Деньги - необходимый инструмент организации рыночной экономики, а также важнейший ресурс, потребность в котором испытывают все. Деньги могут выступать как целью хозяйственной деятельности (извлечение прибыли), так и средством достижения иных целей (посредством их финансирования). Справедливо утверждать, что деньги и денежное обращение тем или иным образом затрагивают всех субъектов финансовых правоотношений. Все это обусловливает тот факт, что государство в конечном итоге стремится осуществлять контроль и надзор за денежными операциями как внутри страны, так и по возможности за ее пределами.
Как отмечает Л.Л. Арзуманова, одним из принципов, на которых базируется денежная система рыночного типа, является "принцип надзора и контроля за денежным оборотом, осуществляемый государством через банковскую, финансовую систему, налоговые органы как за денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве" <1>. По справедливому замечанию И.И. Кучерова, "контрольно-надзорную деятельность в сфере денежного обращения следует рассматривать в качестве направления государственного финансового контроля, поскольку такая деятельность в известной степени вторгается в сферу образования, распределения и использования фондов денежных средств" <2>.
--------------------------------
<1> Арзуманова Л.Л. Право денежного обращения как подотрасль финансового права Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 197 - 198.
<2> Там же. С. 203.
Само понятие "контроль в сфере денежного обращения" встречается в науке финансового права нечасто. Между тем правовые основы данного вида контроля были заложены еще Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", в п. 1 которого отмечено, что государственный контроль включает в себя контроль за организацией денежного обращения. Примечательно, что в данном Указе валютный контроль не выделяется в качестве самостоятельной разновидности государственного финансового контроля.
Е.Е. Фролова под государственным финансовым контролем в сфере денежного обращения предлагает понимать "комплекс форм и методов организации и управления денежным оборотом в рамках национальной экономики в целях обеспечения устойчивости национальной валюты, стабильного и сбалансированного осуществления всех платежей и расчетов, предотвращения нецелевого использования публичных и частных денежных фондов, соблюдения требований государственной финансовой дисциплины и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем" <1>. В то же время необходимо иметь в виду, что законность в сфере денежного обращения обеспечивается посредством не только контроля, но и надзора.
--------------------------------
<1> Фролова Е.Е. Государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 11.
Как определяет Е.Ю. Грачева, "отличие надзора от контроля в том, что, во-первых, органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношениях подчиненности (например, государственные инспекции, прокуратура) и, во-вторых, надзорные органы выявляют у поднадзорных только нарушения законности, но не нарушения целесообразности" <1>. Между тем, по справедливому замечанию указанного автора, "несмотря на качественное отличие контроля от надзора, среди современных точек зрения на сущность финансового контроля отсутствует четкое разделение на контроль и надзор в финансовой сфере. Понятие "финансовый контроль" зачастую используется как обобщающий термин, включающий как мероприятия по контролю, так и различные надзорные меры" <2>. Справедливость данного суждения подтверждается положениями п. 2 ст. 31 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", в соответствии с которым надзор в национальной платежной системе означает деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.
--------------------------------
<1> Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М., 2013. С. 120.
<2> Там же. С. 121.
Разделяя понятия контроль и надзор, следует отметить, что во многих сферах денежного обращения государством осуществляется именно надзор, в частности, как уже отмечалось, в форме надзора проводятся контрольные мероприятия в отношении субъектов национальной платежной системы.
Вопрос об объектах рассматриваемого вида финансового контроля и надзора непосредственным образом связан с проблемой определения места норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере денежного обращения, в системе отрасли финансового права. Несмотря на то что до недавнего времени наиболее распространенной была точка зрения, согласно которой нормы, регулирующие обращение национальной и иностранной валюты, образуют два самостоятельных финансово-правовых института, все больше ученых начинают придерживаться мнения о необходимости объединения данных институтов в единую подотрасль финансового права. В частности, такой точки зрения придерживаются Н.М. Артемов, Л.Л. Арзуманова, И.И. Кучеров и ряд иных ученых, выделяющих в системе финансового права подотрасль "право денежного обращения" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Арзуманова Л.Л. Указ. соч. С. 12 - 15; Артемов Н.М., Азуманова Л.Л., Ситник А.А. Указ. соч.; Кучеров И.И. Право денежного обращения: Курс лекций. М., 2013.
Другая группа ученых говорит о такой подотрасли финансового права, как эмиссионное право. В частности, К.С. Бельский отмечает, что "эмиссионное право как подотрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:
1) наличного денежного обращения;
2) безналичного денежного обращения;
3) ведения кассовых операций;
4) обращения ценных бумаг;
5) обращения иностранной валюты" <1>.
