Четверг, 28.11.2024, 11:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовое регулирование международных экономических отношений на региональном уровне

Исторический опыт региональной интеграции. Экономическая интеграция означает организованное экономическое и правовое обособление группы государств в некую единую общность со своим — более благоприятным — правовым режимом регулирования торговли, инвестиционного, финансового пространства, движения рабочей силы и т.п. В результате интеграционные объединения превращаются в региональные «центры экономической силы», общие цивилизационные пространства. Конкуренция между государствами трансформируется в конкуренцию между интеграционными блоками.

В рамках интеграционных объединений обеспечивается согласованная либо единая экономическая политика, которая реализуется через сближение законодательства, через его гармонизацию, имплементацию во внутреннее право норм международных договоров, а также через прямое действие норм наднационального характера. Образуется правовая система соответствующего интеграционного объединения, состоящая из триединства норм внутреннего права, международно-правовых норм и норм, исходящих от наднационального органа интеграции. Нормы, выработанные и применяемые для создания интеграционных объединений и регулирования отношений в них, образуют право интеграции. Через право интеграции государства-участники унифицируют внутренние правовые режимы, в которых взаимодействуют «вещи» и «лица» (операторы).

Посредством международно-правового обычая и последующего договорного закрепления было выработано исключение из принципа наибольшего благоприятствования (ПНБ) для «внутриинтеграционных» режимов. Данное исключение можно считать правовым основанием всего права экономической интеграции, поскольку оно юридически открывает государствам возможность экономического «обособления».

Принято различать разнообразные международно-правовые формы интеграционно ориентированных объединений (см. § 3 настоящей главы).

Организационно-правовые формы интеграции не обязательно чередуются в определенном порядке, они могут наслаиваться одна на другую, вбирать в себя друг друга. Благодаря интеграционным объединениям в международной экономической системе возникает своего рода экономическая «многополюсность».

Управляемый процесс интеграции начался в Европе в середине ХХ в. Под эгидой Советского Союза в 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в составе государств Восточной Европы, который положил начало экономической интеграции государств, называвшихся в то время социалистическими. В июне 1991 г. СЭВ прекратил свое существование, а в декабре того же года Россией, Белоруссией и Украиной было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), к которому постепенно присоединились и некоторые другие государства — бывшие республики СССР. Последующая история строительства интеграции была сложной. В рамках СНГ было подписано множество договоров, предусматривавших создание разных форм интеграции, но большинство из них не удалось реализовать. В 2011 г. был подписан Договор о зоне свободной торговли, который начал работать (по состоянию на начало 2015 г. Договор вступил в силу для семи государств — членов СНГ).

В 2000 г. пять государств СНГ — Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия создали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), более жесткое, с правовой точки зрения, интеграционное объединение. Оно оказалось эффективным: в его рамках были заключены десятки договоров, реально направлявших экономическую интеграцию государств-членов. На этой основе три государства — Россия, Белоруссия и Казахстан создали Таможенный союз, который начал свою работу с 1 января 2010 г., со вступлением в силу Единого таможенного тарифа. Интеграция в сфере торговли была дополнена интеграцией в более широком диапазоне экономического взаимодействия: с января 2012 г., после подписания пакета соглашений, заработало Единое экономическое пространство (ЕЭП) трех стран. В 2014 г. Россия, Беларусь и Казахстан подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС); позднее к Договору присоединилась Армения. Особенность новой стадии экономической интеграции на постсоветском пространстве состоит в применении метода наднационального регулирования: государства-участники передали часть своей компетенции органу ЕАЭС — Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). ЕврАзЭС в 2014 г. было упразднено.

В 1951 г. начался процесс интеграции государств Центральной Европы; в качестве первого опыта, сроком на 50 лет, было создано Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. шесть государств- основателей заключили Римский договор, учредивший Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В своем развитии это интеграционное объединение прошло через все основные стадии — зоны свободной торговли, таможенный союз, платежный союз, валютный союз, экономический союз и т.д. С 1992 г. ЕЭС получило название Европейского союза (ЕС). Экономическая интеграция, по сути, привела ЕС к некоему политэкономическому межгосударственному образованию конфедеративного типа. В настоящее время международно-правовой основой ЕС является Лиссабонский договор 2007 г.1

В ходе строительства ЕЭС на европейском цивилизационном пространстве столкнулись две модели интеграции — «франко-германская» и «британская». Под эгидой Великобритании в 1960 г., на основании Стокгольмской конвенции 1959 г., был образован интеграционный блок из нескольких стран — Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Однако в 1972 г. Великобритания вышла из ЕАСТ и вошла в европейский общий рынок. В 1992 г. между ЕЭС и ЕАСТ было заключено Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП).

