В связи с необходимостью адекватного реагирования на возрастающие террористические угрозы, вызванные активизацией процессов возвращения в Российскую Федерацию боевиков, участвовавших в вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций (далее - МТО), появлением новых форм и методов их вербовочной деятельности, изменением тактики формирования террористических ячеек, в правоохранительных органах сложилась потребность в современных научных методиках прогнозирования
деятельности МТО.
Наличие прогнозов в отношении деятельности МТО позволяет правоохранительным органам и специальным службам пресекать активность террористов на ранней стадии и вовремя принимать необходимые профилактические меры.
Несмотря на то, что в зарубежной и отечественной литературе имеется немало работ, посвященных методологии и методике прогнозных исследований[1], вопросы прогнозирования деятельности МТО за редким
л
исключением остаются вне поля зрения исследователей. Апробированной методики перспективного изучения МТО в современной террологии не существует. В связи с этим в настоящее время перед научным сообществом стоит задача адаптации и совершенствования прогнозных методов для анализа деятельности террористических организаций.
При этом следует учитывать, что в случае с МТО прогнозируется динамика неустойчивой системы, предмет прогнозирования является сложным, в связи с чем достоверность и точность прогнозов обеспечивается лишь на краткосрочную перспективу (на срок до одного года).
При анализе развития угроз безопасности, исходящих от МТО, необходимо также принимать во внимание объективно существующие возможности и границы прогнозирования. В частности, на точность прогнозного исследования существенным образом влияют:
отсутствие в ряде случаев достаточных и достоверных данных о деятельности МТО;
высокая изменчивость ситуации и контекста, в котором она развивается;
многообразие факторов, обуславливающих деятельность террористической организации, приоритетность влияния которых на прогнозируемые показатели порой неочевидна;
отсутствие в ряде случаев явно выраженных причинноследственных связей, влияющих на наступление того или иного прогнозируемого события;
сложность определения предельных, критических порогов организационной и функциональной устойчивости МТО и др.
Прогнозирование угроз безопасности, исходящих от МТО, может осуществляться с помощью различных методов: моделирования, экспертных оценок, экстраполяции, построения сценариев и др. При этом наиболее детальными и учитывающими различные аспекты функционирования МТО являются прогнозы, в основе которых лежит факторный анализ - комплексное изучение и измерение воздействия факторов[2] на исследуемые показатели (рис. 1).
Рис. 1. Структура факторного анализа
Использование факторного анализа позволяет глубже разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, оценить место и роль каждого фактора в формировании исследуемых показателей, а также точнее и детальнее экстраполировать выявленные тенденции в будущее.
Можно выделить следующие основные этапы факторного анализа
(рис. 2):
Показатель - обобщенная характеристика исследуемого объекта.
Рис. 2. Основные этапы прогнозирования методом факторного анализа
прогнозирование степени и характера взаимодействия МТО с функционирующими в стране ячейками бандподполья и т. д.
Исследуемые показатели формулируются, исходя из задач прогнозного исследования. На основе анализа их динамики в дальнейшем строится прогноз. Как правило, показателями выступают: уровень террористической угрозы со стороны МТО для государства, степень организационных связей МТО с бандподпольем на территории страны и т. д.
Определение факторов, влияющих на исследуемые показатели.
Отбор факторов, влияющих на исследуемые показатели,
осуществляется на основе теоретических и практических знаний в области противодействия терроризму. При этом исходят из принципа: чем больше аспектов функционирования МТО проанализировано, тем точнее будут результаты анализа и достовернее прогноз.
При отборе факторов следует учитывать, что одни факторы оказывают воздействие на исследуемые показатели непрерывно, а другие - периодически (например, факторы, определяющие стратегию террористической организации, как правило, носят долговременный характер и в той или иной мере постоянно оказывают влияние на ее деятельность, а факторы, обуславливающие организационные связи МТО с другими группировками, могут носить временный, периодически проявляющийся характер).
Некоторые факторы по своему составу являются сложными, состоящими из нескольких элементов. Так, фактор наличия в составе террористической организации иностранных боевиков в общем виде включает в себя их количество, половозрастные характеристики, гражданство боевиков и т. п.
Систематизация (группировка) факторов в целях обеспечения комплексного подхода к исследованию их влияния на исследуемые показатели.
Выявленные факторы могут быть систематизированы по разным признакам. Так, например, исходя из характера их воздействия, факторы могут быть разделены на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с изменением количественных характеристик функционирования террористической организации (например, динамика численности МТО в связи с пополнением новыми членами, «боевыми» потерями), а интенсивные факторы характеризуют качественную сторону ее функционирования (например, стратегическое планирование террористической деятельности МТО).