--------------------------------
<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. С.В. Запольский. М., 2011. С. 47.
Сходной позиции придерживается и С.В. Запольский <1>. В свою очередь, Д.В. Винницкий указывает на то, что эмиссионное право (правовые основы денежного обращения) наравне с бюджетным и налоговым правом выступает основным компонентом финансового права <2>. По мнению этого автора, систему эмиссионного права образуют: 1) институт, закрепляющий основы денежной системы; 2) институт, регулирующий организацию наличного денежного обращения; 3) институт, регулирующий организацию безналичного денежного обращения; 4) институт, закрепляющий основные инструменты и методы денежно-кредитной политики <3>. Кроме того, Д.В. Винницкий не выделяет валютное право в качестве самостоятельного института финансового права, поскольку, по его мнению, "валютные отношения не направлены на формирование, распределение и использование публичных фондов денежных средств" <4> - отношения, материальным объектом которых является валюта, возникают в рамках налогового, бюджетного и эмиссионного права, а также в рамках иных институтов финансового права.
--------------------------------
<1> См.: Запольский С.В. О модернизации доктрины российского финансового права // Финансовое право. 2008. N 4. С. 17; Он же. Дискуссионные вопросы теории финансового права. М., 2008. С 85 - 87.
<2> См.: Винницкий Д.В. Основные проблемы теории российского налогового права: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 336.
<3> См.: Винницкий Д.В. Указ. соч. С. 337.
<4> Там же. С. 367.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время точка зрения о необходимости объединения норм, регулирующих обращение национальной и иностранной валюты в рамках единой подотрасли финансового права, является преобладающей.
Исходя из этого объектами контроля и надзора в сфере денежного обращения будут выступать как сами денежные знаки, так и денежные операции в национальной или в иностранной валюте. Объектом контроля в сфере денежного обращения следует признавать и контрольно-кассовую технику, применяемую организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных расчетов.
Отметим, что нормы, регулирующие порядок осуществления контроля и надзора в сфере денежного обращения, следует рассматривать в качестве института подотрасли права денежного обращения. Одновременно указанные нормы входят и в другую подотрасль финансового права - подотрасль финансового контроля. В рамках подотрасли финансового контроля нормы, регулирующие порядок осуществления контроля и надзора в сфере денежного обращения, включаются в его особенную часть <1>. В праве денежного обращения рассматриваемые нормы входят как в общую, так и в особенную части. Справедливость такого вывода подтверждается и позицией других ученых. Так, Л.Л. Арзуманова, выделяющая в структуре подотрасли право денежного обращения общую и особенную части, отмечает, что в общую часть включаются нормы, закрепляющие виды, формы и методы финансового контроля за оборотом наличных и безналичных денежных средств, а в институт валютного регулирования особенной части подотрасли - нормы, закрепляющие порядок осуществления валютного контроля <2>.
--------------------------------
<1> См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 241, 242.
<2> См.: Арзуманова Л.Л. Указ. соч. С. 12, 13.
Целью финансового контроля в сфере денежного обращения является поддержание законности и правопорядка при осуществлении денежных операций, проводимых в национальной и иностранной валюте, учета и отчетности по данным операциям. Задачами финансового контроля в сфере денежного обращения являются:
а) обеспечение соблюдения кассовой дисциплины со стороны организаций и индивидуальных предпринимателей, порядка хранения наличных денежных средств и правил использования контрольно-кассовой техники;
б) обеспечение соблюдения правил расчетов валютными ценностями на территории Российской Федерации;
в) предупреждение и выявление нарушений нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере денежного обращения;
г) возмещение ущерба, причиненного государству в результате нарушения правил, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в сфере денежного обращения.
Вопрос о видах контроля и надзора в сфере денежного обращения в настоящее время является дискуссионным. Например, И.И. Кучеров в своей работе "Право денежного обращения" выделяет:
- контроль за платежеспособностью и подлинностью денежных знаков;
- контроль за работой с денежной наличностью и подлинностью денежных знаков;
- надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
- валютный контроль;
- контроль за операциями с денежными средствами в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кучеров И.И. Указ. соч. С. 202 - 220.
Полагаем, что по объекту контроля можно выделить:
а) контроль за денежными знаками, который может быть подразделен на:
- контроль за обращением банкнот и монет Банка России <1>;
--------------------------------
<1> См.: Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (утв. Банком России 24 апреля 2008 г. N 318-П).
- контроль за обращением иностранной валюты.
В качестве особого вида контроля можно рассматривать радиоактивный контроль денежных знаков <1>;
--------------------------------
<1> См.: Инструкция Банка России от 4 декабря 2007 г. N 131-И "О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением"; письмо Московского ГТУ Банка России ОПЕРУ от 3 февраля 2006 г. N 33-00-23/6843 "О радиоактивном загрязнении банкнот США".
