Воскресенье, 24.11.2024, 18:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Банковский надзор за организацией внутреннего контроля в кредитных организациях

Стабильность банковской системы, обеспечение интересов кредиторов и вкладчиков невозможны без эффективно функционирующей системы внутреннего контроля внутри самих кредитных организаций <1>.

Проведенный Базельским комитетом по банковскому надзору анализ существующей практики организации внутреннего контроля в кредитных организациях позволил выявить основные недостатки и сформулировать проблемы, возникающие при его осуществлении:

- во-первых, невысокий уровень управленческого контроля и неэффективная системы подотчетности, отсутствие культуры контроля. Во всех случаях без исключения крупные убытки стали следствием невнимания и пренебрежения руководства к вопросам формирования культуры контроля в банке, недостаточного руководства и контроля со стороны совета директоров и менеджмента, отсутствия четкой системы управленческой подотчетности, базирующейся на разграничении круга задач и обязанностей;

- во-вторых, неэффективное выявление и оценка риска, связанного с некоторыми видами балансовых и забалансовых операций банка. Многие банковские учреждения, потерпевшие крупные убытки, не выявляли и не оценивали риски, связанные с новыми продуктами или видами операций, или не модернизировали системы оценки риска при значительных изменениях условий ведения банковской деятельности, что привело к негативным последствиям, поскольку системы контроля, вполне подходящие для традиционных или простых банковских продуктов, неэффективны в отношении нетрадиционных или более сложных продуктов;

- отсутствие разделения полномочий и обязанностей, что сыграло особо негативную роль в случае получения банками убытков, а также санкционирования операций, выверки счетов, перекрестных проверок, проверок операционной деятельности;

- плохо налаженный обмен информацией между различными уровнями руководства в банке, замалчивание проблем сотрудниками, недоведение ими до сведения вышестоящего руководства негативных фактов либо искажение таких фактов. Часто до руководства доводится неполная или неточная информация, что создает видимость благополучного положения дел;

- неадекватный или неэффективный аудит и контроль за устранением выявленных недостатков.

Указанные проблемы в организации внутреннего контроля подтвердили, что членам совета директоров и менеджменту банка, внутренним и внешним аудиторам, а также органам банковского надзора следует обращать большее внимание на усиление систем внутреннего контроля и проводить оценку их эффективности на регулярной основе, поскольку слабый внутренний контроль может привести к существенным для банков убыткам <1>.

Исходя из сказанного к основным целям внутреннего контроля необходимо отнести:

- достижение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками;

- достоверность, полноту, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационную безопасность;

- соблюдение нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации;

- исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременное представление в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России <1>.

Базельский комитет по банковскому надзору в документе "Система внутреннего контроля в банках: основы организации" <1> формулирует следующие три цели внутреннего контроля в кредитных организациях:

- производственная и финансовая эффективность деятельности (производственно-финансовые цели внутреннего контроля касаются того, насколько эффективно и продуктивно банк управляет своими активами и другими ресурсами и какова вероятность убытков. Процесс внутреннего контроля направлен на то, чтобы сотрудники организации стремились к эффективному и честному достижению целей, избегая непродуманных или чрезмерных расходов или не ставя другие интересы выше интересов банка);

- надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации (информационные цели затрагивают подготовку своевременных, достоверных и адекватных отчетов, необходимых для принятия решений в банковском учреждении, в том числе годовых отчетов, другой финансовой отчетности и прочих финансовых документов для акционеров, надзорных органов и сторонних организаций);

- соблюдение действующих законодательных и нормативных актов (комплаенс-цели касаются вопросов соблюдения всеми банковскими учреждениями положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка) <1>.

Основные принципы организации внутреннего контроля в кредитных организациях также нашли отражение в указанном документе Базельского комитета по банковскому надзору. Так, предлагается оценивать системы внутреннего контроля кредитных организаций по шести основным направлениям: 1) управление и культура контроля; 2) признание и оценка риска; 3) деятельность по осуществлению контроля и разделение полномочий; 4) информация и система ее передачи; 5) мониторинг деятельности и исправление недостатков; 6) оценка систем внутреннего контроля надзорным органом.

