Отношения мещду Советом Европы и странами Центральной и Восточной Европы, начиная с конца 80-х годов, значительно улучшились и обрели новый импульс своего развития. Как следствие Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) ввела статус специально приглашенных для депутатов из Венгрии, Польши, Югославии и Советского Союза1. После объявления своей независимости Россия получила статус специально приглашенного по праву преемственности.
Россия стала 28.02.1996 полноправным членом Совета Европы2. Российский Парламент ратифицировал Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 05.0519983. Занимавший тогда пост министра иностранных дел России Евгений Примаков отдал на хранение ратификационную грамоту в штаб-квартиру Совета Европы в Страсбурге. Дополнительно Россия признало право подачи индивидуальных жалоб согласно ст. 25 (старая редакция) и юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) согласно ст. 46 (старая редакция)4.
Некогда строгие требования Совета Европы в отношении соблюдения взятых на себя обязательств государствами-членами были существенно ослаблены после вступления в эту организацию Румынии, Хорватии и России5. До сегодняшнего дня Россия, вопреки взятым на себя обязательствам, не ратифицировала дополнительный протокол № 6 к ЕКПЧ «Об отмене смертной казни» от 28.04.1983. В январе 1999 истек срок для соответствующего изменения уголовного права. Вместо этого действует мораторий в отношении исполнения смертных приговоров, введенный в действие декретом Президента
Res. MK от 11.05.1989, № 917, in: EuGRZ 1989, 258; цифры без дополнительных обозначений указывают год и страницы соответственно.
BGBl. II, 479.
Собрание законодательства Российской Федерации (далее: СЗ РФ) 1998, № 20, § 2143. После вступления в силу 11. дополнительного протокола 01.11.1998 (в редакции от 17.05.2002, BGBl. 2002 II, 1055) соответственно § 34 для индивидуальных жалоб и § 46 для признания обязательной юрисдикции ЕСПЧ. Все статьи без дополнительного обозначения это статьи ЕКПЧ.
Ср.: Ipsen, Volkerrecht, 5. Aufl. 2004, § 34, Rn. 3.
Бориса Ельца от 16.05.1996 «О поэтапной отмене смертной казни вследствие вступления в Совет Европы»6.
Не только дальнейшее существование смертной казни осложняет отношения мещду Россией и Советом Европы. Война в Чечне побудила Еенерального Секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера (Walter Schwimmer) на основании ст. 52 сделать официальное заявление от 13.12.1999 с требованием дачи объяснений относительно гарантий соблюдения прав человека в Чечне7. Бывший в то время министром иностранных дел России Игорь Иванов дал соответствующие разъяснения в трех письмах, которые, однако, были признаны Комитетом Министров Совета Европы
неудовлетворительными. Результатом этого явилось голосование 06.04.2000 в ПАСЕ. При 89 голосах «за», 23 голосах «против» и 34 воздержавшихся Россия была временно лишена права голоса. Совещательное право Россия за собой сохранила8. Несмотря на продолжавшиеся массовые нарушения прав человека в Чечне, на новом голосовании 25.01.2001 в ПАСЕ лишение России права голоса не было продлено. Более того, последовавшие за этим террористические акты в США и Европе способствовали сближению позиций России и Совета Европы перед лицом растущей опасности новых актов терроризма.
|