Еще с древних времен, с образованием государства, появились налоги, которые использовались как основные источники средств на содержание государственной власти и выполнение других функций государства. А.В. Малько сформулировал: "Функции государства - это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции характеризуют государство в динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, его основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач" <1>.
И в наше время понятие налога не утратило своего значения, особенно та его черта, которая характеризует налог как обязательный платеж, носящий публичный характер, т.е. направленность на общезначимые интересы территориальных образований соответствующих уровней. Далее хотелось бы более подробно остановиться на каждой функции, которые выполняют налоги. Основная функция - фискальная. Главная задача этой функции - сбор доходов государственной или муниципальной казны, которая потом используется для удовлетворения публичных интересов общества и государства.
Не менее значимая функция налогов - регулятивная. С ее помощью, как отмечает Н.И. Химичева, "при умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, по средствам варьирования ставок, установления льгот и т.д. они могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.д." <1>.
Еще одна немаловажная функция налогов - контрольная. Посредством этой функции со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью всех участников налоговых отношений, к ним относятся: предприятия и организации, индивидуальные предприниматели, граждане, получающие доход. Только полное взаимодействие всех этих трех функций налогов может обеспечить успешный налоговый механизм и эффективную налоговую политику, которая будет обеспечивать экономический и социальный рост государства.
В сложившейся современной экономической и политической обстановке в России, когда международное сообщество в лице государств с развитой рыночной экономикой, прежде всего США и стран Евросоюза, выдвинуло санкции против Российской Федерации, особое внимание со стороны государства требуется к системе налогообложения. Санкции имеют как политические, так и финансово-экономические причины. Они направлены против ключевых отраслей экономики Российской Федерации: нефтяной, газовой, атомной, военной промышленности и банковского сектора, соответственно, дестабилизация этих отраслей ведет к экономическому кризису в стране. Однако пересмотр налоговых ставок, введение новых налогов могут способствовать стабилизации экономического положения в стране наряду с диверсификацией рынков сбыта, что становится приоритетными задачами государства. При этом не стоит забывать опыт прошлых поколений. Министр финансов царской России Н.Х. Бунге (1881 - 1886) отмечал, что "главным источником увеличения средств государственного казначейства для замены подушной подати должны служить преимущественно налоги уже существующие: из новых видов налогов могут быть допущены лишь те, которые способствовали бы установлению в существующем податном строе большей равномерности обложения всех доходов" <1>.
Совершенствование системы налогообложения - процесс продолжительный, вечно меняющийся. В России на сегодняшний день изменение системы налогообложения происходит по причине развития рыночных отношений и по причине современных условий кризиса. Изменения в налоговом законодательстве, которые начали действовать с 2015 г., насчитывают более 130 поправок. Многие поправки, которые нашли отражение в НК РФ, изменяют порядок представления отчетности налогоплательщиков (п. 5.1 ст. 23), проведения камеральных проверок (п. 8.1 ст. 88), расширяют перечень оснований для приостановления операций по счетам налогоплательщиков (п. 3 ст. 76). Эти изменения направлены на усиление контрольной функции государства по правильности начисления и уплаты налогов, а также на ужесточение мер к недобросовестным налогоплательщикам и привлечение их к налоговой ответственности. Помимо этого, изменения НК РФ затронули и увеличение налогового бремени налогоплательщиков - как юридических, так и физических лиц. При этом стоит отметить, что Правительство РФ неоднократно заверяло представителей бизнеса, что увеличения налогов не будет и нагрузка на бизнес не повысится. Поэтому те увеличения налогов, которые нашли отражение в НК РФ, затронули отдельные специфичные сферы деятельности, явно не увеличивая налоговое бремя.
Остановимся на отдельных изменениях, внесенных в НК РФ, в части увеличения налогов. Рассмотрим рост ставок акцизов, которые повысились в январе 2015 г., затем в январе 2016 г., и далее предполагается дальнейшее их увеличение в 2017 г. Например, ставки акциза на сигареты в 2015 г. составляли 960 руб. за тысячу штук и плюс 9% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, в 2016 г. - 1250 руб. за тысячу штук и плюс 12% расчетной стоимости, а в 2017 г. планируется установить ставку 1420 руб. за тысячу штук и плюс 13%.
Претерпел изменение и налог на имущество, расчет которого по новым правилам начался также с 1 января 2015 г. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении: административно-деловых и торговых центров; нежилых помещений, предназначенных под офисы, объекты питания, бытового обслуживания и торговли; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, признаваемых объектом налогообложения. Организация по объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
Не остались без изменений и местные налоги и сборы. Так, в ст. 15 "Местные налоги и сборы" НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ) к местным налогам и сборам добавился торговый сбор. С 1 июля 2015 г. для стабилизации экономического положения в Российской Федерации был введен торговый сбор. В НК РФ появилась новая гл. 33, которая называется "Торговый сбор". По сути, торговый сбор является обязательным платежом, который уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) <1>, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования. В других муниципальных образованиях торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона. Оплата этого сбора должна производиться ежеквартально.