Для реализации указанных направлений Базельский комитет по банковскому надзору сформулировал 13 основных принципов организации внутреннего контроля в кредитных организациях.

Для улучшения управления и совершенствования культуры внутреннего контроля в кредитных организациях необходимо реализовать три принципа, суть которых состоит в следующем.

В соответствии с первым принципом совет директоров должен нести ответственность за утверждение и периодический пересмотр общей банковской стратегии и документов по различным аспектам политики банка (далее все указанные документы именуются политикой); понимать основные риски, принимаемые на себя банком, устанавливать приемлемые уровни этих рисков и обеспечивать принятие высшим руководством банка мер, необходимых для выявления, измерения, отслеживания и контролирования таких рисков; утверждать организационную структуру банка; обеспечивать, чтобы высшее руководство банка контролировало эффективность системы внутреннего контроля. Совет директоров несет ответственность за создание и функционирование адекватной и действенной системы внутреннего контроля.

Второй принцип подразумевает, что исполнительное руководство банка должно нести ответственность за реализацию стратегии и политики банка, утвержденной советом директоров; развивать процессы, призванные выявлять, измерять, отслеживать и контролировать банковские риски; поддерживать такую организационную структуру, которая четко разграничивает сферы ответственности, полномочий и отчетности; обеспечивать эффективное осуществление делегированных полномочий; разрабатывать соответствующие правила внутреннего контроля; отслеживать адекватность и действенность системы внутреннего контроля.

Содержание третьего принципа состоит в том, что совет директоров и менеджмент банка несут ответственность за строгое соблюдение этических норм и стандартов профессиональной деятельности, за создание корпоративной культуры, подчеркивающей и демонстрирующей персоналу на всех уровнях важность внутреннего контроля. Все сотрудники банка должны осознавать, понимать свою роль в процессе внутреннего контроля и принимать полноценное участие в этом процессе.

С целью недопущения практики игнорирования отдельных видов существующих рисков и повышения качества их оценки Базельский комитет по банковскому надзору считает необходимым (и в этом заключается четвертый принцип) наладить эффективную систему внутреннего контроля, которая требует, чтобы существенные риски, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение целей банка, выявлялись и оценивались на постоянной основе. Данная оценка должна охватывать все риски, принимаемые на себя банками на индивидуальной и консолидированной основе (кредитный риск, страновой риск и риск введения валютных ограничений, рыночный риск, процентный риск, риск ликвидности, операционный риск, правовой риск и риск подрыва деловой репутации). Для того чтобы должным образом решать проблемы новых или ранее неконтролируемых рисков, периодически необходимо вносить изменения в систему внутреннего контроля.

Чрезвычайно важное значение имеет четкое разделение полномочий между руководителями, а также различными структурными подразделениями кредитной организации, поскольку именно отсутствие разграничения прав и обязанностей очень часто является причиной того, что кредитная организация терпит существенные убытки. Базельским комитетом по банковскому надзору сформулированы два принципа, соблюдение которых должно способствовать устранению указанных недостатков.

Пятый принцип организации внутреннего контроля требует, чтобы деятельность по осуществлению контроля стала составной частью повседневной деятельности банка. Эффективная система внутреннего контроля требует создания надлежащей структуры контроля, при которой контрольные функции определяются для каждого уровня деятельности банка и включают: проверки, осуществляемые менеджментом; систему согласований и делегирования прав; надлежащий контроль за различными подразделениями; проверку соблюдения лимитов на риски и последующий контроль устранения выявленных нарушений; систему сверки счетов и перекрестной проверки; инвентаризацию имущества.

В соответствии с шестым принципом эффективная система внутреннего контроля предполагает четкое разделение обязанностей сотрудников и исключение ситуаций, когда сфера ответственности сотрудника допускает конфликт интересов. Сферы потенциальных конфликтов интересов должны быть выявлены, минимизированы и поставлены под строгий и независимый контроль.

Для оценки такого направления, как информация и система ее передачи, Базельский комитет сформулировал три принципа (седьмой, восьмой и девятый).