4. Определение зависимостей между факторами и исследуемыми показателями:
а) оценка влияния каждого фактора на исследуемые показатели.
При анализе роли факторов целесообразно определить их иерархию
(соподчиненность), выделив факторы первого и второго уровней подчинения (возможно выделение большего числа уровней). К факторам первого уровня могут быть отнесены те, которые непосредственно влияют на исследуемый показатель (решающие факторы), а к факторам второго уровня - влияющие на него косвенно, в совокупности с другими факторами, или же обусловленные факторами первого уровня.
б) моделирование взаимосвязей факторов между собой, а также между факторами и исследуемыми показателями.
Необходимо учитывать, что если комплекс факторов рассматривается исключительно как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными.
5. Построение прогноза развития ситуации, исходя из влияния изменений исследуемых показателей на угрозы безопасности государства, исходящие от МТО. Так, сравнение исследуемых показателей на различных этапах позволяет определить их динамику (т. е. выявить тенденции развития), на основании которых строится прогноз развития ситуации.
Экспертиза и при необходимости доработка прогноза (для этого могут использоваться экспертные оценки специалистов в области террологии). Экспертиза прогноза снижает субъективизм, неизбежно присутствующий в прогнозных исследованиях.
Применим предложенную методику для прогнозирования угроз безопасности Российской Федерации, исходящих от международной террористической организации «Исламское государство» (далее - МТО «ИГ »).
Объектом прогнозирования является противоправная деятельность МТО «ИГ», а предметом - угрозы, исходящие от МТО «ИГ», для Российской Федерации.
Целью прогноза является определение угроз, исходящих от МТО, для Российской Федерации в краткосрочной перспективе (до февраля 2017 г.), а основными задачами.
оценка возможностей МТО по переносу террористической деятельности на территорию России;
определение вероятности массового возвращения на родину российских граждан, принимавших участие в боевых действиях на стороне МТО «ИГ»;
оценка возможностей МТО «ИГ» по проведению вербовочной деятельности на территории Российской Федерации;
прогнозирование масштаба информационно-пропагандистской деятельности МТО «ИГ»;
прогнозирование степени и уровня взаимодействия МТО «ИГ» с ячейками бандподполья на территории Северного Кавказа.
Исходя из задач прогнозного исследования можно сформулировать исследуемые показатели.
уровень диверсионно-террористической деятельности МТО «ИГ» на территории Российской Федерации;
вероятность массового возвращения в Россию российских граждан, принимавших участие в боевых действиях на стороне МТО «ИГ»;
уровень вербовочной деятельности МТО «ИГ» на территории Российской Федерации;
уровень информационно-пропагандистской деятельности МТО «ИГ» в отношении Российской Федерации;
масштаб взаимодействия МТО «ИГ» с ячейками бандподполья на территории Северного Кавказа.
Анализ исследуемых показателей осуществляется на основе построения моделей влияния факторов на показатели.
Выделение факторов (большинство из которых являются сложными по своему составу), влияющих на исследуемые показатели, осуществляется по тематическим блокам[3].
На угрозы безопасности Российской Федерации, исходящие от МТО «ИГ», в настоящее время оказывает влияние значительное количество факторов, связанных как с внутренним развитием самой МТО «ИГ», так и с противодействием правоохранительных органов террористическим устремлениям данной организации, а также с деятельностью третьих стран по поддержке террористов.
Факторы, влияющие на исследуемые показатели
Внутренние факторы, определяющие функционирование МТО «ИГ»: численность МТО «ИГ» (а1);
участие в боевых действиях на стороне МТО «ИГ» на территории Сирии и Ирака свыше 20 тыс. иностранных «джихадистов», в т. ч. более 7 тыс. граждан стран СНГ (a2);.
уровень дезертирства из МТО «ИГ» (а3);
наличие у МТО «ИГ» большого количества оружия, боеприпасов и других материально-технических ресурсов, захваченных в ходе боевых действий в Ираке и Сирии, производящихся собственными силами, а также приобретаемых через посредников из третьих стран (а4);
сокращение производственных мощностей (по производству оружия, боеприпасов, предприятий нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплексов и т.п.), подконтрольных МТО «ИГ» на территории Сирии и Ирака (а5);
сокращение каналов финансирования МТО «ИГ» (а6);
диверсифицированность источников поступления финансовых средств (а7);
наличие иерархичной организационной структуры управления боевыми подразделениями, а также эффективная организация системы гражданского управления на подконтрольных группировке территориях (а8);
значительные потери МТО «ИГ» в живой силе, технике, вооружении и боеприпасах (а9);
присутствие в рядах МТО «ИГ» квалифицированных военных, технических и управленческих кадров как среди высшего руководства, так и на низовых уровнях (а10).
