Четверг, 28.11.2024, 14:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Общая характеристика структуры и деятельности ООН

Организация Объединенных Наций — универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. К началу 2015 г. членами ООН являлись 193 государства. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Непреходящее значение Устава ООН состоит в том, что являясь учредительным документом, регулирующим жизнедеятельность уникальной международной организации, он вместе с тем призван играть исключительно важную роль в формировании международно-правовых основ системы коллективной безопасности на планете и выработке своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях.

Особенность Устава ООН состоит и в том, что сами главные органы ООН (Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и др.) могут толковать и дают на практике толкование положений Устава ООН, относящихся к их сфере деятельности. Устав ООН предусматривает, что, когда обязательства государств по Уставу ООН окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея — совещательный представительный орган, состоящий из всех членов ООН. Общая компетенция Генеральной Ассамблеи излагается в ст. 10 Устава, в соответствии с которой Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам — членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Генеральная Ассамблея наделена также полномочиями рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые в декабре каждого года лишь прерываются и продолжаются до начала следующей сессии. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередную сессию во вторник третьей недели сентября, начиная отсчет с первой недели, в течение которой имеется по крайней мере один рабочий день. Созываются также специальные (с 1946 по 2015 г. их было 28) и чрезвычайные специальные (с 1946 по 2015 г. их было 10) сессии. В ходе регулярной сессии Генеральной Ассамблеи проводятся заседания пленума Генеральной Ассамблеи, Генерального комитета, Комитета по проверке полномочий и начиная с 48-й сессии Генеральной Ассамблеи шести главных комитетов: Первого (вопросы разоружения и безопасности), Второго (экономические и финансовые вопросы), Третьего (социальные и гуманитарные вопросы), Четвертого (специальные политические вопросы и вопросы деколонизации), Пятого (административные и бюджетные вопросы) и Шестого (правовые вопросы). Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии. Она содержит обычно более 100 вопросов.

Резолюции Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательными для государств, но и не могут квалифицироваться как простые призывы или пожелания. Они обладают рядом характерных особенностей.

Одна из них состоит в том, что некоторые резолюции подтверждают и конкретизируют общие принципы и положения Устава ООН и вводят или подкрепляют своим авторитетом нормы обычного международного права. Кроме того, некоторые резолюции предусматривают обязанность государств не только позитивно воспринимать содержащиеся в них рекомендации, но и предпринимать конкретные совместные или индивидуальные действия по их осуществлению. Так, принятая в 1960 г. Генеральной Ассамблеей Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам явилась по существу своеобразной программой действий и главным инструментом освобождения от колониального гнета и появления на международной арене новых независимых государств.

Резолюции и декларации Генеральной Ассамблеи являются важнейшим этапом формирования международного права. В ООН сложилась оправдавшая себя на деле оригинальная практика разработки международно-правовых документов. В соответствии с этой практикой вначале принимается декларация по какому-либо вопросу (например, Всеобщая декларация прав человека, Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по использованию космического пространства, и т.п.), а затем на их основе вырабатываются международные договоры (два Международных пакта о правах человека, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и др.).

Заметное влияние Генеральная Ассамблея оказала на формирование международно-правового механизма защиты прав человека. При содействии Генеральной Ассамблеи было принято свыше 200 различных документов ООН и ее региональных звеньев в области прав человека.

Генеральная Ассамблея является подлинно демократическим представительным органом суверенных государств, каждое из которых независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам (рекомендации в отношении поддержания мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности и др.) принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в две трети голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. По некоторым важным вопросам, таким как выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов ЭКОСОС, Совета по опеке, прием новых членов в ООН, назначение Генерального секретаря ООН, приостановление прав и привилегий членов Организации, исключение из Организации ее членов, бюджетные вопросы и другие административно-технические вопросы, Генеральная Ассамблея принимает резолюции и обязательные решения. По остальным вопросам, в том числе связанным с поддержанием международного мира и безопасности, Генеральная Ассамблея принимает резолюции и декларации, имеющие рекомендательный характер.

Характерной особенностью деятельности Генеральной Ассамблеи в последние годы является то, что все большее значение в ее работе, да и в работе всех органов ООН, приобретает впервые примененный в 1946 г. в Совете Безопасности и широко используемый в Генеральной Ассамблее консенсусный метод принятия решений.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства, не являющиеся членами ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН и не имеющие их. В 2012 г. статус государства-наблюдателя получила Организация освобождения Палестины. Статусом наблюдателей пользуется ряд международных организаций (ОАГ, АС, ЕС, СН и др.). Наблюдатели имеют право участия в дискуссиях Генассамблеи, но не имеют права голоса.