Суть седьмого принципа заключается в том, что эффективная система внутреннего контроля требует наличия адекватной и всеобъемлющей информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также поступающей извне рыночной информации о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Информация должна быть надежной, своевременной, доступной и правильно оформленной.

Восьмой принцип закрепляет положение, в соответствии с которым эффективная система внутреннего контроля требует наличия надежных информационных систем, охватывающих все основные виды деятельности банка. Такие системы, включая электронные, должны находиться под независимым контролем, и в отношении их должны быть разработаны соответствующие мероприятия по поддержке при чрезвычайных обстоятельствах.

И наконец, девятый принцип предусматривает, что эффективная система внутреннего контроля предполагает наличие эффективных информационных систем, позволяющих обеспечить полное понимание и соблюдение сотрудниками в практической деятельности политики и процедур, регулирующих обязанности, а также доведение необходимой информации до соответствующих сотрудников.

Следующие три принципа (десятый, одиннадцатый и двенадцатый) призваны обеспечить мониторинг деятельности и исправление выявленных недостатков.

В соответствии с десятым принципом общая эффективность внутреннего контроля банка должна отслеживаться на постоянной основе. Мониторинг ключевых рисков и их периодическая оценка, проводимые подразделениями банка и внутренними аудиторами, должны быть частью повседневной деятельности банка.

Одиннадцатый принцип предусматривает необходимость наличия эффективного и всеобъемлющего внутреннего аудита системы внутреннего контроля, проводимого независимыми в операционном отношении, адекватно подготовленными и компетентными сотрудниками. Служба внутреннего аудита как часть мониторинга системы внутреннего контроля должна быть подотчетна совету директоров (или его комитету по аудиту) и менеджменту банка.

Содержание двенадцатого принципа заключается в том, что недостатки внутреннего контроля, выявленные сотрудниками подразделений банка, службой внутреннего аудита или другими контрольными службами, должны своевременно доводиться до сведения руководителей соответствующего уровня и оперативно устраняться. О существенных недостатках внутреннего контроля необходимо сообщать менеджменту и совету директоров.

Последний, тринадцатый, принцип организации внутреннего контроля в кредитных организациях касается оценки систем внутреннего контроля надзорными органами и состоит в том, что органы банковского надзора должны требовать от всех банков, независимо от размера, наличия эффективной системы внутреннего контроля, которая должна соответствовать характеру и сложности деятельности банка, рискам, принимаемым им в процессе осуществления балансовых и забалансовых операций. Система внутреннего контроля должна также быть способна реагировать на изменения внешней среды и условий осуществления банком своей деятельности. В случаях, когда надзорные органы приходят к выводу, что система внутреннего контроля банка неадекватна или неэффективна применительно к специфическому характеру рисков, принятых на себя данным банком, они обязаны предпринять надлежащие меры <1>.

Указанные принципы были сформулированы Базельским комитетом по банковскому надзору в результате анализа практики, существующей в настоящее время во многих крупных банках, фирмах, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, нефинансовых компаниях и обслуживающих их аудиторских фирмах. Более того, настоящие принципы были составлены с учетом все большего внимания, уделяемого органами банковского надзора рассмотрению управления банковскими рисками и процессов внутреннего контроля.

Кроме того, Базельские принципы эффективного банковского надзора (всего их 29) также один из принципов посвящают основным требованиям, предъявляемым к организации внутреннего контроля в кредитных организациях. Так, в соответствии с принципом 7 Основополагающих принципов "органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки и банковские группы имеют всеобъемлющую систему управления рисками (включая надзор со стороны совета директоров и руководителей высшего звена) для выявления, оценки, мониторинга и контроля или минимизации всех существенных рисков и оценки общего уровня достаточности капитала на покрытие этих рисков. Эти процессы должны быть соразмерны с масштабом и сложностью проводимых учреждением операций".