б) контроль за денежными операциями:
- в наличной и безналичной форме;
- в национальной и в иностранной валюте;
в) контроль за применением контрольно-кассовой техники.
Объектом контроля также можно признать денежную массу в целом. Так, в рамках своей деятельности Банк России осуществляет контроль за соответствием купюрного состава банкнот и монет потребностям налично-денежного оборота, а также контроль за качеством денежной массы в обращении <1>. В то же время контроль за денежной массой нельзя в полной мере признавать финансовым контролем, исходя из цели его осуществления, - он не направлен на проверку соблюдения законодательства, регулирующего сферу денежного обращения.
--------------------------------
<1> См.: Арзуманова Л.Л. Указ. соч. С. 293, 294.
По охватываемым сферам денежного обращения можно выделить:
- контроль в системе национального денежного обращения;
- контроль (надзор) за валютными операциями;
- надзор в национальной платежной системе;
- контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Одной из отличительных особенностей контроля и надзора в сфере денежного обращения является то, что он может выступать:
а) самостоятельной формой контрольно-надзорной деятельности;
б) составной частью других форм контроля и надзора. Например, в ходе проведения проверок банковских организаций при осуществлении банковского надзора контролирующие органы могут проверять фактический остаток наличных денежных средств.
Таким образом, контроль в сфере денежного обращения пронизывает все направления финансового контроля. По сути, во всех случаях, когда контролирующий орган проверяет расчетные и кассовые операции организаций и индивидуальных предпринимателей, можно вести речь о контроле в сфере денежного обращения.
Как отмечает Е.Е. Фролова, "контрольные правоотношения в сфере денежного обращения не являются вторичными или производными, а относятся к основным правоотношениям. Их отличительной особенностью по сравнению с другими контрольными правоотношениями в рамках финансового права является самостоятельность возникновения, отсутствие обусловленности их возникновения развитием других финансово-правовых отношений" <1>.
--------------------------------
<1> Фролова Е.Е. Указ. соч. С. 13.
Своими особенностями обладает и субъектный состав контрольных правоотношений в сфере денежного обращения.
Активным (контролирующим) субъектом рассматриваемых правоотношений выступает государство в лице его уполномоченных органов и их должностных лиц. В настоящее время функции по контролю в сфере денежного обращения распределены между различными органами:
1) Банк России осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе, надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (в том числе по вопросам применения законодательства в сфере денежного обращения), валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации <1>;
--------------------------------
<1> См.: п. п. 4.1, 9 и 12 ст. 4 Закона о Банке России.
2) Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения <1>;
--------------------------------
<1> См.: п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506.
3) Федеральная служба по финансовому мониторингу является органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <1>;
--------------------------------
<1> См.: п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу".
4) Федеральная таможенная служба осуществляет контроль и надзор за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза; обеспечивает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков <1>.
--------------------------------
<1> См.: п. п. 5.3.3 и 5.52 Положения о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. N 809 "О Федеральной таможенной службе".
Помимо этого, функции по контролю в сфере денежного обращения осуществляют и иные органы, в частности правоохранительные.
Пассивными (подконтрольными) субъектами будут выступать организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с наличными и безналичными денежными средствами в национальной или иностранной валюте.
Одна из особенностей контрольных правоотношений, и контрольных правоотношений в сфере денежного обращения в частности, заключается в появлении особого субъекта, осуществляющего функции посредника между контролирующим и подконтрольным субъектом, которого можно условно назвать агентом финансового контроля.
Как отмечает В.В. Кораблин, "агентом финансового контроля признается лицо (уполномоченный государством орган или организация), на которое законом возложена обязанность сбора информации по нескольким направлениям финансового контроля и ее представления в уполномоченные органы для обеспечения совершенствования нормативного регулирования в финансовой сфере и для поддержания законности в целях последующего применения к нарушителям" <1>. Между тем не следует сводить функции агентов финансового контроля исключительно к сбору информации и ее представлению в уполномоченные органы - они также осуществляют иные действия, направленные на поддержание финансовой дисциплины. Так, например, налоговые агенты, помимо всего прочего, исчисляют, удерживают у налогоплательщика и перечисляют налоги в бюджетную систему Российской Федерации. Уполномоченные банки, выступая в качестве агентов валютного контроля, вправе отказать клиенту в осуществлении той или иной валютной операции и т.д.
--------------------------------
<1> Кораблин В.В. Уполномоченный банк как субъект валютного контроля: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 22.