Особое значение имеют предложения и рекомендации, сформулированные в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 1 декабря 2004 г. Они предусматривают, в частности, что Генеральная Ассамблея призвана сыграть существенную роль в деле решения исторической задачи — формирования при лидирующей роли ООН единой и эффективной стратегии противодействия вызовам и угрозам XXI в., в частности международному терроризму, организованной преступности, региональным конфликтам, незаконному обороту наркотиков, отмыванию денег, инфекционным заболеваниям, деградации окружающей среды, стихийным бедствиям и т.д. Для этого работа Генеральной Ассамблеи должна строиться на таких принципах, как принцип верховенства права, отказ от применения силы, мирное урегулирование споров и конфликтов, строгое следование обязательствам по Уставу ООН, готовность считаться с законными интересами партнеров и др.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные 10 членов (по терминологии Устава — непостоянные) избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (п. 2 ст. 23).

Решения по процедурным вопросам в Совете Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса не менее девяти любых членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета проголосовать против какого-либо решения — и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Тем самым Устав ООН исходит из необходимости согласованности действий постоянных членов Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности.

В силу сложившегося на практике в 1946 г. понимания ст. 27 Устава ООН воздержание постоянного члена Совета Безопасности не рассматривается как вето. Кроме того, начиная с 1971 г., когда Китай не принимал участия в голосовании по резолюции 305 от 13 декабря 1971 г. по кипрскому вопросу, в практике Совета Безопасности стала применяться процедура «неучастия» постоянных членов Совета в голосовании, которая также не расценивается как вето.

В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств. За послевоенный период не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывавшего споры и разногласия между государствами, на которое не обращалось бы внимание Совета Безопасности, причем значительное число их (свыше 200 за послевоенные годы) стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности. Результаты деятельности Совета Безопасности могут служить в определенной степени критерием плодотворности работы ООН, равно как и показателем значимости и влияния Организации. И это не случайно, ибо от того, насколько эффективно и плодотворно протекает деятельность Совета Безопасности, зависело и зависит в первую очередь успешное выполнение Организацией всех других возложенных на нее задач.

В ходе многолетней деятельности Совета Безопасности сложились вполне определенные методы и формы его реагирования и воздействия на те или иные события в мире, к которым привлекалось внимание или которые выносились на рассмотрение Совета Безопасности.

Одним из таких методов является осуждение Советом того или иного государства за совершенные им противоправные действия в нарушение целей и принципов Устава ООН.

Тесно сотрудничая с Генеральным секретарем, Генеральной Ассамблеей и другими главными органами ООН, Совет Безопасности не раз использовал процедуру подтверждения резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи, планов и предложений Генерального секретаря ООН.

Совет Безопасности неоднократно обращался с призывом к сторонам в конфликте прекратить военные действия, соблюдать прекращение огня, вывести войска и т.д. в ходе рассмотрения комплекса проблем, касающихся урегулирования югославского кризиса, ираноиракского конфликта, положения в Анголе, Грузии, Таджикистане и на таджикско-афганской границе.

Важное место в деятельности Совета Безопасности с первых дней его существования занимали методы установления фактических обстоятельств споров и конфликтов, расследование причин и фактической стороны военных столкновений между государствами.

С 1948 г. Совет Безопасности стал прибегать к такому методу, как направление групп военных наблюдателей и миссий наблюдения за выполнением требований о прекращении огня, условий соглашений о перемирии, политическом урегулировании и т.д.

Совет Безопасности использовал и такой метод, как непосредственное урегулирование споров и конфликтов между государствами и внутри них, определение условий достижения независимости народами, борющимися за свою свободу. После проведения расследования Совет в 1970 г. одобрил и узаконил независимость Бахрейна в соответствии с волеизъявлением народа этой страны; разработал, одобрил и осуществил план ООН, в соответствии с которым Намибия обрела независимость в 1990 г.; взял на себя впервые ответственность за организацию и проведение свободных и справедливых выборов при осуществлении одной из наиболее масштабных операций по поддержанию мира в Камбодже в 1992-1993 гг. и др.

Важной сферой деятельности Совета Безопасности является его взаимодействие с региональными организациями. Такое сотрудничество осуществляется в различных формах, в том числе путем проведения регулярных консультаций, оказания дипломатической поддержки.

