Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (далее - Конвенция) была подписана от имени Российской Федерации в городе Палермо (Италия) 12 декабря 2000 г. и ратифицирована вместе с дополняющими ее протоколами Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ. Одновременно в ратификационном Законе Российской Федерацией был сделан ряд заявлений, определяющих условия и ограничивающих пределы применения Конвенции российской стороной.
Основной целью Конвенции названо содействие сотрудничеству в деле борьбы с транснациональной организованной преступностью, в том числе повышение эффективности ее предупреждения.
Данная Конвенция на сегодня ратифицирована также Республикой Беларусь (2003 г.) и Республикой Казахстан (2008 г.).
В соответствии со ст. 3 Конвенции последняя (если в ней не указано иное) применяется лишь к предупреждению, расследованию и уголовному преследованию преступлений, предусмотренных ст. 5, 6, 8 и 23 Конвенции.
При этом данные преступления должны одновременно: а) относиться к так называемым серьезным преступлениям в соответствии со ст. 2 Конвенции, т.е. наказываться не менее чем четырьмя годами лишения свободы или более строгим наказанием; б) носить транснациональный характер; в) быть совершенными при участии (в составе) организованной преступной группы.
К конвенционным преступлениям относятся следующие виды умышленных преступлений:
1) организованная преступная деятельность, в том числе в форме сговора с одним или несколькими лицами относительно совершения серьезного преступления, преследующего цель, связанную (прямо или косвенно) с получением финансовой или иной материальной выгоды, а равно фактическое совершение одним из участников сговора действия для реализации этого сговора;
2) легализация (отмывание) доходов от преступной деятельности, в том числе в форме участия в сговоре или вступления в сговор с целью совершения любого из предусмотренных в Конвенции преступлений (ст. 6 Конвенции);
3) коррупционные преступления (ст. 8 Конвенции);
4) преступления против правосудия.
Нужно иметь в виду, что используемые в Конвенции понятия "умышленные действия", "умышленные преступления" применяются в значении, отличном от значения, используемого в уголовном законодательстве России. Согласно ст. 25 УК РФ понятие умысла относится только к так называемым материальным составам преступлений, т.е. преступлений, обязательным признаком которых является общественно опасное последствие. Соответственно, умышленным по российскому уголовному законодательству может признаваться лишь преступление, применительно к которому лицо не только осознает общественную опасность своих действий (бездействия), но и предвидит возможность или неизбежность наступления их общественно опасных последствий, а также желает или сознательно допускает их наступление. Ко всем иным составам преступлений (формальным, усеченным) может применяться лишь требование осознания общественно опасного характера, т.е. фактической стороны своих действий. Именно в этом значении, на наш взгляд, используются в Конвенции понятия "умышленные действия", "умышленные преступления".
Согласно п. 2 ст. 3 Конвенции транснациональным признается преступление, если оно совершено:
1) в более чем одном государстве;
2) в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
3) в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; или
4) в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.
Под организованной преступной группой согласно п. "а" ст. 2 Конвенции понимается структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течение определенного периода времени и действующая согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду.
Данное определение не в полной мере соответствует сопоставимым дефинициям организованной преступной группы, используемым в уголовном законодательстве Белоруссии, Казахстана и России. Так, в России организованной группой может признаваться группа из двух человек, не имеющая структуры.
Система антикартельных запретов, предусмотренных УК РБ, значительно шире круга специальных запретов, предусмотренных УК РФ и УК РК. Вместе с тем к категории конвенционных могут быть отнесены лишь преступления за установление или поддержание монопольных цен путем сговора индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридических лиц о деятельности на совместном рынке при наличии признака применения насилия (наказывается лишением свободы на срок до пяти лет - ст. 245 УК РФ) и заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (ограничение конкуренции), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия при наличии признака применения насилия или совершения организованной группой (наказывается лишением свободы на срок до пяти лет - ст. 245 УК РФ).
Из числа предусмотренных ст. 178 УК РФ общественно опасных деяний к конвенционным преступлениям может быть отнесен картельный сговор, сопряженный: 1) с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства или причинением особо крупного ущерба либо извлечением дохода в особо крупном размере группой (наказывается лишением свободы на срок до шести лет) или 2) применением насилия или с угрозой его применения (наказывается лишением свободы на срок до семи лет).
Признак совершения преступления организованной группой применительно к ст. 178 УК РФ не предусмотрен. Тем не менее деяния, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 178 УК РФ, могут быть совершены преступным сообществом - наиболее опасным видом организованной группы и, соответственно, подлежать квалификации одновременно по ст. 210 УК РФ и ч. 2 или 3 ст. 178 УК РФ.
Из числа преступлений, предусмотренных ст. 221 "Монополистическая деятельность" УК РК, к конвенционным преступлениям может быть отнесено установление и (или) поддержание субъектами рынка монопольно высоких (низких) или согласованных цен, установление ограничений на перепродажу купленных у субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение, товаров (работ, услуг) по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, количеству либо цене, раздел товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров (работ, услуг), объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов или покупателей, а также иные деяния, направленные на ограничение конкуренции, если они причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением субъектом рынка дохода в крупном размере, если они совершены организованной группой и сопряжены с применением насилия или угрозой применения насилия, уничтожением или повреждением имущества (наказывается лишением свободы на срок до семи лет).
Сравнительный анализ сопоставимых положений Конвенции и УК РБ, УК РК и УК РФ позволяет сделать вывод, что данная Конвенция вполне применима для целей широкого международного сотрудничества в борьбе с уголовно наказуемыми картелями.
Одной из ключевых нерешенных проблем такого сотрудничества является отсутствие между странами - участницами Конвенции двусторонних соглашений о разделе активов, конфискованных по приговорам судов. Отсутствие таких соглашений не позволяет эффективно применять предусмотренный ст. 13 и 14 Конвенции механизм репатриации незаконно полученных в результате картельных соглашений доходов.
Следует также отметить, что рассматриваемая Конвенция мало применима для целей сотрудничества в борьбе с административно наказуемыми картелями. Тем не менее считаем целесообразным специально обсудить с органами, которые являются официальными представителями участников Конвенции по вопросам взаимодействия (в России это Генеральная прокуратура РФ), возможности получения информации по запросам органом, осуществляющим административное расследование по делам о картелях с учетом перспектив возбуждения уголовных дел по признакам картельного соглашения, совершенного организованной преступной группой.
Наилучшим решением всего комплекса проблем борьбы с транснациональными картелями, на наш взгляд, могло бы стать принятие государствами - участниками БРИКС специальной конвенции о борьбе с картелями. Принять подобную Конвенцию на уровне ООН в обозримом будущем, по-видимому, будет крайне затруднительно из-за существенно возросших политических и экономических противоречий между мировыми лидерами.
|