Внешние факторы, определяющие функционирование МТО «ИГ»:
антитеррористическая операция Воздушно-космических сил России (далее - ВКС России) против МТО «ИГ» (ЬГ);
военно-техническая помощь, оказываемая сирийской армии Россией, Ираном и ливанской «Хезболлой» (Ь2);
продолжающаяся операция сил международной коалиции под эгидой
США по противодействию МТО «ИГ» в Ираке и Сирии (Ь3);
материально-техническая, финансовая и иная помощь, негласно оказываемая МТО «ИГ» политическим руководством и частными «спонсорами» Турции, Катара, Саудовской Аравии и ряда других зарубежных государств (Ь4);
наличие широких связей с «идеологически близкими» радикальными группировками за пределами Ближневосточного региона, включая некоторые салафитские организации, и использование их пособнических сетей для вербовки рекрутов, сбора денежных средств и пропаганды (Ь5);
активное создание провинций самопровозглашенного «халифата» на территориях ряда стран Ближнего Востока, Персидского залива, Северной и Западной Африки, а также в Афгано-пакистанской зоне, в т. ч. путем включения в состав МТО «ИГ» региональных «джихадистских» группировок (Ь6);
наступление правительственных войск в Сирии (и отчасти в Ираке) на территории, удерживаемые МТО «ИГ» (Ь7);
вооруженное противостояние МТО «ИГ» с другими МТО, действующими на территории Сирии и Ирака (Ь8).
Факторы, влияющие на выработку стратегии и тактики действий МТО «ИГ»:
наличие долгосрочного стратегического планирования, предусматривающего поэтапное распространение активности группировки сначала в регионе Леванта, а в перспективе - на обширные территории от Западной Африки до Китая и островных государств АзиатскоТихоокеанского региона (с1);
приоритетность для МТО «ИГ» на текущем этапе ближневосточного театра военных действий над другими (c2);
вхождение в организационную структуру МТО «ИГ» различных террористических группировок, действующих в Африке, на Среднем Востоке, Центральной и Юго-Восточной Азии (с3);
наличие у МТО «ИГ» развитой информационно-пропагандистской инфраструктуры, в т. ч. в сети Интернет (с4);
использование МТО «ИГ» различных форм и методов вербовочной деятельности в странах арабского мира, среди мусульман России, Европы и стран Центральной Азии (с5);
высокая мобильность сторонников МТО «ИГ», отождествляющих себя не с конкретной этнической группой, а с трансграничной общностью (уммой) мусульман-суннитов (с6);
использование эмиссарами МТО «ИГ» членов мусульманских диаспор, проживающих в различных странах мира, для осуществления экстремистской деятельности и организации террористических актов (с7);
использование «джихадистами» каналов нелегальной миграции в страны Европейского союза в целях совершения диверсионнотеррористических акций, легализации под другими установочными данными и др. (c8);
высокий уровень радикализации МТО «ИГ» (с9).
Факторы, определяющие деятельность МТО «ИГ» в отношении Российской Федерации:
наличие у МТО «ИГ» развитой информационно-пропагандистской инфраструктуры в русскоязычном сегменте сети Интернет (d1);
ведение «джихада» против Российской Федерации (d2);
присутствие в рядах МТО около 3 тыс. граждан Российской Федерации (d3);
переход многих действующих в Сирии и Ираке боевиков, связанных с террористической организацией «Имарат Кавказ», в структуры МТО «ИГ» (d4);
расширение организационных связей МТО «ИГ» с главарями бандформирований, базирующихся на Северном Кавказе и в Грузии, и присоединение значительной части боевиков «Имарата Кавказ» к новому региональному отделению «халифата» МТО «ИГ» - «вилаяту Кавказ» (d5);
реализация правоохранительными органами России эффективного комплекса мер по противодействию МТО «ИГ» на территории Российской Федерации и усиление давления на связанные с ней группировки исламистского бандподполья, действующие на Северном Кавказе (d6);
наличие пособнической базы МТО «ИГ» на территории Российской Федерации (d7);
наличие в местах лишения свободы более 1800 заключенных, осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность, более 200-х из которых ежегодно выходят на свободу (d8);
отсутствие у МТО «ИГ» серьезной поддержки среди населения Северного Кавказа, а также среди российских мусульман в целом (d9).