Реализация этого принципа подразумевает, что конкретные банки и банковские группы должны иметь установленный порядок и рабочие процессы комплексного управления рисками для идентификации, оценки, мониторинга, контроля или ограничения существенных рисков. Надзорные власти должны удостовериться, что эти процессы соответствуют масштабам и виду деятельности банка или банковской группы и регулярно пересматриваются в соответствии с изменением рискового профиля банка или банковской группы и рыночных условий. Если надзорный орган устанавливает, что процесс управления рисками неадекватен, то он имеет право потребовать от банка или банковской группы усовершенствования системы <1>.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) кредитные организации обязаны организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций. Полномочия Банка России по установлению правил организации внутреннего контроля определены ст. 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Банком России издано Положение от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (далее - Положение N 242-П), определяющее понятие внутреннего контроля, систему органов внутреннего контроля, а также цель осуществления внутреннего контроля.

Внутренний контроль представляет собой определенную систему, под которой следует понимать совокупность органов кредитной организации, а также направлений внутреннего контроля, обеспечивающих соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, учредительными и внутренними документами кредитной организации <1>.

Система внутреннего контроля кредитной организации должна включать следующие направления:

- контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации;

- контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков;

- контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;

- контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;

- осуществляемое на постоянной основе наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля (мониторинг системы внутреннего контроля).

Внутренний контроль в кредитных организациях осуществляется определенными субъектами, полномочия которых определяются учредительными и внутренними документами кредитной организации. В зависимости от полномочий субъекты, осуществляющие внутренний контроль, целесообразно разделить на две группы. К первой относятся субъекты, обладающие общей компетенцией в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России, а именно:

- органы управления кредитной организации, предусмотренные ст. 11 Закона о банках (общее собрание учредителей, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган);

- ревизионная комиссия (ревизор);

- главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации;

- руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации.

Ко второй группе относятся субъекты, обладающие специальной компетенцией, т.е. подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации.

К последним необходимо отнести:

- службу внутреннего контроля (внутреннего аудита);

- ответственного сотрудника (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, назначаемого (создаваемого) и осуществляющего свою деятельность в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- контролера профессионального участника рынка ценных бумаг в лице ответственного сотрудника и (или) структурного подразделения, осуществляющего проверку соответствия деятельности кредитной организации как профессионального участника рынка ценных бумаг требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

- ответственного сотрудника по правовым вопросам и (или) структурное подразделение, отвечающее за проверку соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации;

- иных служащих и иные подразделения <1>.

Реализация основополагающих принципов эффективного банковского надзора предполагает обязанность надзорного органа подтвердить, что банк и банковская группа имеют необходимую стратегию управления рисками, одобренную советом директоров. Надзорный орган должен также подтвердить, что разработаны кредитной организацией и утверждены советом директоров порядок и процедура принятия рисков, установлены определенные лимиты, а правление должным образом отслеживает и контролирует все существенные риски в соответствии с утвержденной стратегией.

Одной из функций Банка России является нормативно-правовое регулирование и надзор за эффективным функционированием служб внутреннего контроля кредитной организации.

В соответствии с Положением N 242-П под управлением банковскими рисками понимается, во-первых, выявление, измерение и определение приемлемого уровня банковских рисков, во-вторых, постоянное наблюдение за банковскими рисками; в-третьих, принятие мер по поддержанию не угрожающего финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков уровня банковских рисков.

Таким образом, для эффективного функционирования внутреннего контроля в кредитных организациях необходимо соблюдение как минимум трех условий: 1) принятие локальных актов; 2) закрепление за советом директоров (наблюдательным советом) функций по организации внутреннего контроля в кредитной организации; 3) наличие действенных специальных служб оценки, мониторинга, контроля внутри кредитной организации с четко закрепленными полномочиями.

Рассмотрим, каким образом реализуется соблюдение указанных условий в законодательстве Российской Федерации.

1. Согласно Положению N 242-П кредитная организация должна принять внутренние документы по следующим вопросам: 1) учет (учетная политика); 2) управление банковскими рисками; 3) кредитная и депозитная политика; 4) порядок осуществления кредитования связанных лиц; 5) открытие (закрытие) и ведение счетов и вкладов; 6) процентная политика; 7) осуществление расчетов (наличных, безналичных); 8) совершение операций с валютными ценностями; 9) осуществление валютного контроля; 10) совершение операций с ценными бумагами; 11) выдача банковских гарантий; 12) совершение кассовых операций, инкассация денежных средств и других ценностей; 13) правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 14) политика информационной безопасности; 15) обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановления деятельности кредитной организации на случай непредвиденных обстоятельств.