Сформулировать непротиворечивое определение понятия "агент финансового контроля" весьма сложно, поскольку оно включает в себя две группы субъектов:
1) государственные органы, основная функция которых не заключается в осуществлении контроля в той или иной сфере, но на которые данная функция возложена законом. В таком случае указанные государственные органы не осуществляют функции по привлечению подконтрольных субъектов к ответственности, однако вправе составлять протоколы об административном правонарушении (если такое право закреплено в нормативных правовых актах) и передавать информацию органам контроля и другим агентам контроля;
2) лица, не наделенные государственно-властными полномочиями, но на которые возложена функция по осуществлению контроля в той или иной сфере. Данные лица обязаны передавать имеющуюся у них информацию об операциях подконтрольных субъектов и выявленных в ходе их проведения нарушениях контролирующему органу, а также предпринимать действия, направленные на недопущение указанных нарушений. Кроме того, в определенных случаях агенты данной группы вправе получать вознаграждение (компенсацию) за выполняемые ими функции. Так, уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение функций агентов валютного контроля, самостоятельно определяя ее размер и порядок взимания. В то же время налоговые агенты не вправе взимать плату за выполнение возложенных на них обязанностей.
Функции агентов финансового контроля осуществляются не только субъектами, прямо названными в законе агентами. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований данного Федерального закона. Интересно, что платежного агента нельзя признать агентом финансового контроля, поскольку он осуществляет лишь деятельность по приему платежей физических лиц.
Одна из основных проблем рассматриваемых правоотношений заключается в отсутствии эффективной системы контроля за расчетами физических лиц. В отличие от организаций и индивидуальных предпринимателей наличные расчеты физических лиц не ограничены предельным размером. Они также не предоставляют никакой отчетности по произведенным ими денежным операциям. Таким образом, получается, что сфера расчетов физических лиц практически полностью остается за рамками системы государственного финансового контроля.
В настоящее время в России проживают более 143 млн. граждан. Очевидно, что контролировать расчеты такого количества лиц просто невозможно. Между тем оставлять сферу расчетов населения бесконтрольной неразумно - именно на наличных расчетах физических лиц основывается большинство коррупционных схем.
Как уже было отмечено, в настоящее время не устанавливается предельная сумма в отношении наличных расчетов с участием физических лиц. Между тем в конце 2013 г. Минфин России предложил ограничить расчеты граждан суммой 600 тыс. руб. (с перспективой ее дальнейшего снижения до 300 тыс. руб.) <1>. Заметим, что практика ограничения наличных расчетов физических лиц распространена во многих странах. Например, с декабря 2012 г. в Италии максимальный размер расчетов наличными составляет 999,99 евро. Оплата на сумму, равную или превышающую 1000 евро, осуществляется с использованием дебетовых карт, кредитных карт, непередаваемого чека или банковского платежа. Во Франции лимит расчетов наличными установлен в размере: 3000 евро - для фискальных резидентов, 15 тыс. евро - для нерезидентов, действующих в качестве покупателей, и 3 тыс. евро - для нерезидентов-продавцов. С января 2014 г. оплата налогов, пошлин, штрафов, а также оплата больничных счетов и арендных платежей государственным учреждениям лимитированы суммой 300 евро <2>. В Испании с 19 ноября 2012 г. введен лимит расчетов наличными для резидентов - 2,5 тыс. евро, для нерезидентов - 15 тыс. евро <3>.
--------------------------------
<1> См.: Кукол Е. "Мерседесы" по карточкам // Российская газета. 2013. 13 июня.
<2> См.: Articles D112-3 et D112-4 Code et financier. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT00006072026.
<3> См.: Ley 7/2012, de 29 de octubre, de de la normativa tributaria y presupuestaria y de de la normativa financiera para la de las actuaciones en la y lucha contra el fraude // "BOE" 261, de 30 de octubre de 2012, 76259 a 76289 (31 ).
Полагаем, что за счет снижения доли наличности в общей денежной массе лимитирование расчетов физических лиц благоприятным образом сказалось бы на структуре платежного оборота страны. В то же время введение данной меры совсем не означало бы повышение эффективности борьбы с отмыванием преступных доходов. Дело в том, что на сегодняшний день в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" расчеты физических лиц, превышающие 600 тыс. руб., и так подлежат обязательному контролю. Запрет на проведение наличных расчетов в пределах определенной суммы лишь сузит возможности для маневра лицам, отмывающим преступные доходы, но не покончит с этой практикой окончательно.
