Ислам - одна из величайших мировых религий, получившая самое широкое распространение и обладающая огромным потенциалом позитивного влияния на общественно-политические процессы в современном мире. К сожалению, все чаще под прикрытием исламских ценностей лидеры и активисты террористических и экстремистских организаций совершают свои акции, обосновывая и транслируя идеи легитимности использования насилия для достижения преступных замыслов. Это уже приводит к катастрофическим последствиям - идеологическому расколу среди мусульман, росту исламофобии, межконфессиональным конфликтам, региональному сепаратизму, конфронтации между государствами и т. д.
Российская Федерация всегда выступала за обеспечение согласия всех этноконфессиональных групп не только на своей территории, но и в мире. В настоящее время резко активизировались террористические проявления на Ближнем Востоке и Севере Африки после т. н. «арабской весны». Сегодня будущему Ирака, Сирии и Ливии угрожают агрессивные действия террористической организации «Исламское государство» или ИГИЛ, идеологи которой открыто провозглашают намерение столкнуть весь регион в пропасть религиозных войн. Мусульманам пытаются навязать непримиримые подходы к другим конфессиям и внешнему миру. Они убивают и унижают христиан, проводят жестокие казни журналистов. Это совершенно несопоставимо с подлинными ценностями ислама как одной из основных мировых религий. Боевики ИГИЛ не представляют собой ислам, и им никогда не позволят создать собственное государство.
Для того чтобы эффективно противостоять вызовам терроризма, необходимо осознать его истоки и его реальный масштаб и выработать соответствующую комплексную стратегию. Так, Российская Федерация высказалась за то, чтобы через Совет Безопасности ООН начать подготовку предметного, глубокого, всеобъемлющего анализа ситуации и принятие незамедлительных мер.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Кроме того, ст. 14 Конституции Российской Федерации утверждает, что Россия является светским государством и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Таким образом, законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп. от 2 июля 2013 г.).
Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются указанным федеральным законом. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в т. ч. право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на встрече с муфтиями духовных управлений мусульман России 22 октября 2013 г. отмечал: «Глубокое взаимопонимание и взаимопроникновение культур и в огромной степени уважительный диалог представителей традиционных религиозных конфессий сформировали наше духовное единство, в основе которого - общие нравственные ценности, такие как справедливость, правда, трудолюбие, уважение к близким, патриотизм и любовь к общему Отечеству, которое одно для всех.
Ислам - это яркий элемент российского культурного кода, неотъемлемая, органичная часть российской истории. Мы знаем и помним много имен последователей ислама, составивших славу нашего общего Отечества, - государственных и общественных деятелей, ученых, предпринимателей, представителей культуры и искусства, доблестных воинов».
По различным оценкам, численность мусульман в современной России составляет от 15 до 20 млн человек, преимущественно проживающих в республиках Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия и в Чеченской Республике.
Справочно: По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., крупнейшими мусульманскими народами России являются татары (5,5 млн чел.), башкиры (1,6 млн чел.), чеченцы (1,3 млн чел.), аварцы (0,8 млн чел.), казахи (0,65 млн чел.), азербайджанцы (0,6 млн чел.), даргинцы (0,51 млн чел.), кабардинцы (0,52 млн чел.), кумыки (0,42 млн чел.) и ингуши (0,41 млн чел.).
Проживающих в России мусульман можно условно сгруппировать по этническому и географическому признаку в четыре группы: поволжскую (или татаро-башкирскую), кавказскую, центральноазиатскую и внешнюю.
К первой группе относятся самые крупные тюркские народы страны: татары, башкиры и казахи, которые формируют крупнейшее по численности и занимаемому ареалу межрегиональное мусульманское сообщество России - Поволжскую умму. Это сообщество выглядит самым моноэтничным - почти две трети его членов составляют представители одного народа (татары) - и самым монорелигиозным - абсолютное большинство относящихся к нему мусульман исповедуют суннизм ханафитского мазхаба. По своей религиозности мусульмане Поволжской уммы уступают единоверцам из других межрегиональных сообществ.