На протяжении более чем полувека заметно расширилась миротворческая деятельность Совета Безопасности, которую можно квалифицировать как совокупность мер политического, дипломатического, экономического, правового, военного и иного характера, включающих мирные средства в соответствии с гл. VI Устава ООН, и рекомендации и меры, не связанные с использованием вооруженных сил, по гл. VII

Устава ООН, а также коллективные действия, предпринимаемые ООН и региональными организациями (ОБСЕ, СНГ, АС, ОАГ и др.) на основании гл. VIII Устава ООН с использованием военных наблюдателей, военных контингентов, полиции (милиции), гражданского персонала и направленные на предотвращение и мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами и внутри государств и способствующие поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

В ходе этой деятельности был выработан ряд специфических методов деятельности, таких как раннее обнаружение, превентивная дипломатия, поощрение к миру (установление мира), операции по поддержанию мира, миростроительство, разоружение и санкции.

В последние годы возникла насущная необходимость в создании систем раннего предупреждения о возникновении очагов напряженности, опасности ядерной аварии, об экологических угрозах, массовых передвижениях населения, стихийных бедствиях, угрозе голода и распространении болезней и эпидемий. Отметим, что когда Совету Безопасности необходимо определить в соответствии со ст. 34 Устава ООН, не может ли продолжение любого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он сам уполномочивается расследовать такой спор или ситуацию и на основе собранной информации принимать рекомендации и превентивные меры. Часто используя этот метод, Совет Безопасности направил за послевоенный период в различные регионы свыше 50 разного рода миссий.

Совет Безопасности весьма часто, особенно в последние годы, использовал и такой инструмент, как санкции, — экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, осуществляемые государствами по решению Совета Безопасности с целью побудить соответствующее государство прекратить или воздержаться от действий, представляющих собой угрозу, нарушение мира или акт агрессии. Вместе с тем нельзя не признать, что в большинстве случаев применение санкций было сопряжено с рядом негативных последствий для населения и экономики стран — объектов санкций — и оборачивалось огромным материальным и финансовым ущербом для соседних и третьих государств, соблюдающих решения Совета по санкциям. Особенно часто санкции стали применяться в конце XX — начале XXI в. после окончания холодной войны. Именно в этот период Совет Безопасности применял всеобъемлющие или частичные санкции в семь раз чаще, чем за предшествующие 45 лет холодной войны.

Совет Безопасности активно использовал в своей миротворческой деятельности и такой инструмент, как постконфликтное миростроительство, — совокупность действий государств и международных организаций, направленных на устранение коренных политических, экономических, социальных, гуманитарных и иных причин спора, приведшего к вооруженному конфликту, предотвращение возобновления конфликта, выявление и поддержку структур, предназначенных для укрепления мира и восстановления важнейших элементов инфраструктуры и гражданских институтов государства.

Исключительно важное значение имеет деятельность Совета Безопасности в борьбе с новыми вызовами и угрозами XXI в. и особенно с самой серьезной из них — международным терроризмом во всех его формах и проявлениях. Особую оперативность Совет Безопасности проявил в связи с террористическими нападениями, совершенными 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании, которые Совет Безопасности в своей резолюции 1368 от 12 сентября 2001 г. назвал, как и любой акт международного терроризма, угрозой для международного мира и безопасности. Еще более весомый характер имеет резолюция 1373 Совета Безопасности от 28 сентября 2001 г., на основании которой был создан эффективный механизм мониторинга и контроля за выполнением всеми государствами положений и обязательств, содержащихся в резолюции, — Контртеррористический комитет (КТК), что было первым случаем, когда Совет Безопасности создал комитет с глобальной сферой действия.

Решая стоящие перед ним задачи, Совет Безопасности прибегал и к таким методам, как учреждение на основании гл. VII Устава ООН международных уголовных трибуналов в качестве своих вспомогательных органов. В 1993 г. им был учрежден Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии, в 1994 г. — Международный уголовный трибунал по Руанде. Создание такого рода трибуналов — на основании не соглашения государств, а решения органа ООН — с международно-правовой точки зрения является далеко не бесспорным.

Совет может принимать рекомендации, т.е. юридические акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, которыми тому или иному государству предлагается сообразовывать свои действия. Рекомендации не налагают на государства юридических обязательств.

Совет Безопасности может также принимать юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств — членов ООН. Некоторые решения Совета Безопасности, принятые в соответствии с Уставом ООН, в определенных случаях могут являться и юридическими актами, имеющими общее нормоустанавливающее значение. При этом структура ООН исключает возможность обжалования или пересмотра принятых Советом Безопасности решений в каком-либо другом органе. Такие решения являются окончательными и не подлежат ревизии. Однако сам Совет Безопасности может пересмотреть свое решение, например, вследствие вновь открывшихся обстоятельств, неизвестных Совету при принятии первоначального решения, или может вернуться к рассмотрению какого-либо вопроса и изменить свои первоначальные резолюции.

Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений на протяжении всей его деятельности являются резолюции, которых принято за более чем полвека свыше 1500. Наряду с этим в практике Совета Безопасности все более заметную роль стали играть заявления Председателя Совета, число которых превысило 700, а также записки и брифинги Председателя Совета по различным вопросам.

Согласно Уставу ООН Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять «быстрые и эффективные действия» от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры промежуток между заседаниями Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось.

Международный суд ООН. Важное место в структуре ООН занимает Международный суд. Он состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. Местопребывание Суда — Гаага.

Все государства — члены ООН являются ipso facto участниками Статута Суда — неотъемлемой составной части Устава ООН. Устав ООН проводит строгое разграничение компетенции важнейшего политического органа — Совета Безопасности и Международного суда. Как подчеркивается в п. 3 ст. 36 Устава ООН, Совет Безопасности принимает во внимание, что «споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда». Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может также, если стороны об этом просят, образовывать более мелкие группы, называемые камерами. Решения, принятые камерами, считаются вынесенными Судом в полном составе. В последнее время Суд стал чаще прибегать к процедуре упрощенного судопроизводства.

Государства могут, согласно ст. 36 Статута, в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, и характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Вышеуказанные заявления могут быть безусловными или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

К началу 2015 г. 70 из 193 государств — членов ООН заявили о признании обязательной юрисдикции Суда в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута, причем многие заявления сопровождаются такими оговорками, которые делают это согласие по существу иллюзорным.

За время существования Суда им было вынесено около 90 решений и 25 консультативных заключений. Решения Суда считаются обязательными для государств — сторон в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо судебной Международный суд осуществляет и консультативную юрисдикцию. Согласно ст. 96 Устава ООН Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности. В настоящее время три главных органа ООН, один вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи, 19 специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ (в общей сложности 24 органа) могут запрашивать консультативные заключения Суда.

3 февраля 1994 г. Суд вынес свое постановление по делу «Территориальный спор (Ливия против Чада)», в соответствии с которым граница между Ливией и Чадом определяется Договором о дружбе и добрососедстве, заключенным 10 августа 1955 г. Францией и Ливией. В своей резолюции 915 от 4 мая 1994 г. Совет Безопасности принял решение об учреждении Группы наблюдателей ООН в полосе Аузу (ГНООНПА) для наблюдения за выполнением соглашения, подписанного 4 апреля 1994 г. между Ливией и Чадом, в котором стороны обязались подчиниться решению Международного суда. Решение Совета Безопасности является первым примером оказания Советом Безопасности в соответствии со ст. 94 Устава ООН помощи сторонам в выполнении решения Суда.

В связи с обращением в декабре 1994 г. Генеральной Ассамблеи ООН в Международный суд с просьбой о вынесении консультативного заключения по вопросу о законности угрозы ядерным оружием или его применения Суд 8 июля 1996 г. единогласно пришел к заключению, что ни в обычном, ни в договорном международном праве не существует какого-либо конкретного разрешения на угрозу ядерным оружием или его применения, не существует какого-либо всеобъемлющего и всеобщего запрета на такие действия и что угроза силой или применения силы с использованием ядерного оружия, которые противоречат положениям п. 4 ст. 2 Устава ООН и не отвечают всем требованиям, предусмотренным в ст. 51, противоправны. Суд единогласно пришел к заключению, что угроза ядерным оружием или его применения должна также отвечать требованиям международного права, применимым к вооруженным конфликтам, особенно требованиям, закрепленным в принципах и нормах международного гуманитарного права, а также конкретным договорным обязательствам и другим обязательствам, которые касаются непосредственно ядерного оружия. В принятой на саммите в сентябре 2000 г. Декларации тысячелетия ООН лидеры всех стран мира заявили о своей решимости укреплять Международный суд, с тем чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст. 61), причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 19 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом.

В ведение ЭКОСОС входят созыв многочисленных международных конференций, подготовка для представления Генеральной Ассамблее проектов конвенций по различным вопросам межгосударственного сотрудничества, проведение переговоров со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН. Совет наделен полномочиями согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и давать рекомендации учреждениям, а также Генеральной Ассамблее и членам ООН.

