Четверг, 28.11.2024, 16:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Концептуальное обоснование защиты государственного суверенитета

Современные тенденции развития геополитической обстановки в мире находят выражение в формировании комплекса угроз и вызовов для международной и региональной безопасности, стабильного и независимого развития многих стран мира. В качестве объекта прямых и косвенных посягательств нередко выступает государственный суверенитет.

Реализация внешних и внутренних угроз государственному

суверенитету имеет место в различных сферах общественной жизни. Характерным проявлением антиконституционных посягательств на

суверенитет государств становятся так называемые «цветные революции» для смены политических режимов в отдельных странах. Заметную роль в ослаблении и подрыве государственного суверенитета играют

«гуманитарные» интервенции, последствиями которых являются деградация государственных и экономических институтов, массовое бегство населения из кризисных регионов, подрыв авторитета ООН и девальвация норм международного права[1].

Наиболее опасные внутренние угрозы государственному суверенитету представлены распространением идеологии терроризма и экстремизма, обострением межнациональных и межконфессиональных отношений, сепаратистскими проявлениями, криминализацией органов власти и управления. Внешние и внутренние угрозы актуализируют потребности совершенствования механизмов защиты государства от посягательств на суверенитет, развития международного сотрудничества на глобальном и региональном уровнях по вопросам защиты государственного суверенитета и формирования правовой основы такого сотрудничества.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость концептуального и политико-правового обоснования защиты государственного суверенитета и современных подходов к его пониманию.

Комплексный анализ существующих подходов к пониманию государственного суверенитета позволяет выделить следующие положения.

Государственный суверенитет в конституционно-правовом смысле - верховенство и независимость государственной власти внутри страны и за ее пределами, которые проявляются в способности государства самостоятельно решать любые внутри- и внешнеполитические задачи, обеспечивать реализацию своих властных полномочий в пределах территориальной юрисдикции. Чем шире спектр применяемых государством полномочий по реализации своих функций, тем больше оснований вести речь о реальном содержании государственного суверенитета.

Государственный суверенитет как категория международного права является постулатом международных отношений. Современное международное право основывается на фундаментальных принципах уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела, суверенного равенства государств, признания нерушимости границ, неприменения силы или угрозы силой, разрешения споров мирными средствами. Перечисленные принципы получили закрепление в Уставе ООН 1945 г., Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г., Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., Декларации ООН об укреплении международной безопасности 1970 г., Декларации ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г. Правовая ценность данных принципов была подтверждена в решениях Международного Суда ООН по делам «О проливе Корфу», «Об островах Менкье и Экрихос», «О континентальном шельфе Северного моря», «О делимитации морской границы в районе залива

Мэн», «О военной и военизированной деятельности в Никарагуа и против Никарагуа (Никарагуа против Соединенных Штатов Америки)»[2] и др.

На пространстве СНГ вопросы защиты государственного суверенитета регулируются Алма-Атинской Декларацией (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.), Декларацией о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ (Минск, 14 февраля 1992 г.), Декларацией о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами - участниками СНГ (Киев, 20 марта 1992 г.), Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников СНГ

Л

(Москва, 15 апреля 1994 г.) и др. международными документами .

Такой подход обеспечивает наиболее полную реализацию

большинством государств своих национальных интересов, возможность независимого развития внутри- и межгосударственных политических, социальных, экономических и культурных отношений.

Становление и развитие политико-правовой концепции государственного суверенитета определяется уровнем экономического, социального, политического и культурного развития государств и охватывало ряд этапов:

- обоснование независимости светской власти от духовной и отождествление суверенитета государства с суверенитетом его конкретного носителя (как правило, главы государства);

- становление государственного суверенитета как особой

характеристики государственной власти, не связанной с конкретным носителем;

- распространение элементов суверенитета на общество (обоснование "народного суверенитета");

- распространение суверенитета не только на общество, но и нацию (обоснование "национального суверенитета"), разграничение "государственного", "народного" и "национального" суверенитетов1.

На современном этапе развития конституционного и международного права государственный суверенитет уже не отождествляется с абсолютной (неограниченной) властью. Анализ международных и внутригосударственных правовых актов позволяет вычленить доктринальнонормативное понимание пределов государственного суверенитета, которое включает несколько элементов:

- Пределы государственного суверенитета устанавливаются Конституцией и законами в интересах граждан, общества и государства. Управляя общественными делами, государство не вправе руководствоваться только своими интересами. Г осударственная власть должна осуществляться в интересах общества и граждан и основываться на доверии населения.

- Внутренние пределы государственного суверенитета неразрывно связаны с основополагающими правами и свободами человека. Суверенные права государства не могут использоваться для открытого подавления прав и свобод человека. Произвольное ограничение государством основополагающих прав и свобод недопустимо. Государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны уважать и обеспечивать реализацию основополагающих прав и свобод.

