Геополитические и социально-экономические изменения, произошедшие на постсоветском пространстве после распада СССР, способствовали мощному всплеску активности приверженцев ислама. За короткое время количество мечетей возросло более чем в сто раз, открылись десятки медресе, появились многочисленные мусульманские средства массовой информации[1]. Верующие получили возможность свободно исповедовать свою веру, обучаться за рубежом, выезжать на хадж.
Однако процесс исламского возрождения в значительной мере омрачён распространением в мусульманском сообществе различных течений радикального ислама, основным из которых стал салафизм. Появление салафизма стало причиной того, что в современном сознании ислам ассоциируется с терроризмом.
Всем идеологическим доктринам исламского радикализма присущ ряд признаков, отличающих его от традиционного коранического ислама:
непримиримость к светскому обществу, стремление к его замене «исламским», основанным на законах шариата;
недопустимость раздельного существования религии и государства; отрицание единства мировой цивилизации с противопоставлением исламского мира всему остальному мировому сообществу;
отрицание ключевых положений международного права: территориальной целостности государств, незыблемости государственных границ;
опора на силовые методы политической борьбы для реализации своих целей;
готовность активно сотрудничать с откровенно националистическими (сепаратистскими) и другими экстремистскими силами.
Главная особенность салафизма заключается в формировании альтернативной мусульманской идентичности, усилении социальной конфликтности на почве религиозной нетерпимости и оправдании военнотеррористической деятельности.
Социальной опорой салафизма выступает молодежь, малоимущие граждане, выступающие против существующих порядков.
Несмотря на псевдоисламскую мимикрию, салафистские идеи имеют явно выраженную экстремистскую природу и направлены на:
- разжигание религиозной розни и дестабилизацию внутриконфессиональной обстановки в мусульманской умме[2];
- инспирирование нарушения территориальной целостности путем создания шариатского государства в форме халифата;
- замену светских («безбожных») органов публичной власти религиозными;
- создание автономных исламистских анклавов, нарушающих единое правовое, культурное и информационное пространство и изъятых из юрисдикции государственной власти;
- публичное оправдание терроризма, основанное на интерпретации джихада как войны с инаковерующими.
В настоящее время в России и государствах Содружества действуют законспирированные ячейки запрещенных судом радикальных исламистских структур: «Исламской партии Туркестана», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Таблиги Джамаат», «Нурджулар», «Ат-Такфир Валь-Хиджра», «Уведомление и призыв» («Ат-Таблиг вад-Дауа»), «Имарат Кавказ», выражающих идеологию салафизма.
Салафитские группировки считают неверными («кафирами») всех несогласных с их трактовкой ислама[3] [4]. Салафитские идеологи называют традиционный тарикат «путем шайтана», наставников-устазов - «идолами», а их мюридов - «идолопоклонниками».
По мнению приверженцев салафизма, решающим свидетельством единобожия является абсолютное подчинение салафитско-ваххабитской общине и вражда по отношению к инаковерующим («кафирам», «мунафикам», «муртадам», «мушрикам»). Не случайно салафитские информационные ресурсы помимо пропаганды салафизма, материалов о лидерах джихада призывают к т.н. «чистому» исламу, оправдывают джихад
л
против неверия (куфра) и язычества (ширка) .
Нужно подчеркнуть, что псевдоисламские салафистские религиозноэкстремистские идеи не имеют ничего общего с духовным поиском внутри ислама. Напротив, они подрывают гуманную основу ислама -
-5
веротерпимость и ненасильственный призыв к единобожию . Внедряемое таким путем в массовое сознание салафитское учение ведет, в конечном счете, к дискредитации ислама в глазах мировой общественности.
Помимо нагнетания сепаратистских настроений, экстремистски настроенные салафиты формируют собственные органы и автономные анклавы, слабо контролируемые властями.