В международной экономической системе следует различать два типа международных организаций: а) организации, являющиеся институциональной основой экономической интеграции; б) организации, созданные для обеспечения и развития экономического сотрудничества. При региональном экономическом сотрудничестве не затрагивается государственный суверенитет, сфера внутренней компетенции; сотрудничество требует, как правило, единогласия государств-участ- ников. И наоборот, экономическая интеграция затрагивает вопросы суверенитета, требует ускоренного устранения экономических границ [1] и, следовательно, других методов взаимоотношений и правового регулирования.

Примером одной из международных организаций, нацеленных на развитие экономического сотрудничества, является Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (в 1948—1960 гг. называвшаяся Организацией европейского экономического сотрудничества — ОЕЭС). ОЭСР занималась разработкой правил поведения многонациональных предприятий; вопросами унификации норм, касающихся избежания двойного налогообложения; координацией энергетической политики государств-участников; вопросами законодательства о конкуренции, банкротстве, приватизации и др. В рамках ОЭСР велась разработка проекта Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ); были приняты акты рекомендательного характера — Кодекс либерализации движения капитала и Кодекс либерализации текущих невидимых услуг (1993). В 1974 г. под эгидой ОЭСР было создано Международное энергетическое агентство (МЭА). Россия является государст- вом-наблюдателем в ОЭСР и намерена стать членом этой Организации.

В Азии примером международной организации сотрудничества является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная принятием Декларации в 2001 г. рядом государств, включая Россию и Китай. Хартия 2002 г. детализировала функции и полномочия Организации. Одной из целей ШОС является развитие сотрудничества в экономической и торговой областях.

Современные международные организации региональной экономической интеграции. Во второй половине ХХ в. интеграционные процессы развернулись на всех континентах. В Северной Америке была создана Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА); латиноамериканские страны образовали несколько субинтеграционных объединений, а в 2008 г. подписали Договор о создании Южноамериканского союза наций.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе существуют: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), интеграционные объединения под эгидой Австралии. Арабские страны образовали общий рынок в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе также и африканские государства.

НАФТА — интеграционное объединение США, Канады и Мексики, действующее на основе Соглашения о зоне свободной торговли 1988 г. В НАФТА практически сложилась зона свободной торговли товарами и услугами (с определенными исключениями), унифицированы нормы по защите интеллектуальной собственности, строится единое инвестиционное пространство. В этом интеграционном объединении не созданы органы с наднациональной юрисдикцией: преимущественная экспансия транснациональных корпораций США обеспечивается путем экстратерриториального применения национального права США и легализации интересов США в заключаемых международных договорах.

В рамках НАФТА США «отрабатывают» системное регулирование в различных сферах отношений, которое затем переносят в другие структуры, например в переговорный процесс во Всемирной торговой организации (ВТО). Так, между США, Канадой и Мексикой подписаны договоры об экологических и трудовых стандартах, и США стремятся воспроизвести аналогичные нормы в праве ВТО. Кроме того, США нацелены на то, чтобы создать на базе НАФТА Всеамериканскую зону свободной торговли (ВАЗСТ) — Free Trade Area of the Americas (FTAA).

В настоящее время США осуществляют два больших проекта по созданию так называемых партнерств: а) Трансатлантического партнерства с ЕС; б) Транс-Тихоокеанского партнерства со странами Азии и Тихоокеанского бассейна. Это попытка закрепить свое лидерство в международной экономической системе на глобальном уровне в ущерб нормам права ВТО и региональным интеграционным процессам.

МЕРКОСУР — Южноамериканский общий рынок, который был создан на основе Программы экономической интеграции и сотрудничества между Аргентиной и Бразилией 1985 г., последующих соглашений, в частности Асунсьонского договора 1991 г. В состав МЕРКОСУР входят, помимо Аргентины и Бразилии, Венесуэла и Уругвай. Данное интеграционное объединение достигло стадии таможенного союза и зоны свободной торговли. Имеется общий Таможенный кодекс. Перемещение граждан государств МЕРКОСУР в пределах объединения осуществляется без виз. Ставятся задачи строительства общего энергетического рынка, введения единой валюты.