- Внешние пределы государственного суверенитета определяются международной правосубъектностью государства (участием в международных организациях и межгосударственными обязательствами).

- Ограничение полноты и мощи государственной власти обеспечивается конституционными гарантиями (разделение властей;

ответственность должностных лиц разных уровней за присвоение властных полномочий, восстания и мятежи; невозможность неконституционного порядка изменения или отмены Основного Закона и др.).

Суверенитет не зависит от формы государства и является динамичной характеристикой государства. Он может быть подорван и утрачен, что влечет за собой снижение качественных характеристик реализации функций государства в наиболее важных сферах общественной жизни или полную утрату способности государства осуществлять самостоятельное управление делами общества и государства[3]. В силу этого государственный суверенитет нуждается в защите.

Учитывая выдвинутый подход к пониманию государственного суверенитета, защита государственного суверенитета представляет собой постоянную активную правомерную деятельность государственных и негосударственных организаций, направленную на обеспечение верховенства и независимости государственной власти, беспрепятственную реализацию государственно-властных полномочий во всех сферах общественной жизни, противодействие деструктивной деятельности антигосударственных сил по ослаблению и подрыву государственного суверенитета. Основанием защиты государственного суверенитета выступает деструктивная деятельность внутригосударственных и зарубежных субъектов по его ослаблению и подрыву, которая формирует реальные угрозы государственному суверенитету.

Проводимая руководством США и их союзниками политика глобального доминирования предполагает сохранение на максимально возможный период лидирующей роли Соединенных Штатов с помощью нанесения ущерба суверенным государствам, проводящим независимую политику, для чего в настоящее время используется ряд механизмов ослабления и подрыва их государственного суверенитета:

- экономические санкции, блокады, эмбарго и демпинг;

- "цветные революции";

- "гуманитарные" интервенции;

- тайная и открытая политическая, информационная, материальнотехническая и финансовая поддержка сепаратистских и иных антигосударственных сил;

- открытое военное вторжение, организованная вооруженная борьба.

Реализация данных деструктивных механизмов носит политикостратегический, долгосрочный характер и не зависит от императивов глав государств и правительств, текущего информационно-пропагандистского фона, экономической конъюнктуры, тактических установок спецслужб и органов внешних сношений.

Существует система внешних индикаторов - признаков, свидетельствующих об ослаблении и подрыве государственного суверенитета. Задача компетентных государственных структур - своевременно обнаружить и зафиксировать эти признаки, выявить подготовку конкретных антигосударственных сценариев и принять ответные меры реагирования: ослабить воздействие или нейтрализовать угрозообразующие факторы, инициировать адекватные механизмы защиты государственного суверенитета.

Важную роль в этих процессах играют спецслужбы и правоохранительные органы, которые осуществляют:

- профилактику, выявление и нейтрализацию угроз государственному суверенитету;

- пресечение, сковывание и парализацию деятельности внутригосударственных и зарубежных антигосударственных сил;

- выявление и противодействие конкретным деструктивным механизмам ослабления и подрыва государственного суверенитета.

Успешное решение этих задач позволяет силам правопорядка обеспечивать функциональность, легитимность и независимость государственной власти.

Механизмы ослабления и подрыва государственного суверенитета, с одной стороны, и механизмы защиты государственного суверенитета, с другой, тесно взаимосвязаны и включают весь арсенал экономических, политических, дипломатических, идеологических, правовых и иных методов.

Существенное влияние на содержание и формы реализации государственного суверенитета оказывает глобализация. Рассматривая государственный суверенитет в контексте глобализации, нельзя обойти вниманием общие положительные и отрицательные последствия этого процесса для функционирования и развития суверенных государств.

В числе положительных последствий необходимо упомянуть: ускорение внедрения научно-технических достижений и современных методов государственного управления, новые экономические перспективы для хозяйствующих субъектов, возможности обеспечения более высокого уровня жизни граждан, объединение ресурсов для осуществления долгосрочных и затратных межгосударственных проектов.

В тоже время глобализацию как процесс всемирной универсализации нельзя оценивать только в положительном смысле. Ее отрицательные проявления очевидны уже сегодня. В числе негативных последствий глобализации можно вести речь:

- о закреплении экономической отсталости государств с развивающейся экономикой, вытеснении их с международных рынков;

- дискриминационном сотрудничестве с межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами;

- соперничестве ценностных ориентиров и навязывании евроатлантических подходов к демократии, правам человека, новейшей истории;

- снижении авторитета и координирующей роли универсальных и

региональных международных организаций.