В рамках рекомендаций по управлению банковскими рисками в письме Банка России от 13 сентября 2005 г. N 119-Т "О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях" (далее - письмо N 119-Т) рекомендуется во внутренних документах кредитной организации предусматривать:

- утверждение советом директоров (наблюдательным советом) предельно допустимого совокупного уровня риска по кредитной организации и периодичность его пересмотра;

- утверждение советом директоров (наблюдательным советом) политики ограничения банковских рисков по всем банковским операциям и другим сделкам, проводимым кредитной организацией, а также осуществления контроля за разработкой исполнительными органами правил и процедур, необходимых для соблюдения этой политики.

В ходе проведения ежегодной самооценки состояния корпоративного управления в соответствии с письмом Банка России от 7 февраля 2007 г. N 11-Т "О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления" совет директоров (наблюдательный совет) анализирует, имелись ли случаи принятия органами управления решений, не соответствующих утвержденной стратегии развития, а также закреплено ли во внутренних документах обязательное вынесение на одобрение совета директоров не предусмотренных стратегией развития крупных (нетипичных) разовых банковских операций и других сделок и соблюдается ли этот порядок.

В соответствии с указаниями N 3277-У <1> и 2005-У <2> Банк России при оценке организации системы управления банковскими рисками проверяет наличие у банка внутренних документов управления основными рисками, присущими деятельности банка (кредитным, рыночным, валютным, риском потери ликвидности, операционным), а также выполняются ли положения этих внутренних документов.

В целях оценки состояния внутреннего контроля в кредитной организации территориальные учреждения Банка России в случае необходимости имеют право запрашивать у кредитной организации дополнительную информацию по вопросам организации системы внутреннего контроля.

Полученная информация анализируется Банком России в ходе текущего надзора. Вопросы, связанные с совершенствованием систем управления рисками, политиками и процедурами по управлению рисками, обсуждаются в ходе непосредственного контакта с представителями кредитных организаций.

2. В соответствии с принципом 17 Основополагающих принципов эффективного банковского надзора "органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки располагают системой внутреннего контроля, соответствующей масштабу и сложности их операций. Она должна предусматривать четкое распределение полномочий и ответственности, разделение функций принятия обязательств от имени банка, выплаты его средств и учета его активов и обязательств, согласование процессов, сохранение активов банка; соответствующий независимый внутренний аудит и проверку соблюдения банком действующих положений законов и нормативных документов".

В соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к компетенции общего собрания учредителей (участников) кредитной организации и совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации относятся следующие вопросы.

Общее собрание учредителей (участников) кредитной организации назначает аудитора, а для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кредитной организации, созданной в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, избирает ревизионную комиссию в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Совет директоров (наблюдательный совет) утверждает положение о службе внутреннего контроля банка. В кредитных организациях, созданных в форме акционерных обществ, может утверждать некоторые другие внутренние документы по вопросам общего руководства деятельностью кредитной организации. Уставом кредитной организации к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) могут быть отнесены образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок, решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется личная заинтересованность членов органов управления кредитной организации.

Статьей 71 Закона "Об акционерных обществах" и ст. 44 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно.

В соответствии с существующими полномочиями Банком России изданы рекомендации по установлению требований об усилении роли совета директоров (наблюдательного совета), в том числе в части отнесения к его компетенции определения стратегии по управлению рисками, роли и компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

Согласно письму N 119-Т рекомендуется, чтобы количество независимых директоров, входящих в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, было достаточным для обеспечения объективности, взвешенности и независимости принимаемых управленческих решений. При этом независимые директора должны иметь образование и опыт работы, позволяющие им оценивать информацию о деятельности кредитной организации и состоянии рыночной среды для вынесения профессиональных суждений в сфере банковской деятельности вне зависимости от мнений участников (акционеров), исполнительных органов, служащих и других членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации.