ЭКОСОС проводит организационную сессию в Нью-Йорке в начале года и основную сессию летом каждого года поочередно в Женеве и Нью-Йорке.

Применительно к государствам резолюции ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи по экономическим и валютно-финансовым вопросам носят рекомендательный характер. Однако резолюции, обращенные к вспомогательным органам, к специализированным учреждениям, в ряде случаев имеют иное качество, разумеется, в зависимости от положений соглашений этих учреждений с ООН. Так, общие принципы экономического и технического сотрудничества могут носить обязательный характер и как таковые могут служить важным отправным пунктом в проходящем ныне интенсивном процессе нормотворческой деятельности государств в социально-экономической, научно-технической, гуманитарной областях.

В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются и представляют доклады Совету. К числу вспомогательных органов относятся пять региональных комиссий, находящихся в Европе, Латинской Америке, Африке, а также в регионе Азии и Тихого океана и Западной Азии. Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает четыре постоянных комитета и ряд постоянных экспертных органов.

Кроме того, ЭКОСОС работает в тесном сотрудничестве с такими учреждениями, как Детский фонд ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программа развития ООН, Всемирная продовольственная программа и др.

Совет по опеке. Состоит в настоящее время из пяти членов (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий все в ходе работы Совета получили независимость. В соответствии с единогласно одобренной Советом Безопасности резолюцией 956 от 10 ноября 1994 г. действие Соглашения об опеке в отношении последней подопечной территории было прекращено. По предложению Мальты в повестку дня 50-й сессии Генеральной Ассамблеи был включен пункт, озаглавленный «Обзор роли Совета по опеке».

В ходе обсуждения этого вопроса были внесены различные предложения, в том числе об упразднении Совета по опеке и о преобразовании его в Совет по правам человека, о наделении его функциями хранителя и попечителя общего наследия человечества и охранения окружающей среды.

Не осталась без внимания судьба Совета по Опеке и в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 1 декабря 2004 г., авторы которого предложили без всякой мотивировки исключить из Устава ООН посвященную Совету по опеке гл. XIII.

Выдвинутые предложения, касающиеся упразднения Совета по опеке или возможного наделения его какими-то новыми функциями, представляются неприемлемыми по целому ряду причин. Это явилось бы отходом от утвердившейся в практике ООН и проверенной более чем полувековым опытом системы методов и форм адаптации Устава ООН к меняющимся условиям мирового развития, привело бы к разжиганию споров и разногласий между государствами и посеяло бы сомнения в непреходящей ценности основных положений Устава ООН. Следовало бы также учитывать, что Совет по опеке еще не исчерпал возможностей, предусмотренных ст. 77 Устава ООН, в соответствии с которой в ведение Совета могут быть переданы территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление. Это нашло свое подтверждение в принятой Советом по опеке резолюции 2200/LXI от 25 мая 1994 г., в которой, в частности, прямо предусматривается возможность созыва этого органа в будущем. В соответствии с этой резолюцией Совет по опеке может быть созван по собственному решению, или по решению Председателя, или по требованию большинства членов, или по требованию Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Поэтому на данном этапе нет ни юридических, ни практических оснований для упразднения Совета по опеке, наделения его какими-либо новыми функциями и полномочиями, т.е. списывать со счета этот один из главных органов ООН не приходится.

Секретариат ООН. Одним из главных органов ООН является Секретариат. Он состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Он обслуживает другие органы ООН и проводит практическую работу по претворению в жизнь программ деятельности и решений, одобренных этими органами, обеспечивает конференционное обслуживание всех главных и вспомогательных органов ООН. Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения (например, Конференции по морскому праву), составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека. В функции Секретариата входят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Весь персонал Секретариата ООН делится на четыре категории: специалисты, сотрудники полевой службы, общего обслуживания, хозяйственно-технической службы. Основная часть должностей специалистов подлежит распределению среди государств-членов на основе принципа справедливого географического представительства с учетом размера взноса в бюджет ООН и численности населения.

В Секретариате ООН существуют два вида найма на службу: на основе заключения постоянных (до достижения пенсионного возраста) контрактов и срочных (временных) контрактов. В настоящее время около 60% сотрудников Секретариата имеют постоянные контракты.

Генеральный секретарь. Возглавляет Секретариат и является главным административным должностным лицом Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок, по истечении которого он может быть назначен вновь. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации, а также доводит до сведения Совета Безопасности вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию мира.

С января 2007 г. к обязанностям Генерального секретаря приступил Пан Ги Мун (Республика Корея).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (16.06.2017)
Просмотров: 260 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%