Воскресенье, 24.11.2024, 18:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования

Политика минимальных резервов (резервная политика) связана с утверждением и изменением Банком России нормативов обязательных резервов. Обязательные резервы - это доля средств кредитных организаций, которую они обязаны хранить на депозитах в Банке России и которую Банк России использует как средство контроля за объемом банковских депозитов и совокупной денежной массы в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Регулирование размеров обязательных резервов в ту или другую сторону может оказывать как сдерживающее, так и стимулирующее влияние на экономику через сокращение или увеличение объемов кредитования <1>. Безусловно, минимальные резервы имеют двойное назначение: во-первых, они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у кредитных организаций, во-вторых, они являются инструментом центрального банка по регулированию денежной массы и кредитоспособности кредитных организаций <2>. В настоящее время центральные банки предпочитают более гибкие инструменты, такие, например, как операции на открытом рынке, позволяющие оперативно предоставлять или изымать ликвидность у банковского сектора <3>, поскольку в основе обязательных резервных требований лежит экономическая зависимость между объемами таких резервов и банковскими операциями.

--------------------------------

<1> См.: Минакова С.Л. Депонирование обязательных резервов в Банке России по новым правилам // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2009. N 6.

<2> См.: Ефимова Л. Банковское право. М., 2010. Т. 1. Банковская система Российской Федерации.

<3> См.: Новиков А.Н. Денежно-кредитное регулирование: современные методы и инструменты. М., 2003. С. 101.

В целом политика Банка России направлена на приближение норм резервирования к общемировым стандартам <1>. В настоящее время Банк России использует обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении <2>. При осуществлении Банком России политики минимальных резервов регулирование происходит посредством установления в нормативных актах Банка России определенного размера резервов для кредитных организаций с целью решения регулятором текущих задач в области денежно-кредитной политики, в том числе по обеспечению стабильности рынка банковских услуг.

--------------------------------

<1> См.: Мирзоян Р.Э. Денежно-кредитная политика Российской Федерации // Финансовое право. 2008. N 4.

<2> См.: Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В. Банковское право: Учебник. 2-е изд. М., 2010. С. 114.

Основным нормативным актом Банка России, регулирующим обязательное резервирование, является Положение Банка России от 7 августа 2009 г. N 342-П "Об обязательных резервах кредитных организаций" (далее - Положение N 342-П), в соответствии с которым нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), определяются как размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации. Согласно Положению N 342-П кредитная организация осуществляет депонирование обязательных резервов в Банке России денежными средствами в валюте Российской Федерации путем их перечисления на счет для хранения обязательных резервов, открытый в Банке России, в безналичном порядке. Вместе с тем изменения, внесенные в Закон о Банке России и Закон о банках в июле 2014 г., предусматривают, что средства обязательных резервов могут не зачисляться на специальный счет, а оставаться в качестве неснижаемого остатка на корреспондентском счете кредитной организации, открытом в Банке России <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России, рассчитывается путем применения норматива обязательных резервов, депонируемых в Банке России, к средней хронологической величине резервируемых обязательств за отчетный период и исключения величины наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в кассе кредитной организации. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

В состав резервируемых обязательств включаются пассивные остатки балансовых счетов, установленных Положением Банка России от 16 июля 2012 г. N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".

Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, осуществляется уполномоченным учреждением Банка России ежемесячно.

В целях регулирования текущей ликвидности кредитная организация вправе использовать усреднение обязательных резервов в течение периода усреднения. Право на усреднение обязательных резервов предоставляется уполномоченным учреждением Банка России кредитной организации, отвечающей следующим критериям: 1) относится к 1-й или 2-й классификационной группе (согласно требованиям соответствующих нормативных актов Банка России); 2) не имеет недовзноса, неуплаченного штрафа; 3) выполнила обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения (в случае если кредитная организация пользовалась правом усреднения); 4) не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним.

В ст. 38 Закона о Банке России содержатся два ограничения на применение Банком России обязательного резервирования, а именно:

1) нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации;

2) нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Указанные выше ограничения по нормированию обязательных резервов кредитных организаций, находящихся в Банке России, с одной стороны, направлены на обеспечение интересов кредитных организаций при проведении регулятором денежно-кредитной политики, поскольку общепризнано, что данный инструмент является довольно жестким способом воздействия на общую ликвидность банковской системы, особенно в кризисных условиях. С другой стороны, такие ограничения предотвращают слишком резкие колебания пределов обязательного резервирования и, следовательно, существенные изменения процентной политики, которые могут оказать негативное влияние на денежно-кредитную политику в целом.

В случае неисполнения банками обязанности по соблюдению нормативов обязательных резервов Банк России вправе:

1) списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств. Под нарушениями нормативов обязательных резервов в целях Положения N 342-П понимаются:

- недовзнос, не перечисленный кредитной организацией на счета по учету обязательных резервов в период регулирования обязательных резервов;

- недовзнос, установленный по результатам проверки;

- невыполнение кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов;

2) взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

Сумма недовнесенных средств представляет собой не исполненную кредитной организацией обязанность, поэтому эта сумма взыскивается в бесспорном порядке. Штраф представляет собой имущественное изъятие в доход федерального бюджета, поэтому закреплено правило о его взыскании в судебном порядке. Однако, несмотря на закрепленную в ст. 38 Закона о Банке России норму относительно специального судебного порядка для взыскания Банком России с кредитной организации штрафа при нарушении нормативов обязательных резервов, в силу специальной установленной законом компетенции Банк России вправе предъявить требование об уплате кредитной организацией штрафа во внесудебном порядке <1>. Положение N 342-П предусматривает, что штраф за нарушение нормативов обязательных резервов оформляется предписанием, а в случае, если предписание об уплате штрафа добровольно не исполняется кредитной организацией в установленный срок, Банк России вправе взыскать с кредитной организации штраф в судебном порядке.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 N г. 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа".

Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Судебная практика по взысканию штрафов за нарушение нормативов обязательных резервов в судебном порядке за продолжительный срок отсутствует.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России (по сути, являющиеся изъятием из имущества кредитной организации), не может быть обращено взыскание, в том числе в ходе исполнительного производства.

После отзыва лицензии на резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России, распространяется общий порядок конкурсного производства и ликвидационных процедур при их использовании, предусмотренный Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и изданными в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, зачисляются на основной счет кредитной организации, поскольку все иные счета кредитной организации, открытые в иных кредитных организациях, подлежат закрытию по мере их обнаружения путем расторжения договоров банковского счета в соответствии со ст. 859 ГК РФ <1>. Кроме того, согласно ст. 20 Закона о банках и Положению N 342-П отзыв (аннулирование) лицензии Банка России на осуществление банковских операций у кредитной организации прекращает обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 апреля 2006 г. N А12-4144/00-С50.

Операции на открытом рынке. Под операциями Банка России на открытом рынке согласно ст. 39 Закона о Банке России понимаются:

1) купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами;

2) купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами.

Операции на открытом рынке признаются одним из наиболее эффективных, так называемых косвенных или рыночных инструментов денежно-кредитной политики, влияющих на объем денежных средств, которые находятся у финансовых институтов, прежде всего у банков. Как следствие, операции на открытом рынке влияют через эффект денежного мультипликатора на предложение кредита и экономическую ситуацию в целом. С точки зрения экономической теории операции на открытом рынке (open market operation) включают в себя операции на открытом рынке с ценными бумагами и иные операции, например валютные свопы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Моисеев С.Р. Указ. соч. С. 238. Валютный своп - комбинация двух противоположных сделок на одинаковую сумму с различными датами совершения операций.

В целом операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Изменяя процентные ставки на открытом рынке, Банк России осуществляет воздействие на денежный рынок и рынок капитала путем создания выгодных условий кредитным институтам по покупке и продаже государственных ценных бумаг для повышения своей ликвидности <1>. Покупка ценных бумаг приводит к понижению процентных ставок, вследствие чего повышается объем кредитов; эффект от их продажи обратный <2>.

--------------------------------

<1> См.: Мирзоян Р.Э. Указ. соч.

<2> См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006.

Определяя сущность данных операций, можно заключить, что для Банка России они не носят коммерческого характера. Действительно, для самого Банка России такие операции носят публичный характер, являясь одним из инструментов реализации единой государственной денежно-кредитной политики, при этом для его контрагентов - кредитных организаций они, безусловно, являются операциями коммерческими <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М., 2003.

Операции на открытом рынке, перечисленные в ст. 39 Закона о Банке России, можно классифицировать по различным основаниям:

1) по типу ценных бумаг на операции:

- с государственными ценными бумагами;

- с ценными бумагами Банка России;

- с негосударственными ценными бумагами;

2) по виду ценных бумаг на операции:

- с долговыми инструментами (векселями и облигациями);

- с ценными бумагами, удостоверяющими права участия в капитале (акции);

3) по виду сделок:

- сделки купли-продажи,

- сделки РЕПО;

4) по срочности сделок:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные.

Банк России, как и любой центральный банк, отдает в своей текущей деятельности предпочтение государственным ценным бумагам, которые обладают максимальной ликвидностью и минимальным кредитным риском. Однако после кризиса 2008 г. Банку России было предоставлено право осуществлять операции и с негосударственными ценными бумагами.

В состав операций Банка России, закрепленных в ч. 1 ст. 39 Закона о Банке России, входят:

- купля-продажа казначейских векселей;

- купля-продажа государственных облигаций;

- купля-продажа прочих государственных ценных бумаг;

- купля-продажа облигаций Банка России;

- заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами.

Казначейские векселя относятся к долговым ценным бумагам, которые представляют собой обязательства, размещенные эмитентами на фондовом рынке для заимствования денежных средств, необходимых для решения текущих и перспективных задач.

Минфин России вправе выпускать ценные бумаги в виде облигаций, которые могут быть номинированы как в валюте Российской Федерации (государственные краткосрочные облигации, облигации федерального займа), так и в иностранной валюте (облигации государственного валютного облигационного займа, облигации внешних облигационных займов), а также в виде векселей (казначейские векселя). Поскольку государственные ценные бумаги составляют часть государственного долга (при этом ценные бумаги, номинированные в рублях, относятся к части внутреннего долга, а номинированные в валюте - к части внешнего долга), законодательно определены некоторые дополнительные условия, соблюдение которых обязательно при эмиссии государственных ценных бумаг, позволяющие контролировать объем государственного долга. Так, представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня <1>.

--------------------------------

<1> См.: Эмирсултанова Э.Э. Фондовые правоотношения, регулируемые нормами финансового права // Финансовое право. 2005. N 4.

Правом эмитировать облигации обладают публично-правовые образования - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

При рассмотрении закрепленного в комментируемом Законе перечня ценных бумаг, с которыми вправе совершать операции Банк России, в первую очередь необходимо отметить, что указанные объекты должны отвечать требованию надежности. Традиционно считается, что государство - наиболее надежный эмитент, который не может не расплатиться по своим обязательствам. В этом особая привлекательность инскрипций для инвесторов. В то же время в мировой практике инскрипции, являясь наиболее надежными ценными бумагами, являются и наименее доходными

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.02.2017)
Просмотров: 320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%