Четверг, 28.11.2024, 11:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Международное инвестиционное право

Суть международного инвестиционного права — в обеспечении и защите права собственности, но в узком смысле, а именно применительно лишь к собственности на зарубежные инвестиции. При этом под инвестициями понимаются обычно только так называемые прямые капиталовложения в виде участия в капиталах предприятий, а не портфельные, банковские вклады и другие перемещения капиталов.

На внутринациональном уровне режим иностранных инвестиций принципиально подпадает под компетенцию государства места нахождения инвестиционного объекта. Но активное развитие экспорта капиталов в виде инвестиций после Второй мировой войны вызвало необходимость обеспечить большую гарантированность инвестиций, нежели она может обеспечиваться национальным, часто нестабильным законодательством и юстицией стран — импортеров инвестиций. Такая гарантированность была найдена в международно-правовом регулировании, прежде всего посредством заключения двусторонних соглашений о режиме иностранных инвестиций. Начало практике заключения таких соглашений было положено развитыми странами, экспортирующими капиталы преимущественно в развивающиеся страны. В настоящее время в мире заключены сотни двусторонних международных соглашений о поощрении и защите инвестиций, иначе — двусторонних инвестиционных договоров (далее — ДИД[1]). Десятки ДИД заключены и Россией. Таким образом, накопленный внушительный договорно-нормативный корпус, а главное, исключительное значение перемещения миллиардных масс интернациональных капиталов и дали основания для утверждения к концу XX в. особой правовой дисциплины «Международное инвестиционное право» в качестве подотрасли международного экономического права.

Общее международное право не содержит каких-либо специальных, существенных общепризнанных принципов и норм режима иностранных инвестиций. Некоторые усилия для создания базисной основы такого режима предпринимались, хотя и не очень успешно. Так, еще в 1961 г. в ОЭСР был принят регионального значения так называемый Кодекс либерализации движения капиталов, рекомендовавший государствам — членам ОЭСР постепенно упразднять ограничения движения капиталов.

Уникальной попыткой урегулирования на многосторонней основе секторального (в области энергетики) режима иностранных инвестиций являются декларативная Европейская энергетическая хартия 1991 г. и Договор к ней (ДЭХ) 1994г. с участием России, бывших социалистических стран Восточной Европы, а также стран Запада, которые, однако, изначально пытались преследовать политику использования Договора, с одной стороны, для обеспечения свободного доступа к эксплуатации российских энергоресурсов, а с другой стороны (в том числе с применением инструментария Европейского союза) — для последовательных ограничений трубопроводной транспортировки, а также дистрибуции, особенно газа, российскими компаниями на европейских рынках. Такая политика вынудила в 2009 г. Россию к отказу от участия в ДЭХ.

Вспомогательным конвенционным инструментом обеспечения общего правового режима иностранных инвестиций является Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств 1965г. (подписана, но не ратифицирована СССР/Россией).

Главным же правовым средством урегулирования трансграничного перемещения капиталовложений остаются упоминавшиеся ДИДы, приоритетным содержанием которых является защита интересов иностранных инвесторов, включая ТНК. Условия такой защиты (в том числе от так называемых некоммерческих, иначе — политических рисков) и являются реальным ядром ДИДов.

ДИДы содержат стандартные наборы условий. Основными являются принципы наибольшего благоприятствования и (или) национального режима. При этом крупные страны — экспортеры капиталов (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония и др.) имеют свои собственные модели ДИДов, хотя отчасти с отличающимися формулировками, но в основном с довольно единообразным набором условий (клаузул).

Одной из специфических является клаузула о предохранении прав, цель которой обеспечить, чтобы любой более благоприятный режим, вытекающий для сторон из других международных соглашений или из их национального законодательства, превалировал над условиями данного ДИД.

