На территории отдельных государств расположены международные морские каналы. Они представляют собой искусственные сооружения, соединяющие части моря, и используются для международного морского судоходства. Такие каналы являются или единственными или просто удобными, с точки зрения затрат, морскими путями. Несмотря на то, что международные каналы лежат в пределах территории государств и являются их водной территорией, т.е. находятся под суверенитетом государств, где они расположены, их внутренними водами, такого рода каналы имеют наряду с национальным правовым режимом и специфический международно-правовой режим ввиду их большого значения для международного судоходства, сложившихся общепризнанных норм международного права в области судоходства. Поэтому эти воды рассмотрим как отдельный вид пространств в пределах территории государств с правовым режимом, отличным от того, который свойствен в целом внутренним водам.
Суэцкий канал. Канал был открыт в 1869 г. и соединяет Красное и Средиземное моря. Конвенция о Суэцком канале, регулирующая режим плавания в нем, была заключена в 1888 г. и действует поныне[1]. Она установила, что канал открыт для плавания судов всех стран на равных основаниях как в мирное, так и в военное время. Суэцкий канал является нейтрализованной территорией — в самом канале и в трехмильной зоне вокруг выхода из него запрещено ведение военных действий. Блокада канала запрещена, равно как и любые действия, которые могут нарушить плавание по нему. Согласно законодательству Египта управление и эксплуатация канала возложены на египетскую администрацию Суэцкого канала, которая издает и правила плавания по нему. Проход по каналу платный и осуществляется с лоцманской проводкой. Взимаемые сборы должны идти на улучшение условий судоходства, содержание необходимого персонала и т.п. Эти сборы равны для всех государств. За нарушение режима прохода по каналу взимается штраф.
Панамский канал. Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны и официально открыт для международного морского судоходства с 1920 г. Судоходство по Панамскому каналу регулировалось договорами между Панамой и США. В 1977 г. правительства Панамы и США подписали Договор о Панамском канале (в настоящее время не действует) и Договор о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала. Эти договоры отменили все предыдущие. С 1 января 2000 г., согласно договору между этими государствами, канал и все его сооружения перешли под юрисдикцию Панамы. На срок действия Договора США сохраняют «право» на размещение в зоне канала своих вооруженных сил. Но при этом канал является открытым для судоходства на прежних условиях. При проходе по каналу обязательны лоцманская проводка, санитарный досмотр. С судов, осуществляющих иную деятельность, чем транзитный проход, взимается плата. За нарушение режима прохода судна панамским законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность.
В качестве альтернативы Панамскому каналу правительство Никарагуа планирует в ближайшее время строительство Никарагуанского канала, что существенно разгрузит международное морское судоходство. Ожидается, что его длина составит 278 километров.
Кильский канал соединяет Балтийское и Северное моря и проходит по территории Федеративной Республики Германии. Открыт для судоходства с 1896 г., режим которого устанавливается законодательством Германии. В настоящее время действуют Правила плавания 1939 г., в которые были внесены отдельные изменения. Канал открыт для прохода судов всех стран. За проход взимается установленный сбор. Однако проход иностранных военных кораблей возможен на основании разрешения, запрашиваемого для каждого отдельного случая по дипломатическим каналам. Власти ФРГ могут приостановить проход судов по соображениям безопасности или для принятия мер по поддержанию канала в эксплуатационном состоянии. Лоцманская проводка обязательна для судов большого водоизмещения.
Коринфский канал проходит полностью по территории Греции. Он соединяет Эгейское и Ионическое моря и открыт для торгового судоходства всех стран. Режим канала регулируется законодательством Греции. Проход разрешительный на основании заявки.
Сайменский канал не относится к числу международных морских каналов. Он соединяет систему озер Сайма с Финским заливом. Канал проходит по территории Финляндии и РФ. Его режим определен Договором между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал 2010 г.
[1] Настоящую Конвенцию подписали Великобритания, Франция, Россия, Австро- Венгрия, Германия, Испания, Италия, Голландия, Турция, представлявшая одновременно Египет. В дальнейшем к Конвенции присоединились Греция, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Китай и Япония.
|