Терроризм и международный терроризм личностью, обществом, государством, международными организациями и мировым сообществом среди угроз и вызовов XXI в. рассматриваются как центральные, покушающиеся равно на общественную, национальную и международную безопасность.
Борьба с терроризмом в различных формах прошла несколько этапов. После Второй мировой войны на международной арене сложилась многополярная система, олицетворением которой является Организация Объединенных Наций. ООН немало сделано для поддержания международного мира и укрепления безопасности, для решения общечеловеческих проблем, включая международный терроризм. Начиная с 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила ряд резолюций, связанных с вопросами борьбы с терроризмом. Изначально усилия, направленные на борьбу с терроризмом, были связаны с изучением причин его возникновения. Мерам предупреждения терактов и борьбе с международным терроризмом внимание не было уделено. Позднее жестокие реалии международной жизни, связанные с ростом числа и ужесточением характера террористических актов, привели к переориентации деятельности Генеральной Ассамблеи ООН от изучения причин явления к разработке практических мер борьбы с ним. Следующий этап в деятельности ООН по борьбе с международным терроризмом начался в 1990-е годы. Он характеризуется двумя особенностями: 1) ООН подключилась к превентивным силовым акциям, направленным на предупреждение террористических актов; 2) ООН усилила международно-правовую базу борьбы с терроризмом (под эгидой ООН был принят ряд международных конвенций о борьбе с терроризмом, а также ООН призвала государства ускорить ратификацию многосторонних конвенций по борьбе с терроризмом).
Однако говорить о сотрудничестве государств в этой области, о складывающихся формах, направлениях, приемах и способах стало возможным лишь с конца 1990-х годов, когда в известной степени сложилось, по крайней мере внешне и официально, относительное и сравнительное единство в мире в понимании понятия терроризма и международного терроризма; в отнесении террористических актов к уголовно наказуемым деяниям согласно национальному законодательству и международноправовым нормам; в понимании причин и условий, порождающих эти преступления и преступные явления; в понимании политических и правовых основ предупреждения, борьбы и контроля над ними и, наконец, в создании национальных и международных институциональных органов и систем органов борьбы с ними. Новый этап контртеррористической деятельности ООН начался накануне третьего тысячелетия: 8 сентября 2000 г. Генеральная Ассамблея, исходя из опыта многих стран мира и как бы предвидя трагедию 11 сентября в США — нападение на Международный торговый центр в Нью-Йорке и его разрушение, террористические акты в Российской Федерации и т.д., приняла Декларацию тысячелетия, в которой значительное внимание уделяется необходимости выработать согласованные действия по предупреждению таких преступлений и борьбе с ними.
Сотрудничество в борьбе с терроризмом в известной степени имело место в рамках ООН, НАТО, Организации Варшавского договора, ОАГ и др., но даже деятельность ООН в этой области больше отражала соперничество и борьбу двух социально-экономических и политических систем, чем была направлена на борьбу с международным терроризмом.
Таким образом, общая и конкретная ситуация в мире, характеризующаяся расширением сотрудничества в производительных сферах человеческой деятельности — экономической, социально-политической, культурной, в вопросах предупреждения мировых катаклизмов и обеспечения безопасности, в правовой и международно-правовой областях, привела к упорядочению межгосударственных и иных международных отношений в сфере контроля и борьбы с терроризмом.
Создание международно-правовых основ антитеррористического сотрудничества субъектов международного права (прежде всего государств и международных межправительственных организаций) связано с разработкой, принятием и введением в действие 16 многосторонних соглашений, таких как Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г., Гаагская конвенция по борьбе с угоном самолетов и с преступлениями, совершаемыми на борту воздушного судна, 1970 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; региональных соглашений, таких как, например, Конвенция Организации американских государств о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц, и связанного с этим вымогательства, когда эти акты носят международный характер, 1971 г., Конвенция о борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом Шанхайской организации сотрудничества 2001 г., Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. и др.; наконец, многочисленных и достаточно эффективно действующих двусторонних соглашений о борьбе с терроризмом. В настоящее время основная проблема — совместные действия государств по борьбе с терроризмом на этой широкой правовой основе.
Эти договоры не только содействуют сотрудничеству государственных органов соответствующего профиля — правоохранительного и по борьбе с преступностью, но и в сотрудничестве с ООН определяют международные институциональные контртеррористические механизмы.
Российская Федерация является участницей упомянутых международных многосторонних антитеррористических конвенций.
Важнейшим правовым началом конвенционного механизма антитеррористического сотрудничества является принцип aut dedere aut judicare («либо выдай, либо суди»). Он призван обеспечить неотвратимость наказания за совершение актов терроризма и тем самым более высокий уровень правоприменительных мер, особо выделяя обязательное преследование и наказание за посягательства террористического характера на национальном (внутригосударственном) и международном (межгосударственном) уровне.