К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) согласно рекомендациям Банка России относятся следующие вопросы:

- создание и функционирование эффективного внутреннего контроля;

- регулярное рассмотрение на своих заседаниях эффективности внутреннего контроля;

- рассмотрение документов по организации системы внутреннего контроля, подготовленных исполнительными органами кредитной организации, службой внутреннего контроля, иными структурными подразделениями кредитной организации, аудиторской организацией, проводящей (проводившей) аудит;

- принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение исполнительными органами кредитной организации рекомендаций и замечаний службы внутреннего контроля, аудиторской организации, проводящей (проводившей) аудит, и надзорных органов;

- своевременное осуществление проверки соответствия внутреннего контроля характеру, масштабам и условиям деятельности кредитной организации в случае их изменения.

В соответствии с письмом N 119-Т к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) рекомендуется относить также утверждение внутренних документов по управлению банковскими рисками (управление собственными средствами (капиталом), активами и обязательствами кредитной организации, проведение операций по размещению средств).

Коллегиальный исполнительный орган кредитной организации (правление) также должен иметь четко зафиксированные полномочия. К исключительной компетенции коллегиального исполнительного органа согласно письму N 119-Т рекомендуется относить принятие решений:

- о совершении банковских операций и других сделок, порядок и процедуры проведения которых не установлены внутренними документами кредитной организации;

- совершении банковских операций и других сделок при наличии отклонений от предусмотренных внутренними документами порядка и процедур, а также при превышении структурными подразделениями внутрибанковских лимитов совершения банковских операций и других сделок.

3. В соответствии со вторым критерием принципа 17 Основополагающих принципов эффективного банковского надзора "надзорный орган должен требовать, чтобы в банке имелась система внутреннего контроля, соответствующая характеру и объему бизнеса. Внутренний контроль относится к компетенции совета директоров и правления, он охватывает организационную структуру, порядок и методы бухгалтерской отчетности, сдержки и противовесы, сохранность активов и капиталовложений". В частности, в систему контроля входят:

- организационная структура: определение обязанностей и ответственности, включая четкий порядок делегирования полномочий (например, четкое лимитирование полномочий разрешать выдачу кредитов), порядок и процедура принятия решений, разделение важнейших функций (например, заключение сделок, платежи, сверка, управление рисками, бухгалтерский учет, аудит и ревизии);

- порядок и методы бухгалтерской отчетности: сверка счетов, контрольные списки, информация для правления;

- сдержки и противовесы (принцип "двух пар глаз"): разделение обязанностей, перекрестные проверки, двойной контроль активов, две подписи;

- сохранение активов и капиталовложений, включая физический контроль.

Особая роль в организации и осуществлении внутреннего контроля отводится службе внутреннего контроля, которую должна иметь каждая кредитная организация. К основным функциям службы внутреннего контроля следует отнести: 1) проверку и оценку эффективности системы внутреннего контроля, процессов и процедур внутреннего контроля; 2) проверку соответствия внутренних документов кредитной организации нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг); 3) проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая достоверность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления информации и отчетности; 4) проверку полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками) и др.

Согласно Положению N 242-П кредитная организация должна принять локальный нормативный акт, регулирующий деятельность службы внутреннего контроля. Указанный акт (положение о службе внутреннего контроля) утверждается советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации.

Принципами функционирования службы внутреннего контроля должны являться:

- постоянство деятельности;

- независимость;

- беспристрастность;

- профессиональная компетентность ее руководителя и служащих.

Независимость службы внутреннего контроля должна обеспечиваться соблюдением ряда условий.

Во-первых, указанная служба действует под непосредственным контролем совета директоров (наблюдательного совета).

Во-вторых, проверка службы может осуществляться только независимой аудиторской организацией или советом директоров (наблюдательным советом) в случаях, если такая проверка предусмотрена уставом кредитной организации.

В-третьих, руководитель службы внутреннего контроля должен иметь право по собственной инициативе докладывать совету директоров (наблюдательному совету) о вопросах, возникающих в ходе осуществления службой внутреннего контроля своих функций, и предложениях по их решению.