Салафитские структуры тесно связаны с религиозно-экстремистским бандподпольем. Несмотря на то, что многие сторонники салафитско- ваххабитских взглядов выступают в качестве пособников банддвижения, мы не отождествляем всех салафитов с террористами и экстремистами[5] [6] [7]. Необходимо учитывать, что религиозно-экстремистское бандподполье отличается неоднородностью: наряду с боевыми ячейками салафитских джамаатов действуют криминальные группировки общеуголовной направленности, которые не имеют никакого отношения к исламу, но прикрываются кораническими аятами и хадисами Пророка для осуществления своей преступной деятельности (убийств, похищения людей, разбоя, вымогательств, бандитизма, незаконного изготовления оружия и др.)
Проповедники идей т.н. «чистого» ислама умело используют протестные настроения общества, массовую пропаганду исламского образа жизни и шариатского правления. Салафитские идеи рассматриваются населением как форма социального протеста и борьбы за свои права (востребованность идей социальной справедливости, равенства, братства, высокого морального облика мусульман, борьбы с коррумпированной государственной властью и преступностью).
Одной из причин радикализации можно считать незрелость молодых исламских лидеров, отсутствие у них достаточного жизненного и политического опыта, их неспособность идти наперекор эмоциям и максимализму части молодежной исламистской среды, неумение адекватно оценить социально-политические реалии2.
Радикальные общины пополняются за счет молодых людей, которых туда толкают материальная и социальная неустроенность, безработица, невозможность продолжить образование. Принятие салафизма означает для них удовлетворение социальных потребностей (уважение окружающих,
-5
взаимопонимание, моральную и материальную поддержку, защиту) .
Определенное место в распространении радикальных религиозно- экстремистских идей занимает вмешательство Саудовской Аравии, Катара, Ливии, Сирии, Турции, ОАЭ, Пакистана в дела мусульманского сообщества. Проводниками идей т.н. «чистого» ислама наряду с зарубежными миссионерами стали мусульманские священнослужители, получившие образование за рубежом. Не последнюю роль в активном распространении салафитской идеологии играет пассивная роль «официального» ислама, более «слабая богословская подготовка ортодоксального мусульманского духовенства в сравнении с салафитскими идеологами, получающими идейную и политическую подготовку в известных исламских центрах».
В качестве актуальных угрозообразующих тенденций в салафитской среде можно выделить следующие:
- ориентация идеологов т.н. «чистого» ислама на Интернетпространство и активное привлечение молодежи[8];
- массовое распространение радикальных салафитских взглядов в учебных заведениях и мечетях;
- организация салафитами т.н. «мусульманских» детских и юношеских лагерей, где под видом военно-спортивной подготовки детям преподается нетрадиционная трактовка ислама и прививаются навыки ведения боевых действий;
- высокая степень криминализации участников, вовлеченности в преступные виды бизнеса;
- создание боевых групп для силовой поддержки салафитских общин;
- создание общественных организаций и привлечение внимания правозащитных структур для легитимации своей деятельности.
Идейно-политическая направленность данных тенденций свидетельствует об использовании радикальными салафитами
псевдоисламского прикрытия для осуществления террористической и иной экстремистской деятельности в ущерб конституционному строю.
В сложившихся условиях в целях нейтрализации исходящих от салафизма экстремистских угроз и недопущения радикализации
представителей мусульманских общин представляется целесообразным принятие следующих мер:
- укрепление межрелигиозного и межнационального диалога и единства;
- подготовка религиозных кадров, сочетающих знание исламского вероучения и светских дисциплин, способных активно участвовать в просветительской деятельности в интересах государства;
- завершение формирования системы исламских учебных заведений (разработка и внедрение единых образовательных стандартов, алгоритма прохождения стажировок и повышения квалификации в зарубежных учебных заведениях), аттестация духовенства, запрет частного и подпольного религиозного образования;
- упорядочение и контроль системы теологического обмена (в первую очередь, с КСА, Катаром, Йеменом, Кувейтом и Пакистаном) и исламской благотворительности[9];
- контроль за ввозом и распространением религиозной литературы, проведение ее религиоведческой экспертизы;
- контроль за законностью строительства новых культовых сооружений;
- мониторинг религиозных объединений и укрепление позиций исламских структур, ориентированных на традиционные ценности;
- активное создание и продвижение специализированных
информационных ресурсов по противодействию распространению
салафитской религиозно-экстремистской идеологии с использованием сети Интернет;
- дискредитация идеологов радикального салафизма, развенчивание перед верующими псевдоджихада, ложных образов мучеников и борцов за веру;
- профилактическая работа с лицами, отказавшимися от противоправной деятельности и отбывшими наказание.