Вместе с тем решение правового обеспечения антитеррористического сотрудничества государств лежит и в плоскости поиска неординарных на первый взгляд решений по созданию норм национального и международного права, входящих в антитеррористическое право как межсистемную отрасль права.
Теоретическое решение этой проблемы возможно при условии учета специфики предметов и методов как международного права, так и национального (внутригосударственного) права. Задача эта весьма актуальна, ибо пока нет методов борьбы с общечеловеческой угрозой — международным терроризмом. Как для сохранения жизни на планете Земля необходимы неординарные (и непопулярные) политические, еще никому не известные решения, так и для создания правовой основы международного антитеррористического сотрудничества необходимо антитеррористическое право. Эту правовую форму взаимосвязи международной и национальной (внутригосударственной) правовых систем надо выработать, опираясь на результаты и перспективу глобальных экономических, политических, военных, цивилизационных, культурных и иных процессов, ибо терроризм равно угрожает личности, обществу, государству, мировому сообществу.
Правовые, международно-правовые и политические документы и функционирования институционных антитеррористических органов и организаций, к которым относятся органы государства (МВД России, ФСБ России), международные межправительственные организации и их главные органы (ООН, Совет Безопасности ООН и др.), а также для создания и функционирования органов целенаправленной антитеррористической деятельности — это учрежденные институтами власти (государством, международными организациями — основными субъектами международного права) институциональные системы — Контртеррористический комитет СБ ООН, Антитеррористический центр СНГ, Региональный антитеррористический центр ШОС (РАТС) и др.
В рамках каждого государства всегда существовали органы, обеспечивающие общественный порядок и правопорядок, национальногосударственную целостность и безопасность, международный мир: полиция, милиция, жандармерия, армия, специальные службы, правоохранительные органы и т.п. С появлением, разрастанием терроризма и особенно международного терроризма как системных явлений встал вопрос и о создании адекватных контр-, антитеррористических структур и систем как на национальном, так и на международном уровне: двустороннем, региональном и глобальном. В Российской Федерации с середины 1990-х годов такого рода структуры были созданы в рамках военно-милицейской (полицейской) и правоохранительной структур и в рамках структур, обеспечивающих национальную безопасность. В США после событий 11 сентября 2001 г. учреждено специальное Министерство внутренней безопасности, нацеленное на контроль над терроризмом. В странах, где терроризм существует давно (Великобритания, Испания и др.), также созданы и функционируют антитеррористические системы.
Первой забила тревогу Лига Наций в 1930-е годы, создав конвенционные механизмы борьбы с терроризмом; затем, уже после Второй мировой войны, — ООН, иные международные организации: Интерпол, ОАГ, Африканский союз, ШОС, СНГ и др. Существует определенный конвенционный механизм контроля над терроризмом. Принятие Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. положило начало созданию комплексных систем предупреждения финансирования террористической деятельности.
Примером единодушия государств мира было создание после событий 11 сентября 2001 г. контртеррористической коалиции. Именно тогда Россия выступила с инициативой создания Глобальной системы противодействия современным угрозам и вызовам. И каждая из упомянутых международных организаций, коалиций, конвенций создала или предложила свою контртеррористическую институциональную систему, возложив на нее ответственность за положение дел по контролю над терроризмом и международным терроризмом.
В настоящее время согласно законам государства (например, Федеральному закону от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» и Федеральному закону от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»), или международным договорам, или решениям международных организаций и международных органов создаются специализированные институциональные контртеррористические системы разных масштабов и уровней. Например, можно признать как институционное контртеррористическое образование Министерство внутренней безопасности США, которое способно создавать свои институциональные контртеррористические системы, в частности в сфере борьбы с финансированием терроризма и международного терроризма.
Контртеррористическая институциональная система — это орган, органы, системы органов, создаваемые согласно национально-правовым и (или) международно-правовым нормам и принципам в рамках и пределах компетенции государственных и международных властных институтов для контроля в целом над терроризмом и (или) международным терроризмом или для контртеррористической деятельности по следующим направлениям:
определение понятия и сущности терроризма и международного терроризма;
определение причин и условий, порождающих эти явления;
определение форм и способов предупреждения, противодействия, пресечения и борьбы с терроризмом и международным терроризмом.
Каковы принципы организации и деятельности контртеррористической институциональной системы? Согласно теории управления принципами организации и деятельности социальной системы являются: структурная самостоятельность и функциональное единство; взаимодействие, взаимопомощь и взаимоподдержка; взаимный контроль; профессионализм; гуманность; законность; научность; планомерность; централизм; эффективность.
По сферам деятельности и правовым основам контртеррористические институциональные системы можно разделить на две группы: национальные и международные.
