На состоявшемся 24 июня 2015 года заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию на тему «Новые вызовы и приоритеты развития науки и технологий в Российской Федерации» принято решение: «приступить к разработке стратегии научно- технологического развития России на долгосрочный период». В докладе М.В. Ковальчука, говорилось: «Мы являемся сегодня практически одной из стран, наиболее подготовленных для стратегического, научнотехнологического прорыва». Новым глобальным вызовом в докладе назван научно-технологический приоритет - «интеграция, слияние наук и технологическое освоение результатов междисциплинарных исследований. Базой для этого является опережающее развитие междисциплинарных фундаментальных исследований и междисциплинарного образования».
По существу, объявлено о наступлении новой эры в развитии образования, науки и технологий - эры междисциплинарности, подготовленной известными реформами научно- образовательной сферы. Однако, само явление междисциплинарности в российской философии науки недостаточно осмысленно и описано. Самыми крупными в этой области можно считать лишь две книги: Э.М. Мирского и Вал. А. Лукова.
Путь, избранный нами, заключается в том, чтобы выделить те теоретико-методологические и практические приоритеты научного анализа, и научных технологий (прикладных и интеллектуальных), которые базируются на стратегических целях и тактических задачах наук и метатеорий, связанных со стратегическими вызовами и целями современной цивилизации и современной России. В качестве основания для систематизации этих приоритетов, их разделения на стратегические и тактические, их интерпретации как аутентичных «вызовов» и адекватных «ответов», мы предлагаем время как самый распространенный критерий междисциплинарности, а точнее - его образ: а) в культуре (картине социальной жизни) - как культуру времени (настоящее как целостность: прошлое как преемственность и будущее как целесообразность), б) в гуманитарной науке - как социальное времяве- дение (динамическое, сравнительное и умозрительное), в) в фундаментальной науке (научной картине мира) - как бес- конечноподобие: времяподобие и пространствоподобие, г) в индивидуальном рисунке жизни - как смысловую времяце- лостность (сегодня - есть вчера, плюс завтра), д) в прикладных (естественнонаучных) и интеллектуальных (социальногуманитарных) технологиях - как природоподобие: внутреннее, внешнее и метавнешнее (глобальное).
Иначе говоря, мы исходим из приоритетов технологий, науки и образования, которые формируются на основе стратегических целей и тактических задач цивилизации в целом, и России, в отдельности, и которые, в силу этого, затрагивают предметную область нескольких наук и метанаук, и становятся междисциплинарными. При этом междисциплинарность рассматривается не только по коллективнопространственной горизонтали (внутреннее - внешнее - метавнешнее) - как заинтересованность многих или нескольких наук в разработке определенного приоритета, но и по индивидуально-временной вертикали (прошлое - настоящее - будущее) - как участие отдельных наук и технологий в разработке определенного аналитического этапа данного приоритета.
В настоящее время в России создан совершенно новый научно-образовательный ландшафт, считает М.В. Ковальчук: почти четыре десятка университетов (около 10 федеральных, 30 исследовательских), созданы первые национальноисследовательские центры, проходит реформа академической науки.
Понятно, что в научно-образовательную сферу, при такой постановке, включены три важнейших ее компонента: 1) интегрированная междисциплинарная наука (прежде всего фундаментальная), 2) природоподобные технологии (прикладные в естественных и технических науках и интеллектуальные - в социально-гуманитарных), 3) опережающее междисциплинарное образование (основанное на междисциплинарном и метапредметном преподавании достижений наук и технологий). Осмелимся предположить, а впоследствии доказать, что они взаимосвязаны по принципу диалектико-триалектической парадигмы: диалектическое взаимопревращение приоритетов любых двух не противоречит триалектической междисциплинарной взаимодополняемости приоритетов всех (по принципу «золотой пропорции»). Исходя из такой диалектико-триалектической матрицы можно определить, что триалектическое взаимодополнение структурных подразделений научно-образовательной сферы происходит по принципу: целостность настоящего (природоподобные технологии современности) - есть преемственность знаний и опыта уже подготовленных кадров в метаобразовании, плюс целесообразность использования открытий опережающего развития фундаментальных и социально-гуманитарных наук.
Однако триалектическая взаимодополняемость может изменяться в зависимости от разрешения диалектического противоречия приоритетов этой сферы, в частности тактических и стратегических, которое сказывается на трактовке качества смысла опережения (антиципации - предвосхищения, связанного или с категорией цели, или с категорией научного предвидения). Например, опережающее развитие метапредметного и междисциплинарного образования (метаобразования) зависит от опережающего развития науки, а вместе они являются условиями прорывных природоподобных технологий. Однако, со своей стороны, и природоподобные технологии (прикладные и интеллектуальные) могут формировать «вызовы опережения» и для метаобразования, и для фундаментальных и гуманитарных наук. Иначе говоря, одни и те же главные приоритеты научно-образовательной сферы могут быть в одной пространственно-временной ситуации стратегическими, а в другой ситуации - тактическими, оставаясь главными для всех компонентов этой сферы.
В такой трактовке предстоит еще четко определить, как формируются тактические приоритеты (носящие рыночно-отраслевой характер, определяющие ближнесрочную перспективу и обеспечивающие эволюционно- модернизационное развитие существующей технологической базы, и нацеленные на конкретные продукты и рынки), и стратегические приоритеты (определяющие среднюю и в основном долгосрочную перспективы, обеспечивающие создание принципиально новых прорывных технологий на базе результатов фундаментальной науки и приводящие к смене технологического уклада, а конкретные продукты на начальном этапе не прогнозируемы). При этом тактические и стратегические приоритеты диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены: в отсутствие первых (тактических) будущее может не наступить, а в отсутствии вторых уменьшается значимость решения тактических задач.
В нашей стране уже был успешный пример выработки и реализации таких приоритетов двух типов: СССР выиграл войну, реализуя приоритеты первого типа, а новый атомный вызов задал новый стратегический приоритет, «вызов опережения». В настоящее время новый стратегический вызов был осознан государством и сформирован в президентской инициативе - Стратегии развития наноиндустрии, первые два этапа которой успешно завершаются в 2007-2015 годах. Реализация третьего этапа приведет к опережающему развитию принципиально новых направлений, обеспечивая создание принципиально нового технологического базиса экономики в ближайшие 10-20 лет. Учитывая важность этой моноцели, потребуется мощное аналитическое и ресурсное сопровождение как тактических, так и стратегических приоритетов.
С точки зрения аналитического сопровождения междисциплинарности предстоит разработать механизм диалектического взаимодействия стратегических и тактических приоритетов, в частности, такого перехода от одного определения к другому, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицания самих себя. Поэтому их диалектика есть «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость...» (Г. Гегель). Диалектика стратегических и тактических приоритетов порождает целостность и полноту настоящего - в частности формулировку моноцели, возникающей в контексте междисциплинарности перед научно-образовательной сферой, и «вызовы опережения», представляющие вместе с моноцелью главные приоритеты этой сферы.
К главным, на наш взгляд, относятся и приоритеты теории информационной безопасности, которые создают необходимость в разработке новой дисциплины - молодежной экстремологии.
|