К Кавказской межрегиональной умме принадлежат все мусульманские народы Северного Кавказа, среди которых наиболее крупными являются чеченцы, аварцы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки и ингуши. Более 30 относящихся к нему народов исповедуют суннизм шафиитского мазхаба (ок. 65%), суннизм ханафитского мазхаба (ок. 30%) и шиизм джафаритского толка (ок. 5%). Среди народов Дагестана, Чечни и Ингушетии получили широкое распространение суфийские тарикаты накшбандийя, кадирийя и шазилийя, приверженцами которых является значительная часть их мусульман. Степень религиозности у мусульман Северного Кавказа довольно высока, однако сильно варьирует в зависимости от этнической принадлежности.
Третьим по численности межрегиональным мусульманским сообществом является Центрально-Азиатская умма, к которой относятся в первую очередь узбеки, таджики, киргизы и туркмены. Подавляющее большинство ее членов исповедует суннизм ханафитского мазхаба, хотя среди узбеков и таджиков довольно много сторонников салафизма, а значительная часть припамирских таджиков придерживается исмаилизма.
Самой маленькой группой российских мусульман является сообщество арабов, турок, курдов, персов и пуштунов, которое из-за происхождения его членов можно назвать Внешней уммой. Это межрегиональное мусульманское сообщество весьма полиэтнично и полирелигиозно, однако среди составляющих его народов особую активность проявляют арабы, в большинстве своем - мусульмане-сунниты различных мазхабов. К Внешней умме относится 2% (ок. 140 тыс.) российских мусульман.
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 3 783 мусульманских организации (централизованных структур, учебных заведений и отдельных общин), что составляет 16,5% всех религиозных организаций страны. Вместе с тем необходимо отметить, что исламское сообщество России пребывает в состоянии исключительной раздробленности. По количеству носителей высшего духовного звания мусульман-суннитов - муфтиев Россия опережает любую другую страну в мире, число централизованных мусульманских организаций практически сравнялось с числом епархий Русской православной церкви.
Раскол российских мусульман на религиозной почве в первую очередь стал следствием агрессивной миссионерской деятельности салафитов (ваххабитов), для которых свойственны нетерпимое отношение к инакомыслящим и инаковерующим, стремление к созданию государства с шариатской формой правления, уверенность, что они ведут «джихад» против безбожной власти, и склонность к силовым методам миссионерской работы. Многие салафитские группы признают терроризм самым эффективным способом достижения поставленных целей. По различным оценкам, салафиты составляют до 10% всех российских мусульман. Противостояние традиционных и нетрадиционных для России мусульман усугубилось конфликтами в среде самих традиционалистов. Разногласия между суннитами и шиитами, ханафитами и шафиитами, различными суфийскими тарикатами, а также между тарикатами и муфтиятами не позволили им объединиться против салафитов, которые, напротив, выступили единой организованной силой.
Основная идея салафизма - объединение всех мусульман в единую нацию без различия их происхождения, языков, национальнопсихологических особенностей и создание на этой основе единой мусульманской империи - «Всемирного Халифата» со столицей в Мекке. Для достижения указанной цели допустимы все средства и методы политической борьбы, в т. ч. основанные на насилии и терроре. Именно эти идеи взяты на вооружение многими международными исламистскими экстремистскими организациями.
Справочно. Решением Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. следующие организации признаны террористическими и запрещена их деятельность на территории Российской Федерации: «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-и-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан»,
«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение
Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль- Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2006 г. следующие организации признаны террористическими и запрещена их деятельность на территории Российской Федерации: «Джунд аш-Шам», «Исламский джихад - Джамаат моджахедов».
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2010 г. признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации международная организация «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»).
Указанные организации включены в единый федеральный список организаций, признанных террористическими Верховным Судом Российской Федерации.