Более перспективным видится установление контроля за расходами физических лиц и их родственников, а также определение соответствия произведенных расходов уровню доходов физического лица. Данные о доходах возможно получать из налоговой отчетности, а информацию о расходах - из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, автоматизированной информационной системы ГИБДД о регистрационных данных транспортных средств и их собственниках, а также иных источников. Превышение расходов над доходами могло бы являться основанием для получения сведений от физических лиц о неучтенных источниках доходов. Подобная система значительным образом ограничивала бы возможности физических лиц распоряжаться доходами, с которых не были уплачены налоги.
Несмотря на то что в настоящее время действует Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", положения данного нормативного правового акта носят весьма ограниченный характер. Во-первых, этот Федеральный закон касается лишь определенной категории субъектов - лиц, замещающих государственные должности. Во-вторых, имеющиеся пробелы в порядке подтверждения соответствия расходов физического лица его доходам нивелируют само значение данного механизма. Так, широко известно, что в целях соответствия предъявляемым требованиям государственные чиновники практикуют расторжение брака со своими супругами (на которых заблаговременно переписывается имущество), заключение фиктивных договоров займа с другими физическими лицами, а также заключение иных фиктивных сделок с лицами, не подпадающими под требования указанного Федерального закона. Кроме того, в действующей в настоящее время редакции данный Закон позволяет легально тратить на порядок больше официально заработанных денежных средств. Разрешение рассматриваемой проблемы возможно только в условиях введения контроля за расходами всех физических лиц, а также закрепления возможности проведения встречных проверок физических лиц - контрагентов.
Существенные проблемы имеются и в иных сферах контроля денежного обращения. Так, начавшийся в 2003 г. процесс либерализации валютного законодательства фактически привел к разрушению системы валютного контроля. Следует признать, что в настоящее время он является неэффективным и более не выполняет возложенные на него функции. Подтверждение этому можно найти в статистических данных Банка России: по его информации, в 2015 г. чистый отток капитала из Российской Федерации должен составить порядка 110 млрд. долл. США. Прогнозируется, что в 2016 - 2017 гг. этот показатель будет держаться на уровне 80 - 90 млрд. долл. США в год <1>. Бесспорно, отток капитала в большей степени связан с объективными экономическими проблемами, вызванными падением цен на энергоносители на международном рынке и, как следствие, снижением инвестиционной привлекательности отечественной экономики. В то же время совершенно очевидно, что и многие российские организации выводят свой капитал за рубеж, опасаясь дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране.
--------------------------------
<1> См.: Доклад о денежно-кредитной политике. Информационный сборник. 2015. N 1. С. 51. URL: http://www.cbr.ru/publ/ddcp/2015_01_ddcp.pdf.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования, а также исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. В то же время приходится признать, что указанные принципы соблюдаются не всегда. Так, в декабре 2014 г. в российских средствах массовой информации появилась информация о том, что Правительство РФ обязало пять крупнейших государственных компаний-экспортеров до 1 марта 2015 г. привести размер чистых валютных активов к уровню не выше, чем по состоянию на 1 октября 2014 г., и далее не превышать этот показатель <1>. Таким образом, вышеназванные организации фактически обязали продавать валютную выручку на внутреннем валютном рынке. Не ставя под вопрос экономическую целесообразность такого шага, тем не менее подчеркнем, что рассматриваемая мера носит чисто административный характер и представляет собой непосредственное вмешательство государства в деятельность организаций-резидентов.
--------------------------------
<1> См.: Скоробогатько Д., Мельников К., Ковалева Е. и др. Валютный рынок вылечат от аритмии // Коммерсантъ. 2014. 23 дек.
Одним из направлений совершенствования системы валютного контроля является создание единой информационной базы, содержащей всю необходимую информацию о валютных операциях резидентов, доступ к которой имели бы все органы и агенты валютного контроля. В условиях функционирования Евразийского экономического союза особый приоритет приобретает проблема унификации норм валютного законодательства (в том числе в части валютного контроля) государств - участников Евразийского экономического союза. Помимо этого, в науке финансового права предлагаются и иные меры совершенствования действующей системы валютного контроля <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гончаров Е.А. Система валютного контроля в Российской Федерации и пути ее совершенствования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010; Губарева Т.И. Финансово-правовые и институциональные проблемы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. М., 2010; Кораблин В.В. Указ. соч.; Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учеб.-практ. пособие. М., 2013.
Подводя итоги, заметим, что контроль и надзор в сфере денежного обращения - собирательное понятие, включающее в себя виды финансового контроля, которые на сегодняшний день признаются самостоятельными направлениями контрольно-надзорной деятельности. В то же время данный термин позволяет учесть всю многоаспектность и многогранность такого явления, как денежное обращение, в связи с чем его употребление является в полной мере обоснованным.
|