В Российской Федерации основными институционными органами (системой органов) являются Национальный антитеррористический комитет (НАК), а также антитеррористические комиссии субъектов Российской Федерации. Им предшествовали Межведомственная антитеррористическая комиссия и Федеральная антитеррористическая комиссия (1997—2006 гг.). НАК и комиссии созданы и действуют в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
К международным институциональным системам относятся следующие:
Контртеррористический комитет СБ ООН (КТК), задачей которого является контроль за выполнением предписаний резолюции 1373 Совета Безопасности, предусматривающей обязательное осуществление всеми государствами широкого набора правовых и практических мер по предотвращению и пресечению террористической деятельности, блокированию ее подпитки, в том числе финансовыми средствами. Комитет должен обобщать информацию государств о принимаемых ими в соответствии с резолюцией 1373 антитеррористических мерах и представлять соответствующие рекомендации Совету Безопасности ООН. Деятельность Комитета призвана способствовать осуществлению Советом Безопасности и ООН в целом координирующей роли в сфере борьбы с терроризмом.
Антитеррористический центр государств — участников Содружества Независимых Государств (АТЦ). Согласно Положению об АТЦ СНГ, утвержденному Советом глав государств в 2000 г., Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия специальных компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Совет глав государств принимает решения по принципиальным вопросам организации и деятельности Центра.
Согласно п. 1.2 Положения об АТЦ общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ. В своей работе Центр обязан взаимодействовать с Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ.
Центр является контртеррористическим институциональным межведомственным органом с достаточным на сегодняшний день уровнем самостоятельности. Он, будучи произведением властных институтов, не может и не должен заниматься координацией их деятельности. Однако необходимо совершенствование и международно-правовой основы контроля над терроризмом, и правовой основы организации и деятельности Центра.
К контртеррористическим институциональным системам можно отнести и Договор о коллективной безопасности (ДКБ) стран — участниц СНГ 1992 г., созданный прежде всего для обеспечения военной безопасности. В настоящее время это полноценная ММПО — международная межправительственная организация оборонительного регионального характера — ОДКБ, действующая на основе Договора и Устава (2002 г.), политико-правовых документов, с четкой структурой, нацеленной на противодействие как «старым» военным угрозам, так и «новым», в частности террористической.
Международная организация уголовной полиции (Интерпол) также является институциональным антитеррористическим международным органом. В документах Интерпола, определяющих перспективу его деятельности, отмечается, что в ближайшее время терроризм и международный терроризм будут продолжать серьезно затрагивать правоохранительные службы государств. В связи с этим Интерпол предлагает государствам рассматривать эту организацию как одно из средств координации сотрудничества в данной области. К основным направлениям деятельности Интерпола в борьбе с международным терроризмом относятся обмен информацией и разработка политикоюридической основы, определяющей отношения организации к этому явлению и пути борьбы с ним.
На пути к созданию институциональной контртеррористической системы находится и «Группа восьми» наиболее развитых в промышленном отношении государств, которые «укрепились в своей решимости противостоять терроризму» еще в 1978 г. Совместная Декларация по борьбе с терроризмом была одобрена в Оттаве (Канада) 12 декабря 1995 г. В Декларации изложены основы политики государств — членов «Восьмерки» по контролю над терроризмом и международным терроризмом (по сдерживанию, предотвращению и расследованию террористических актов). Это стало важнейшим направлением в работе «Восьмерки» после событий 11 сентября 2001 г. На базе Совместного заявления лидеров стран от 19 сентября 2001 г. «Группа восьми» развернула беспрецедентное по масштабам и интенсивности сотрудничество в борьбе с терроризмом, ей принадлежит основная роль в глобальной антитеррористической коалиции. Россия также придает принципиальное значение продолжению этой работы на прочной основе международного права при ведущей координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
практически все государственные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), все элементы политических систем обществ, союзы предпринимателей и компании, формальные и неформальные союзы государств, международные органы и организации уделяют серьезное внимание контролю над терроризмом и международным терроризмом, значительное, но пока явно недостаточное — политико-правовым основам как самих институтов власти, так и созданных ими институциональных контртеррористических систем;
правовая основа внутригосударственных институтов власти и институциональных систем, предупреждающих и борющихся с терроризмом, включает широкий спектр правовых норм: конституционных, уголовно-правовых, административно-правовых, норм исполнительно-распорядительного характера (приказов и инструкций), норм ведомственных актов.
В государствах мира пока не созданы полноценные правовые основы, учитывающие международно-правовые предписания, деятельность международных структур и институциональных контртеррористических систем.
Международно-правовые основы международных институциональных контртеррористических систем включают принципы международного права, конвенционные нормы, нормы обычного права, значительная их часть — это нормы внутреннего права, нормы международных межправительственных органов и организаций, нормы «мягкого» международного права;
комплексный правовой характер носит система норм, регулирующих организацию и деятельность национальных и международных институциональных систем;
очень незначителен правовой массив и почти не существует правового регулирования взаимодействия национальных и международных институциональных контртеррористических систем.
|