В-четвертых, во внутренних документах кредитной организации должна быть предусмотрена подотчетность руководителя службы внутреннего контроля совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации.

Кредитная организация обеспечивает решение поставленных перед службой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих кредитной организации, не являющихся служащими службы внутреннего контроля. При этом согласно Положению N 242-П руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях кредитной организации, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение 12 месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций.

Чрезвычайно важной является норма Положения N 242-П, запрещающая службе внутреннего контроля участвовать в совершении банковских операций и других сделок. Руководитель и служащие службы внутреннего контроля не имеют права подписывать от имени кредитной организации платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми кредитная организация принимает банковские риски, либо визировать такие документы.

Пробелом действующего законодательства следует считать отсутствие квалификационных требований, которым должны соответствовать сотрудники службы внутреннего контроля. Исключение здесь составляет только руководитель службы внутреннего контроля кредитной организации, к которому предъявляются квалификационные требования в соответствии с Положением Банка России от 25 октября 2013 г. N 408-П "О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Кредитные организации обязаны проводить ежегодную самооценку состояния корпоративного управления.

Надзор за организацией внутреннего контроля в кредитной организации Банк России осуществляет в соответствии со ст. 57 Закона о Банке России.

В ходе проверки организации внутреннего контроля в кредитной организации оцениваются, во-первых, контроль за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности, во-вторых, наличие во внутренних документах порядка информирования соответствующих руководителей кредитной организации о факторах (внутренних и внешних), влияющих на повышение уровня банковских рисков, а также соблюдение указанного порядка информирования.

Банк России при оценке организации системы управления банковскими рисками проверяет, имеются ли в банке подразделения, ответственные за оценку уровня принимаемых рисков, независимые от подразделений банка, осуществляющих операции (сделки), несущие риски потерь.

Методология надзорной оценки деятельности банков, включая оценку качества управления банком, определена указанием Банка России N 2005-У "Об оценке экономического положения банков", которым обеспечивается единство подходов к оценке состояния систем управления рисками и внутреннего контроля кредитных организаций, осуществляемой Банком России в рамках надзора, и подходов, используемых при оценке банков на соответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов. указанием N 2005-У определены критерии, используемые для оценки показателей состояния систем управления рисками и внутреннего контроля. Эти критерии сформулированы в виде вопросов, из ответов на которые оценивается соответствующая сфера деятельности банка. Вопросы содержат такие качественные характеристики, которые позволяют оценивать: формальную организацию системы внутреннего контроля, эффективность ее деятельности; качество внутренних документов банка, определяющих процедуры выявления, измерения и оценки принимаемых банком рисков; результаты противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (приложения 6 и 7 к указанию N 2005-У).

Наличие в кредитной организации политик, процедур, определяющих необходимость рассмотрения и утверждения советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации новых банковских продуктов, иных важных инициатив подразделений риск-менеджмента, оценивается в ходе проверок в рамках общей оценки сферы ответственности совета директоров. В частности, на указанную оценку влияют анализ степени участия совета директоров в утверждении и пересмотре стратегии развития кредитной организации, периодичность и эффективность взаимодействия совета директоров с подразделениями риск-менеджмента, объем и качество информации, предоставляемой подразделениями риск-менеджмента наблюдательному совету, включая информацию о возможных (приемлемых) для кредитной организации механизмах снижения, регулирования уровня банковских рисков, таких как хеджирование, страхование, секьюритизация активов и т.д., независимость службы риск-менеджмента от других подразделений кредитной организации, ее подчиненность непосредственно совету директоров.

При выявлении в процессе осуществления надзора фактов несоблюдения требований нормативных актов Банка России, включая выявление недостатков системы управления банковскими рисками, Банк России вправе применять к кредитной организации меры, предусмотренные федеральными законами, в том числе вправе направлять кредитной организации предписание об устранении нарушений и рекомендовать усовершенствовать систему управления рисками.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.02.2017)
Просмотров: 349 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%