Органы международной организации — это ее составные части, структурные звенья. Органы создаются на основании учредительного или иных актов ММПО, в которых определяются их функции и полномочия, органически связанные с компетенцией самой организации, устанавливается порядок принятия ими решений и их юридическая сила. Органы обладают внутренней структурой и обеспечиваются персоналом.
Органы ММПО можно классифицировать по разным основаниям.
Исходя из характера членства, выделяют органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда).
Наиболее авторитетными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующих от имени правительств.
Межпарламентские органы характерны главным образом для региональных организаций. Их участники либо непосредственно избираются населением государств-членов путем всеобщих прямых выборов (Европейский парламент), либо назначаются национальными парламентами (Парламентская ассамблея Совета Европы). В большинстве случаев парламентские органы ограничиваются принятием рекомендаций.
Важным структурным звеном практически всех ММПО являются органы административного характера. Они состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней. Набираются такие лица в соответствии с установленными для государств-членов квотами на контрактной основе.
Существенную роль в деятельности ММПО играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов).
Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. Пленарный орган, как правило, определяет общую политику и принципы деятельности организации, принимая решения по наиболее фундаментальным вопросам. В сферу его компетенции включаются бюджетные и финансовые вопросы, принятие проектов конвенций и рекомендаций, пересмотр устава и принятие поправок к нему, вопросы, связанные с членством в организации, — прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др.
Вместе с тем в деятельности ряда международных организаций, особенно специализированных учреждений ООН, наблюдается тенденция к повышению роли в руководстве их деятельностью органов ограниченного членства (например, в МОТ, ИМО, ИКАО).
Для органов с ограниченным членством важное значение имеют вопросы их состава. Эти органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не одной-двух групп. В практике деятельности международных организаций для формирования органов ограниченного состава наиболее часто применяются следующие принципы: справедливого географического представительства; специфических интересов; равного представительства групп государств с несовпадающими интересами; наибольшего финансового вклада и др.
При формировании органов чаще всего применяется какой-либо один из принципов. В ряде случаев органы формируются с учетом двух и более критериев. Например, выборы непостоянных членов Совета Безопасности проводятся с учетом в первую очередь степени участия членов ООН в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливого географического представительства.
Для характеристики органов ММПО возможно применение и других критериев, например иерархия органов (главные и вспомогательные), периодичность заседаний (постоянные и сессионные) и др.
|