К фактором первого уровня относятся: al, a2, a7, a8, a10, bl, b2, b3, b4, b5, b7, b8, cl, c2, c3, c4, с5, c9, d2, d3, d6, d7, d8, d9\ Именно эти факторы в большей степени будут оказывать влияние на деятельность МТО «ИГ» в будущем.
Рамки настоящей статьи не позволяют раскрыть воздействие факторов на все исследуемые показатели, поэтому в качестве примера приведем их влияние на уровень диверсионно-террористической деятельности МТО «ИГ» (рис. 3). [4]
Рис. 3. Влияние факторов на уровень диверсионно -террористической деятельности МТО «ИГ» на территории Российской Федерации1
Авиаудары ВКС России по объектам МТО «ИГ» в Сирии и военнотехническая помощь, оказываемая Россией сирийским властям (факторы Ь1, b2), определяют необходимость для МТО «ИГ» более активных «ответных» действий в отношении Российской Федерации (усиления фактора d2), чему благоприятствуют факторы d3, d4, d5, d7. Однако воздействие факторов Ь1, Ь2, усиливающих вероятность переноса МТО «ИГ» диверсионнотеррористической деятельности на территорию Российской Федерации, нивелируется приоритетностью для МТО «ИГ» на текущем этапе ближневосточного театра военных действий над другими (фактор с2), т. к. именно контроль МТО «ИГ» над частью территорий Сирии и Ирака позволяет ей заявлять о существовании «халифата» и, как следствие, [5] занимать доминирующее положение среди других террористических организаций. Ввиду этого основные усилия МТО «ИГ» в краткосрочной перспективе будут сосредоточены на удержании захваченных территорий.
При этом крупные военные поражения в Сирии (потеря контроля над крупными населенными пунктами и т. п.) будут усиливать террористическую активность МТО «ИГ» в отношении Российской Федерации (что связано с прямым воздействием факторов Ь1, b2 на Ь7).
Таким образом, в краткосрочной перспективе уровень диверсионно-террористической деятельности МТО «ИГ» на территории Российской Федерации изменится незначительно в сторону увеличения, что будет связано с реакцией МТО «ИГ» на военные поражения на территории Сирии в результате антитеррористической операции ВКС России.
Наличие относительно устойчивых по своей динамике факторов а2, с6, с8, с9 и d2 при усиливающемся или устойчивом воздействии факторов d6 и d9 приведет к росту вероятности использования МТО «ИГ» т. н. тактики «косвенных ударов», т. е. организации террористических актов, которые в целях дезинформации правоохранительных органов и спецслужб будут осуществляться не гражданами России, а иностранцами. В связи с этим возможно проникновение боевиков МТО «ИГ» на территорию Российской Федерации через государства Центральной Азии, в т. ч. с использованием каналов трудовой миграции.
С учетом продолжающегося роста популярности МТО «ИГ» на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и других регионах (воздействие факторов Ь5, с1, с3, с4, с5, с6, с7 и d1) возрастает опасность для российских граждан, дипломатических представительств и других объектов России за рубежом подвергнуться нападению или стать жертвами терактов со стороны поддерживающих МТО «ИГ» группировок.
Аналогичным образом анализируется влияние факторов на другие исследуемые показатели.
Анализ их динамики позволяет сделать следующий прогноз:
Авиаудары ВКС России по объектам МТО «ИГ» в Сирии и военнотехническая помощь, оказываемая Россией сирийским властям, в краткосрочной перспективе будут оставаться основными факторами, определяющими террористические устремления МТО «ИГ» в отношении Российской Федерации. Вероятность переноса МТО «ИГ» диверсионнотеррористической деятельности на территорию Российской Федерации изменится незначительно в сторону увеличения, что будет связано с реакцией МТО «ИГ» на военные поражения на территории Сирии в результате антитеррористической операции ВКС России.
Наиболее приоритетным для МТО «ИГ» будет оставаться ближневосточный театр военных действий, т. к. именно контроль МТО «ИГ» над частью территорий Сирии и Ирака позволяет ей заявлять о существовании «халифата» и, как следствие, занимать доминирующее положение среди других террористических организаций. Ввиду этого основные усилия МТО «ИГ» будут сосредоточены на удержании захваченных ранее территорий и привлечении новых иностранных боевиков для участия в боевых действиях на территории Сирии и Ирака.
Несмотря на неоднократные заявления руководства МТО «ИГ» о намерении в ближайшее время перенести вооруженную борьбу в страны Европы, Центральной Азии, а с началом антитеррористической операции ВКС России - на территорию Российской Федерации, реализация подобного плана в обозримом будущем маловероятна.