Андское сообщество наций (до 1996 г. — Андский пакт) — интеграционное объединение Боливии, Колумбии, Перу и Эквадора, созданное на основе Картахенского соглашения 1969 г. В рамках Сообщества также были созданы зона свободной торговли и таможенный союз, обеспечен безвизовый режим перемещения граждан. В 2003 г. между МЕРКОСУР и Андским сообществом наций (АСН) было подписано Соглашение об экономическом взаимодополнении. В 2004 г. главы государств двух объединений подписали Декларацию, а в 2008 г. — Договор о создании Южноамериканского союза наций.

 

В Латинской Америке существуют и другие интеграционные объединения и международные организации экономического сотрудничества. Все они в той или иной степени испытывают влияние США и НАФТА, находятся под воздействием проекта США по созданию Всеамериканской зоны свободной торговли. По планам США в эту зону должны войти 34 государства Северной и Южной Америки, исключая Кубу. Подготовлен проект соответствующего соглашения, однако реализация планов тормозится из-за различий в подходах США и большинства латиноамериканских стран в отношении такой зоны. Создание ВАЗСТ — один из ключевых элементов построения нового мирового экономического порядка, как он видится США.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) выделяют несколько центров экономической интеграции. Главные их них — АСЕАН и АТЭС.

АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии создана в 1967 г. на основе Бангкокской декларации; в последующем оформлена Балийским договором о дружбе и сотрудничестве 1976 г., а в 2007 г. — Уставом АСЕАН. В Ассоциацию входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. Экономическая интеграция — лишь одно из направлений ее деятельности. Создана зона свободной торговли, формируются таможенный союз, зона свободного движения инвестиций, экономическое сообщество. Особенно тесные договорные отношения связывают АСЕАН с Китаем, Японией и Республикой Кореей. Осуществляются меры по формированию в этом составе Восточноазиатского экономического сообщества, а во взаимодействии с Австралией и Новой Зеландией — Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Россия связана с АСЕАН Совместной декларацией о партнерстве 2003 года и другими международными актами.

АТЭС — Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в которую входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Республика Корея, США, Япония, Китай (включая Гонконг и Тайвань), Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Чили, Перу, Вьетнам, с 1998 г. — Россия. Образована в 1989 г. АТЭС можно отнести к разряду «мягких организаций»: у нее нет большого аппарата, нет устава, она не принимает обязательных решений; каждое государство самостоятельно определяет порядок и сроки реализации обсуждаемых мер на основе индивидуальных планов. Организация провозгласила в качестве главной задачи создание системы свободной и открытой торговли на основе правил ГАТТ/ВТО, снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, инвестиций. Практически речь идет о построении региональной зоны свободной торговли и экономического сообщества. АТЭС находится в некой конкуренции с АСЕАН и противостоит в международной экономической системе таким центрам экономической силы, как ЕС и НАФТА.

На постсоветском пространстве главным центром интеграционных процессов становится Евразийский экономический союз, созданный на основе Договора 2014 г. Договор нацелен на управление единым таможенным и Единым экономическим пространством. В рамках Таможенного союза установлены общие правила таможенных процедур, применения технических стандартов, санитарных мер; действует Таможенный кодекс Таможенного союза. В рамках Единого экономического пространства осуществляется координация макроэкономической политики; валютной политики; торговли услугами; осуществления инвестиций; регулирования финансовых рынков; политики налогообложения; принципов и правил конкуренции; охвачены такие сферы, как энергетика, транспорт, государственные (муниципальные) закупки, интеллектуальная собственность, промышленность, агропромышленный комплекс, трудовая миграция. На основе Договора в указанных сферах могут проводиться три вида политики: а) скоординированная; б) согласованная; в) единая, и степень интеграции углубляется по мере перехода от политики координации к единой политике в тех или иных вопросах взаимодействия государств-участников.

 

[1] Интеграция в рамках ЕС далеко вышла за рамки лишь экономического сотрудничества.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (14.06.2017)
Просмотров: 201 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%