Комплекс указанных мер, который является далеко не исчерпывающим, должен быть направлен: с одной стороны, на создание условий, при которых экстремистская идеология не сможет «прижиться» в мусульманских сообществах и расколоть их на радикальные секты; с другой стороны, - на участие государства в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и создании идеологических установок. Указанные меры позволят в целом нормализовать обстановку в мусульманской общине и создать эффективные способы для ограничения и прекращения деятельности на территории Содружества структур и эмиссаров радикальных исламских объединений.
[1] До 1989 года мусульмане СССР могли получать образование только в Узбекской ССР - бухарском средне-специальном медресе «Мир-Араб» и ташкентском Высшем Исламском институте.
[2] Салафиты называют себя салафиюнами («предшествующими алимами»), пропагандируют свою исключительность по признаку религиозной принадлежности (полагают, что только они могут считаться «истинными мусульманами») и обвиняют всех несогласных в неверии.
[3] Распространенные на Кавказе ханафитский и шафиитский мазхабы характеризуются терпимостью к инаковерующим. В кораническом аяте 18:29 закреплена веротерпимость: «Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует».
[4] Такого рода воззвания регулярно размещаются на сайтах Kavkaz-Center.com, Kavkaz.org.uk, Camagat.com, Guraba.info, Hunafa.com, Islamdin.biz, Imamtv.com, Nuruddjn.info, Daavat.me и др.
Деструктивная антиобщественная направленность салафитско-ваххабитских идей обусловила запрет в Российской Федерации главного труда Мухаммеда ибн абд аль- Ваххаба - «Книги Единобожия» («Китаб-ат-Таухид»). «Книга Единобожия» внесена Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный список экстремистских материалов. 3 июля 2009 г. суд г. Астаны признал Книгу Единобожия экстремистской и запретил ее к ввозу и распространению на территории Республики Казахстан.
[5] Реальную опасность представляет «жесткий», просаудовский вариант салафизма (ваххабизма), который используется для поощрения убийств и терроризма. Цит. по Хасан М. Источник террора. Идеология ваххабизма-салафизма. М., 2005.
[6] Макаров Д.В. Несостоявшееся возрождение умеренного исламизма в Дагестане. URL: http://www.islamrf.ru/news/umma/islam-world/2585 (дата обращения: 07.05.2013).
[7] Такушинов Ш.Н. Исследование причин религиозного экстремизма в молодежной среде в Карачаево-Черкесской Республике / Материалы III Всероссийской научнопрактической конференции «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Комплексный подход к формированию и функционированию системы противодействия распространению идеологии терроризма. М., РГУНГ, 2012. Т.2 С. 138.
[8] Салафитско-ваххабитские информационные ресурсы (Kavkaz-Center.com, Kavkaz.org.uk, Camagat.com, Guraba.info, VDagestan.com, Hunafa.com, Islamdin.biz, Imamtv.com, Nuruddin.info, Nohchipress.info, Daavat.me (включая их «зеркала»)) помимо пропаганды (даваата) салафизма, материалов о лидерах джихада произвольно и манипулятивно толкуют Коран и хадисы, интерпретируют джихад как войну с инаковерующими, обвиняют представителей традиционного ислама в неверии (куфре) и многобожии (шикре).
[9] Акцентируя внимание на контроле религиозного образования и теологического обмена, необходимо отметить эффективность законодательства Республик Узбекистан и Казахстан в сфере противодействия религиозному экстремизму.
|