Важнейшим последствием глобализации стало общее ослабление роли национальных государств и критический пересмотр содержания государственного суверенитета. Закономерной реакцией на уменьшение функциональности государств стало появление многочисленных теорий «ограничения государственного суверенитета», в которых обосновывается «глобальная квазигосударственность», «ограниченный или мягкий суверенитет», «гуманитарные интервенции». Данные теории объединены тем, что сформулированные в них идеи глобального управления маскируют скрытые интересы руководства США по созданию наднациональных механизмов контроля над общемировым развитием. Научная разработка проблемы защиты государственного суверенитета требует недопущения пересмотра традиционной, общепризнанной концепции государственного суверенитета, противодействия теоретической аргументации насильственного ограничения суверенитета в обход существующих международно-правовых механизмов и процедур.

Государственный суверенитет исторически неразрывно связан с правами человека и попытками ограничить полновластие государства.

Оценивая влияние основополагающих прав и свобод человека на адаптацию международной и конституционно-правовой доктрины государственного суверенитета к современным реалиям, необходимо отметить, что оно в целом носит конструктивный характер.

Во-первых, права и свободы человека являются основой конституционного строя современного государства. Любое государство стремится гарантировать не только их формальное закрепление в законодательстве, но и фактическую реализацию.

Во-вторых, соблюдение прав и свобод человека всеми субъектами права способствует укреплению режима законности в общественной жизни.

В-третьих, объем реальных, гарантированных прав человека характеризует действительное положение человека в обществе.

С другой стороны, концепция прав человека в силу своей надзаконной природы нередко выступает как субъективная оценочная категория. Если требуется идеологически оправдать какой-либо политический режим или стабилизировать общественные отношения, существующая правовая система и государственный строй объявляются единственно возможными и соответствующими правам человека. Если ставится цель общественных преобразований, критики существующих порядков, смены власти, конституционный строй и правовое регулирование провозглашаются несоответствующими правам человека и несправедливыми.

Актуальная конструкция государственного суверенитета основана на уважении государством прав человека и предполагает не только гарантирование максимально возможного объема прав и свобод, реализацию разнообразных потребностей и интересов, но и ответственность граждан и взаимные обязательства государства и членов общества по отношению друг к другу. Только сильное независимое государство может обеспечить и защитить права человека.

В современных условиях совершенствование механизмов защиты государственного суверенитета, как представляется, должно комплексно охватывать следующие ключевые сферы:

- экономическую сферу;

- политическую сферу;

- сферу обороны;

- сферу безопасности;

- информационную сферу;

- культурно-воспитательную (идеологическую) сферу;

- сферу международного сотрудничества.

В рамках указанных сфер можно выделить несколько основных направлений защиты государственного суверенитета:

- Обеспечение устойчивого экономического развития и удовлетворения основных потребностей большинства населения государства.

- Формирование военно-политических, торгово-экономических, финансовых и иных союзов.

- Поддержание оборонного потенциала и системы национальной безопасности на уровне, обеспечивающем отражение любых внешних и внутренних угроз государственному суверенитету.

- Обеспечение технологического паритета и защищенности информационных ресурсов.

- Сохранение традиционных духовных ценностей, защита общественного сознания от деструктивных идей, противоречащих основам государства; консолидация общества на основе гражданственности и преданности государству.

- Повышение эффективности функционирования универсальных международных организаций и развитие модели многополярного миропорядка.

В глобализирующемся мире гармонизация международной и национальных правовых систем, сближение правотворческой, правоприменительной и судебной практики нуждаются в обновленной концепции государственного суверенитета, предусматривающей вопросы национальной юрисдикции государств, вопросы юрисдикции наднациональных органов и международных организаций, а также перечень исчерпывающих оснований для международного вмешательства.

Выработка такой концепции возможна лишь в формате ООН с привлечением всех заинтересованных государств. Реализация согласованного подхода к определению правосубъектности государств, национальной и наднациональной юрисдикции, пределов ограничения государственного суверенитета, разработки исчерпывающих оснований для международного вмешательства во внутренние дела государств позволит избежать «двойных» стандартов в международных отношениях и оптимизировать существующие механизмы разрешения межгосударственных и внутренних конфликтов.

 

[1]Носов С.И. Суверенитет государства в условиях глобализации: новые вызовы и угрозы // Право и образование. 2015. № 3. С. 103-111; Понкин И.В. Технологии «мягкой силы» как средство дисфункционализации и разрушения государства // Право и образование. 2014. № 12. С. 95-111.

[2] Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 1948 - 1991. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 1993.

Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (Минск, 14 февраля 1992 г.) // Информационный Вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. № 2; Декларация о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами - участниками Содружества Независимых Государств (Киев, 20 марта 1992 г.) // Информационный Вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. № 4; Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 15 апреля 1994) // Информационный Вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1994. № 1.

ов А.И. Предпосылки зарождения и формирования государственного Право и образование. 2015. № 2. С. 124-130.

[3] Понкин И.В. Технологии «мягкой силы» как средство дисфункционализации и разрушения государства // Право и образование. 2014. № 12. С. 95-111.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (17.06.2017)
Просмотров: 357 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%