Принятие названного Закона активно обсуждалось предпринимателями и экспертами в связи с увеличением налогового бремени на малый и средний бизнес, переживающий трудные времена в нелегких экономических условиях кризиса, что является дополнительным административным барьером. Причем в феврале 2015 г. группой депутатов предлагалось ввести трехлетний мораторий на введение торгового сбора, но эту инициативу не поддержали. Однако, несмотря на принятие этого сбора, решение о его введении появилось только в Москве с 1 июля 2015 г. <1>. Торговый сбор распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые ведут торговую деятельность на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения с использованием объекта осуществления торговли. В данном случае под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады <2>.
Предприниматели, осуществляющие данный вид деятельности, обязаны подать уведомление и встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения объекта недвижимого имущества, в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества, или по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Объектом обложения сбором признается использование движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала <1>. Органы местного самоуправления устанавливают ставку сбора (указанных субъектов РФ) в пределах, определенных ст. 415 НК РФ (могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, особенностей объектов осуществления торговли; ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля), а также льготы, основания и порядок их применения (п. п. 2, 3 ст. 410, п. 6 ст. 415 НК РФ). От уплаты торгового сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (п. 2 ст. 411 НК РФ).
Налогоплательщики торгового сбора самостоятельно определяют его сумму для каждого объекта торговли (объекта недвижимости, который использует управляющая компания) начиная с квартала, в котором начато использование данного объекта (ст. ст. 412, 414, п. 1 ст. 417 НК РФ). В случае непредоставления уведомления о своей деятельности либо указания в уведомлении недостаточных сведений сбор будет уплачиваться по требованию налогового органа, выставленному на основании сведений, полученных уполномоченным органом (п. 3 ст. 417 НК РФ).
С 1 января 2015 г. введены коэффициенты, повышающие ставку водного налога. Согласно ст. 333.12 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ) налоговые ставки по бассейнам рек в пределах установленного в лицензии лимита водоотбора и сверх установленного лимита применяются с учетом повышающих коэффициентов.
По налогам, которые затронули физических лиц, нельзя не отметить повышение ставки налога на доходы физических лиц в отношении доходов налоговых резидентов Российской Федерации от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, с 9 до 13%.
При принятии изменений в НК РФ глава Минэкономразвития России А. Улюкаев предлагал ввести мораторий на увеличение налоговой нагрузки. "Принципиальная позиция Министерства экономического развития - точно не надо повышать налоговую нагрузку, не надо вводить новых налогов, сборов, не надо повышать ставки по имеющимся налогам", - сказал А. Улюкаев, отметив вместе с тем, что структурные изменения в налогах возможны, в частности введен налоговый маневр в нефтяном секторе. Он пояснил, что разные налоги по-разному влияют на экономический рост и активность населения, поэтому налогообложение труда, по его словам, считается самым плохим вариантом, при этом с увеличением фискальной нагрузки на потребление "можно смириться". "В этом смысле имущественные налоги, налоги на недвижимость, акцизы, в какой-то части НДС - они меньше угнетают экономическую активность, чем налог на прибыль или налог на доходы физических лиц", - отметил А. Улюкаев, призвав "быть осторожными" с налогом на доходы физических лиц и с социальными платежами, "которые желательно было бы даже и понизить". По его мнению, нельзя вводить и прогрессивную шкалу подоходного налога. "Наша налоговая система - одна из лучших в мире. Это работающая система. Не трогай лихо, пока оно тихо. Не надо работающую систему пытаться подкрутить. У нас столько всего неработающего, а налоговая система - работающая", - отметил А. Улюкаев <1>.
Споры по стабилизации экономического положения России так и остаются злободневными. На прошедшем в октябре 2015 г. форуме "Россия зовет", проводимом компанией "Капитал ВТБ", где вновь обсуждался вопрос формирования доходов и расходов бюджета 2016 г., много внимания уделялось предложениям по изысканию дополнительных источников формирования бюджета. В вопросе будущего отечественной экономики Президент РФ успокоил аудиторию: отрасли выйдут из депрессии, страна вернется к положительной динамике, сказал В.В. Путин и пояснил, что такой прогноз основан на реалистичных и скромных ожиданиях по нефти - 50 долл. за баррель. "Наши главные задачи - структурные перемены в экономике, диверсификация, ее разбюрокрачивание, создание нормальных условий для бизнеса", - заявил он
|