Воскресенье, 24.11.2024, 18:29
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовое регулирование инструментов денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс экономических, информационных, правовых мероприятий частично с использованием так называемых инструментов денежно-кредитной политики, направленных на балансирование денежного предложения исходя из стратегических и текущих целей, таких как сдерживание инфляции (ценовая стабильность), экономический рост, обеспечение занятости населения. Помимо ценовой стабильности, в качестве целей денежно-кредитной политики выделяют также устойчивый валютный курс, комбинацию макроэкономических приоритетов, финансовую стабильность <1>.

Эффективность проведения денежно-кредитной политики обусловлена степенью независимости центрального банка от государственных органов. Также результаты денежно-кредитной политики зависят от осуществляемой государственной финансовой, бюджетной политики и политики регулирования финансовых рынков. Реализация стратегии денежно-кредитной политики во многом определяется успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков, а результативность денежно-кредитной политики во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение дефицита и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и макроэкономической стабильности, создавая таким образом благоприятные условия для достижения целей денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика Банка России имеет аналогичные цели и осуществляется теми же методами, что и в других странах с рыночной экономикой. Вместе с тем в последние годы приоритеты при осуществлении денежно-кредитной политики в большинстве центральных банков сместились от поддержания покупательной способности национальной валюты в сторону так называемого инфляционного таргетирования, т.е. поддержания ценовой стабильности. Мировой опыт реализации политики таргетирования инфляции в различных странах выработал устойчивый перечень инструментов (методов, способов, приемов), к которым, как правило, относятся: обязательные резервы, депозитные операции, маржинальное рефинансирование, операции на открытом рынке и операции по купле-продаже ценных бумаг, РЕПО, валютные свопы <1>.

Конституционные начала денежно-кредитной политики определены в ст. 75 Конституции РФ, а содержание важнейших вопросов, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, раскрыто в гл. VII Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).

Важнейшими условиями качественного формирования и практической реализации денежно-кредитной политики в России являются разработка и совершенствование соответствующего нормативно-правового обеспечения, в том числе правовых норм для осуществления денежно-кредитной политики Банком России, среди которых юридические конструкции таких важных инструментов денежно-кредитной политики, как заключение и исполнение сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации, регулирование рынка ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, эмиссия облигаций Банка России <1>.

Реализация инструментов денежно-кредитной политики, применяемых Центральным банком как в условиях нормального развития экономики, так и в кризисных условиях, тесно взаимосвязана с принципом независимости Центрального банка. Так, возможность использования Центральным банком тех или иных инструментов денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений многие исследователи определяют как сущность экономической независимости Центрального банка <1>. Безусловно, в процессе принятия центральным банком решений при проведении денежно-кредитной политики о выборе того или иного инструмента проявляется функциональная автономия Центрального банка.

В России единая государственная денежно-кредитная политика находит отражение в таком документе, как Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, который разрабатывается Банком России.

В 2014 г. была завершена работа по созданию условий для перехода к режиму плавающего валютного курса, который предполагает отказ от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнем валютного курса, что позволит Банку России сконцентрироваться на управлении рыночными процентными ставками для достижения цели по инфляции. Банк России продолжает проводить операции на внутреннем валютном рынке, связанные с пополнением или расходованием средств суверенных фондов и позволяющие транслировать спрос или предложение иностранной валюты со стороны Федерального казначейства на внутренний валютный рынок. Также Банк России сохраняет за собой право проводить валютные интервенции в рамках решения задач по регулированию уровня ликвидности банковского сектора. Подобная практика не противоречит концепции режима плавающего валютного курса и успешно применяется развитыми странами, имеющими суверенные фонды. Кроме того, данный режим не исключает возможности проведения точечных операций на валютном рынке в целях поддержания финансовой стабильности в случае шоковых событий.

При осуществлении денежно-кредитной политики используются различные методы (инструменты) денежно-кредитной политики, под которыми понимают обусловленные целевыми ориентирами денежно-кредитной политики способы воздействия на денежное предложение (включая показатели, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована, рыночные и административные способы воздействия).

В соответствии со ст. 35 Закона о Банке России основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Перечисленные инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на экономические и административные. К административным инструментам относятся, например, нормативы обязательного резервирования, прямые количественные ограничения. К экономическим инструментам относятся процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции и др. <1>.

Статья 35 Закона о Банке России устанавливает исчерпывающий перечень основных инструментов и методов денежно-кредитной политики, что предполагает подразделение инструментов и методов денежно-кредитной политики на основные и дополнительные. К дополнительным инструментам денежно-кредитной политики могут быть отнесены операции и сделки Банка России на открытом рынке в целях проведения денежно-кредитной политики <1> (например, операции и сделки с корпоративными облигациями, включенными в Ломбардный список Банка России).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.02.2017)
Просмотров: 410 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%