При этом следует ожидать сокращение военного и организационного потенциала МТО «ИГ» и начало постепенного процесса ее трансформации от квазигосударственного образования в «традиционную» террористическую организацию. Однако в краткосрочной перспективе существенно ослабить
позиции и боевые возможности МТО «ИГ» в Ближневосточном регионе не удастся.
Следует ожидать увеличение потоков возвращающихся в страны происхождения иностранных боевиков, в т. ч. российского и центральноазиатского происхождения, многие из которых сохранят связи с руководителями МТО «ИГ» и продолжат террористическую деятельность. При этом вероятность массового возвращения в Россию российских граждан, принимавших участие в боевых действиях на стороне МТО «ИГ», невелика.
Возвращение в Российскую Федерацию лиц, принимавших участие в вооруженном конфликте в Сирии и Ираке, будет способствовать радикализации исламского сообщества в России (особенно среди молодежи).
Несмотря на возвращение российских граждан, принимавших участие в боевых действиях на стороне МТО «ИГ», в страну исхода установить устойчивые организационные связи с ячейками бандподполья и наладить стабильные каналы финансирования и ресурсного обеспечения на территории Северного Кавказа МТО «ИГ» не удастся. Принимая во внимание, что ряд высокопоставленных командиров и часть наиболее опытных боевиков МТО «ИГ» прибыли с Северного Кавказа, можно ожидать дальнейшего укрепления организационных связей этой группировки с «идеологически родственными» ей структурами исламистского бандподполья на территории Грузии и стран Центральной Азии.
С учетом наличия значительного числа сторонников у МТО «ИГ» на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке опасность для российских граждан, дипломатических представительств и других объектов России за рубежом подвергнуться нападению или стать жертвами терактов со стороны поддерживающих МТО «ИГ» группировок будет расти.
Кроме того, МТО «ИГ» может использовать тактику «косвенных ударов» - организацию террористических актов, которые в целях дезинформации правоохранительных органов и спецслужб будут осуществляться не гражданами России, а иностранцами. В связи с этим возможно проникновение боевиков МТО «ИГ» на территорию Российской Федерации через государства Центральной Азии, в т. ч. с использованием каналов трудовой миграции.
Реализация правоохранительными органами комплекса мер по противодействию МТО «ИГ» и отсутствие у последней широкой поддержки среди мусульман России не приведут в краткосрочной перспективе к изменению уровня вербовочной активности МТО «ИГ» на территории Российской Федерации.
При этом потенциальным ресурсом для пополнения рядов боевиков МТО «ИГ» будут выступать граждане, отбывающие наказание за совершение преступлений экстремистского и террористического характера.
Уровень информационно-пропагандистской деятельности МТО «ИГ» в отношении Российской Федерации повысится незначительно. Основной площадкой для вербовочной и информационно-пропагандистской деятельности будет являться сеть Интернет.
[1] См.: Долгосрочное прогнозирование сценариев развития военно-политической обстановки : аналитический доклад / Подберезкин А. И., Мунтян М. А., Харкевич М. В. М. : МГИМО, 2014. 161 с.; Долныкова Р. Н. Закономерности и реалии: методология и методика прогнозирования внешней политики. Иерусалим : «Филобиблон», 2008. 499 с.; Попова О. В. Политический анализ и прогнозирование. М.: Аспект Пресс, 2011. 464 c.; Brown, Timothy A. Confirmatory factor analysis for applied research. Guilford Press, 2006; Richardson Sue, Tan Yan. Forecasting future demands: what we can and cannot know. Proceeding of National Institute of Labour Studies, Flinder Uneversity. 2005. 43 p.
Edwin Bakker. Forecasting Terrorism the Need for More Systematic Approach // Journal of Strategic Security. Vol. 5. No 4. 2012. P. 69 - 84.
[2] Определение объекта и предмета прогнозирования. Постановка цели и задач прогноза и определение исходя из них исследуемых показателей.
Объектом прогнозирования является противоправная деятельность МТО, а предметом - угрозы, исходящие от МТО, для конкретной страны (региона).
Целью прогноза является определение угроз, исходящих от МТО, для конкретной страны (региона) в краткосрочной перспективе.
В качестве задач прогноза выступают: оценка возможностей МТО по переносу террористической деятельности в какое либо государство;
[3] Группировка факторов по тематическим блокам и выделение сложных факторов необходимы для удобства работы с массивом факторов. При этом возможны различные варианты их группировки.
[4] Для наглядности факторы первого уровня выделены полужирным шрифтом.
[5] Факторы первого уровня выделены красным цветом, а второго - синим.
|