаты налогов. В 2006 г. было принято решение «принять меры против юрисдикций, не желающих сотрудничать». ОЭСР ведет «черный список» офшоров, которые не представляют необходимой информации о налоговых и финансовых операциях. Споры по этим вопросам прошли между ОЭСР и Швейцарией, США и Швейцарией. Некоторые рекомендации по борьбе с отмыванием денег, исходящие от ФАТФ, также имеют антиофшорную направленность.
Настоящую проблему в международной системе представляет собой стремление США решать многие интернационализированные вопросы не методом двустороннего или многостороннего международно-правового регулирования, а методом одностороннего регулирования, навязывая государствам нормы национального права США принятием законов экстратерриториального действия. Примером может служить вступивший в силу в 2013 г. Закон США под названием ФАТКА (Foreign Account Tax Compliance Act — FATKA) о налогообложении иностранных счетов. По этому Закону все иностранные банки, имеющие счета лиц, происходящих из США, обязаны периодически направлять в Федеральную налоговую службу США на основе договора соответствующую информацию о финансовых операциях и балансах этих счетов. В случае отказа делать это иностранные банки будут штрафоваться путем списания 30 % со всех переводов, которые направляются в их адрес американскими партнерами, либо наказываться закрытием счетов. Совершенно очевидно, что данный Закон распространяет свое действие на субъектов других национальных правовых систем. Вместо того, чтобы решать проблему путем международных договоров, США распространяют на правовые системы других государств юрисдикцию своих национальных законов. Подобную практику можно квалифицировать как «правовой гегемонизм», как отрицание международно-правового принципа суверенного равенства государств.
|