Другой обычной для ДИДов является зонтичная клаузула, согласно которой договаривающаяся сторона ДИД обязуется соблюдать обязательства, взятые ею на себя в отношении инвестиций на ее территории. Обычна и так называемая стабилизационная («дедушкина») оговорка, предусматривающая, что в случае возможных изменений законодательства для соответствующих инвестиционных правоотношений сохраняются законодательные условия, действующие на время подписания инвестиционного контракта или ДИД. Специфичны и особые субрагационные оговорки, которыми обусловливается регрессное право страховщика инвестиций (выплатившего страхователю- инвестору страховое возмещение) к стороне, причинившей ущерб, практически к государству — импортеру инвестиций, признанному виновным в причиненном ущербе.

Для государств — участников Вашингтонской конвенции 1965 г. международной площадкой для урегулирования инвестиционных споров в основном между инвесторами и государствами — импортерами инвестиций явился Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС1). К сожалению, в рамках МЦУИС — в противоречие с условиями самой Вашингтонской конвенции 1965 г. (предусматривающей применение национальных правовых систем при разрешении споров) — изначально укоренилась практика опоры на прецедентное право, сложившееся в самом МЦУИС. Статистика между тем свидетельствует, что ответчиками по искам в Центре являются почти исключительно развивающиеся и бывшие социалистические страны — импортеры инвестиций, а победительными истцами — инвесторы из развитых стран. Все это, естественно, не может служить резоном для участия России в Конвенции.

После распада СССР большинство стран СНГ приняли собственные, причем различающиеся, законы об иностранных инвестициях. Так, в России действует Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 3 февраля 2014 г.). При этом в ряде стран СНГ (например, в Украине) устанавливались более льготные режимы для иностранных инвестиций, чем в России, и возникала возможность проникновения иностранного капитала на рынок России в обход ее законодательства, в том числе налогового, с использованием формально образованных предприятий в иных странах СНГ. Соответственно, ими было заключено многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., в котором предусматривалось обеспечение взаимной защиты ин- [2] вестиционных интересов, сближение (но без согласия на это Украины) инвестиционного законодательства.

На национальном уровне функции гарантирования инвестиций возлагаются обычно на специальные образуемые государствами учреждения, наделяемые правами юридического лица. В США, к примеру, — это Overseas Private Investments Corporation (OPIC) — Корпорация по зарубежным частным инвестициям. Универсальным, по идее, международным механизмом гарантирования инвестиций, хотя и не получившим широкого применения, является созданное на основе Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по гарантиям инвестициий (МИГА), в котором состоит большинство государств мира. МИГА входит в систему МБРР, но обладает юридической и финансовой независимостью. Членами являются государства, однако правовой статус Агентства определяется как юридическое лицо. Все государства- члены входят либо в группу I — развитых стран, вносящих вместе 60% подписного капитала МИГА (крупнейшие вкладчики: США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция), либо в группу II — в составе развивающихся стран (в эту же группу включены были Россия и другие страны переходного этапа экономического развития). МИГА предоставляет инвестиционные гарантии только инвесторам из группы I, осуществляющим операции на территориях стран группы II.

Другим многосторонним механизмом регулирования режима международных инвестиций является ТРИМС — Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер 1994 г. в рамках системы ВТО. Соглашение закрепило обязательства стран-участниц не допускать в своем внутринациональном регулировании, связанном с использованием иностранных инвестиций, нарушений условий ВТО в отношении свободной конкуренции в торговле. По сути же имеется в виду кардинальное сужение возможностей стран — импортеров инвестиций в применении ими так называемых performance requirements, т.е. требований при использовании инвестиций достижения определенных выгодных для развития страны экономических результатов (посредством приоритетов и льгот для национальных учреждений и т.п.).

 

[1] Широко используется также английская аббревиатура — BIT (Bilateral Investment Treaty).

[2] Широко используется также английская аббревиатура — ICSID (International Centre of Settlement for Investment Disputes).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (14.06.2017)
Просмотров: 124 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%