Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства- архипелага — его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. Его ширина, согласно Конвенции 1982 г., не должна превышать 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий[1], определенных в соответствии с этой Конвенцией[2]. У государств-архипелагов ширина территориального моря отмеряется от архипелажных исходных линий. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.
В пределах своего территориального моря прибрежное государство устанавливает правовой режим по своему усмотрению, так как оно находится под суверенитетом прибрежного государства. Однако допускаются изъятия из национального правового режима территориального моря в соответствии с общим и конвенционным международным правом. Поэтому правовой режим территориального моря в ряде моментов отличается от правового режима внутренних морских вод. Эти отличия заключаются в следующем.
В соответствии с Конвенцией 1982 г. суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Это правило применяется ко всем судам. При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или пройти во внутренние воды, или выйти из них, или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.
К проходу предъявляются следующие требования. Он должен быть быстрым и непрерывным, за исключением случаев оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие, а также остановки и стоянки на якоре, если это связано с обычным плаванием или необходимо вследствие непреодолимой силы или бедствия. Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права.
Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через его территориальное море, пользоваться установленными морскими коридорами и схемами (системами) разделения движения, которые оно может установить или предписать для регулирования прохода судов. В частности, в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, может быть выдвинуто требование следовать по таким морским коридорам.
Прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальное море, за исключением случаев, предусмотренных Конвенцией 1982 г. Это государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.
Прибрежное государство может без дискриминации по форме или по существу между иностранными судами временно приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного его опубликования.
Согласно ст. 27 Конвенции 1982 г. уголовная юрисдикция прибрежного государства может осуществляться на борту иностранного судна (торгового судна или государственного судна, эксплуатируемого в коммерческих целях), проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода:
если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или
если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Однако указанное не затрагивает права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних морских вод. То есть прибрежное государство может устанавливать и осуществлять на борту такого судна свою юрисдикцию в таких случаях в отношении любых преступлений и иных правонарушений, предусмотренных его законодательством.
Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. Государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции 1982 г., или других норм международного права.
Правовой режим территориального моря в РФ регламентируется Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
[1] Согласно Федеральном закону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются: линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах; прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе; прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат РФ; система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими РФ. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны РФ, утверждается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
[2] Однако до сих пор существуют государства с иной шириной вод территориального моря: США, ФРГ — 3 мили, Норвегия — 4 мили, Греция — 6 миль. В Анголе же она составляет 20 миль, в Нигерии и Того — 30, в Камеруне — 50, а в ряде латиноамериканских стран (Панама, Эквадор и др.), в Сомали достигает 200 миль.
|