Государства, создавая ММПО, наделяют их определенной право- и дееспособностью, т.е. способностью иметь права и пользоваться ими, исполнять обязанности, а также нести юридическую ответственность за свои действия; признают за ними способность осуществлять правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Создаваемый таким образом субъект международного права носит производный характер, поскольку его правосубъектность обусловлена волей государств-учредителей. Их нельзя отождествлять с государствами — основными субъектами международного права, обладающими объективной международной правосубъектностью, т.е. не обусловленной чьей-либо внешней волей и отличающийся универсальным характером.
Кроме того, ММПО не может восприниматься как простая сумма государств-членов или как представляющий их коллективный орган. Для осуществления полномочий, закрепленных в ее учредительном акте, каждая организация должна иметь особую правосубъектность, отличающуюся от простого суммирования правосубъектности ее членов и обладать автономной волей, отличной от воли учредивших ее государств.
ММПО обладают договорной правоспособностью, т.е. вправе заключать юридически обязательные акты в пределах своей компетенции. Согласно ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. «правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами этой организации». В ст. 2.1 Конвенции уточняется, что «правила организации означают, в частности, учредительные акты, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации».
ММПО обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. При них аккредитуются представительства государств, они сами имеют представительства в государствах и обмениваются представителями между собой. Так, в Москве имеются Информационный центр ООН и представительства ряда ее специализированных организаций.
Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами (Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.).
ММПО наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители государств, а международные должностные лица, подчиняющиеся исключительно международной организации и действующие от ее имени и в ее интересах. Так, например, они не вправе запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для организации.
Каждая международная организация располагает финансовыми средствами, которые складываются в большей части из взносов государств-членов и расходуются исключительно в общих интересах организации.
ММПО обладает качеством юридического лица по внутреннему праву государств, что обусловлено необходимостью обеспечения ее участия в гражданском обороте для удовлетворения собственных потребностей и достижения уставных целей, имея, в частности, право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, право возбуждать судебные дела.
|