Кроме того, в перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», включены следующие международные организации исламистского толка: «Нурджулар», «Таблиги Джамаат», «Ат-Такфир валь-Хиджра».
Рассматриваемая проблематика, безусловно, актуальна и для государств - участников СНГ, прежде всего, для государств Центральной Азии и Азербайджана, в которых ислам не только традиционная религия, но и часть истории, культуры и важнейшая сторона жизни населяющих их народов. Указанные государства оказали достаточно сильное влияние и внесли заметный вклад в развитие мусульманской культуры, общей теории и практики исламского права. Кроме того, именно ислам сегодня является в них одним из основных факторов конфессионально-культурной идентификации.
Тем не менее, на территории государств - участников СНГ сохраняются предпосылки для формирования религиозной среды, представители которой могут быть вовлечены в противоправную деятельность по подготовке и совершению террористических актов и экстремистских акций.
Особую опасность представляют те радикальные исламистские структуры, которые для достижения своих политических целей прибегают к экстремистским методам. В числе основных субъектов экстремистской деятельности в регионе следует отметить «Исламское движение Туркестана» «Партию исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Уведомление и призыв» («Ат-Таблиг вад-Дауа»), «Братья-мусульмане» (Аль-Ихван аль-Муслимун) и др.
Так, непрекращающиеся попытки целого ряда радикальных исламистских объединений, организаций и групп по дестабилизации внутриполитической обстановки в государствах - участниках СНГ наглядно демонстрируют, что приверженцы идей радикального исламизма, опирающиеся на поддержку идеологических центров некоторых арабских и европейских государств, наращивают усилия по дальнейшему расширению своего влияния на политические процессы, содействуют консолидации деструктивных элементов в целях утверждения руководящей роли политизированного ислама в отдельных странах постсоветского пространства.
Кроме того, необходимо отметить, что в середине 2000-х гг. произошла значительная активизация деятельности структур международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» в различных странах мира, в т. ч. на территории государств - участников СНГ. При этом деятельность указанной организации нацелена не только на пропаганду своих идей и вербовку новых членов, но и на дестабилизацию обстановки, а также прямой захват власти либо методами «бархатных революций», либо прямого вооруженного мятежа. О готовности «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» перейти к насильственным методам деятельности свидетельствуют многочисленные факты обнаружения оружия у арестованных членов организации. На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция укрепления влияния «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» в государствах постсоветского пространства.
Поэтому одной из важнейших задач для обеспечения стабильного и мирного будущего является создание системы, которая в новых условиях не только позволит обеспечивать международную безопасность, но и будет способствовать сближению и интеграции государств - участников СНГ, построению открытого мира на основе взаимопонимания и сотрудничества, общепризнанных ценностей и норм.
Консолидация усилий органов безопасности и спецслужб государств - участников СНГ по противодействию угрозам, исходящим от радикальных исламистских структур, международных террористических организаций и экстремистских объединений, объективно будет способствовать расширению контактов по линии спецслужб и правоохранительных органов.
Вместе с тем опыт противодействия религиозному экстремизму показывает, что одними только силовыми методами данную проблему решить довольно сложно. Наибольшая эффективность противодействия радикальным исламистским структурам достигается при совмещении предупредительных мер законодательно-правового характера с методами информационно-пропагандистской работы среди населения.
Особая роль должна отводиться использованию сети Интернет в информационном противодействии идеям радикального исламизма. Необходимо отметить, что сегодня информационные ресурсы сторонников традиционного ислама проигрывают радикалам, тогда как большинство крупных молодежных мусульманских групп, созданных в социальных сетях и насчитывающих несколько миллионов человек, находятся под влиянием салафитской идеологии.
Исходя из вскрытых и прогнозируемых угроз, актуальной представляется выработка эффективных совместных механизмов по противодействию террористической и иной экстремистской деятельности исламистских радикальных структур на территории государств - участников СНГ.
|