Четверг, 28.11.2024, 16:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Пути преодоления идеологии современного экстремизма на Северном Кавказе

В современном научном дискурсе новое звучание получила дискуссия о методах борьбы с идеологией экстремизма и терроризма. Возросшее влияние экстремизма на современные международные отношения, позволяют предположить, что наряду с глобальными проблемами, экстремизм, терроризм продолжают нести угрозу человечеству. Последние события в Сирии показали, что появилась необходимость всестороннего подхода к данному вопросу, а именно: военного, дипломатического, политического, психологического и персонифицированного. Эти разнообразные подходы указывают на новые пути борьбы с экстремизмом. Ближний Восток давно превратился в источник дестабилизации импульсов, воздействующих на мировую систему в целом, но и в России идеология экстремизма является питательной средой для терроризма, подтверждение чему служат россияне, уехавшие в Сирию и пополнившие ряды международной террористической организации, запрещенной в России.

Современной международной системой выработаны два направления борьбы с терроризмом, которые применяют государства. Вплоть до 2000-х гг. в мире господствовала стратегия антитерроризма, то есть идеология защиты от терроризма. Но, начиная с 2000-х годов, государствами все чаще начинает применяться стратегия контртерроризма (активных наступательных действий в отношении террористов). Например, «контртеррористическая стратегия ЕС» 2005 года включает в себя четыре цели по борьбе с терроризмом:

Предотвращение подразумевает под собой борьбу с радикализацией социально-политических настроений молодежи, населения и вербовкой экстремистами новых сторонников.

Защита означает повышение защищенности потенциальных объектов атак террористов.

Преследование экстремистов и террористов несмотря на границы и борьба с их финансированием.

Ликвидация последствий террористических актов (1).

Россия, имеющая обширный опыт борьбы с экстремизмом и международным терроризмом сформировала законодательную базу по предупреждению подобного рода угроз.

Так, ФЗ-112 «О противодействии экстремистской деятельности» был утвержден и введен в действие в 2002г. В дальнейшем появились изменения в закон в 2006г, в 2007г., в 2011г., в 2012г., в 2014г. Несомненно, именно законодательная база является основным механизмом борьбы с экстремизмом. Но, обострившиеся вызовы безопасности требуют более тщательного анализа, общественного обсуждения, парламентской экспертизы правоприменительной практики. Парламентарии РФ требуют ужесточить наказание за терроризм, вплоть до международного трибунала (2). В контексте борьбы с экстремизмом и терроризмом необходимо усилить информационно-пропагандистскую деятельность, которая сегодня стала прерогатива не только западных стран, но экстремистских организаций. По мнению спикера Совета Федерации В. Матвиенко, обращающиеся в верхнюю палату эксперты и простые граждане предлагают конкретные меры по борьбе с терроризмом. Предлагается расширение полномочий спецслужб и правоохранительных органов, усиление уголовной ответственности не только за терроризм, но и за его финансирование, за распространение идеологии. Эти меры должны быть взвешенными, не ограничивать конституционные права граждан. Немаловажное значение сегодня приобретает качественное образование, религиозное просвещение, поскольку идеологию террора необходимо искоренять с помощью кропотливой духовной работы, отделить ислам от экстремисткой идеологии. По мнению митрополита Иллариона, для профилактики терроризма нужно создать также коалицию светских и религиозных лидеров, чтобы уберечь молодежь от влияния преступной идеологии. История со студенткой В. Карауловой должна послужить серьезным предупреждающим сигналом. Все чаще звучит тезис об усилении роли мирового сообщества в регулировании и управлении Интернетом в целях предотвращения распространения идеологии экстремизма. Экстремизм и терроризм сегодня - это, бесспорно, формы насилия, рассчитанные на массовое восприятие, на большой общественный резонанс, на устрашение населения, правительства. Тезис о необходимости активизации работы органов власти и институциональных структур гражданского сообщества по борьбе с идеологией экстремизма получил новое смысловое наполнение после всплеска экстремизма 1990-х гг. в РФ и атаки террористов 2001 г. в США и приобрел особенную остроту в настоящий момент. После террористических атак в 2015г. на российский самолет, жителей Парижа, нападения в лондонском метро, подрыва в Йемене губернатора провинции Аден, терактов в шиитской мечети г. Дакка в Бангладеш, на рынке Лулу-Фу на острове оз.Чад и др. главы государств мира вырабатывают новые подходы противодействия экстремизму, подписывают различные конвенции. Но терроризм в ответ на активные меры противодействия приспосабливается, вербует новых последователей, находит новые пути финансирования.

Как справедливо отмечает Гетц РН. «всеобщая мировая глобализация, развитие информационного общества, появление новых сетевых технологий и совершенствование инновационного потенциала производственной сферы предопределяют использование экстремистами и террористами новых усложненных и изощренных методов и средств в своей деятельности» (3).

К перечисленным аспектам, необходимо указать и другие, влияющие на активизацию идеологии экстремизма: мировая политика «двойных стандартов»; геополитическая «инженерия»; девальвация нравственных ценностей по отношению к «другим», в том числе представителям массовой миграции, беженцам; владение продвинутыми медиатехнологиями преступными группами; актуализация исторических политико-правовых коллизий; «идеологический вакуум»; столкновение интересов; эколого-климатические, демографические, социально-экономические факторы. Очевидно, что и противодействовать идеологии экстремизма необходимо пропорционально возросшей угрозе, симметрично используемым технологическим, психологическим, экономическим, информационным ресурсам.

Вместе с указанными аспектами, считаем, что преодоление идеологии современного экстремизма невозможно без использования современных ресурсов политической власти, без мониторинга радикальных настроений молодежи, граждан региона.

Рассмотрим современные ресурсы политической власти. Трансформация властных отношений в современной мировой политике актуализировала инновационные ресурсы политической власти, в политической терминологии, характеризующие государственную деятельность, как - «soft power» (мягкая сила) и «hard power» (жесткая сила), применяющие: политику стимулирования или жесткого контроля, либо их чередование. Сегодня не только в межгосударственных отношениях, но и в борьбе с экстремизмом востребована качественно иная политика, «smart power» (умная сила), что на русский язык можно перевести как «разумная власть» или «умная мощь». По индексу жёсткой силы Россия занимает одно из первых мест в мире, но ресурсная база мягкой силы Росси сегодня значительно уступает ресурсам soft power многих государств. Председатель правительства РФ Д.Медведев, выступая на совещании руководителей представительств Россотрудничества за рубежом в 2012г., сославшись на исследование, проведенное в Сколково, заявил, что «Россия находится на 10-м месте по индексу мягкой силы».

Различные дипломатические, экономические, военные, политические, правовые и культурные инструменты в каждой ситуации определяют разумную необходимость использования ресурсов политической власти в борьбе с экстремизмом. Исследование Русаковой О.Ф. технологий применения США элементов «smart power» показало тесную взаимосвязь между жесткой силой и мягкой властью в борьбе с экстремизмом: «Реализация на практике нового концепта началось с новой стратегии по Афганистану и Пакистану. Военное присутствие США было дополнено присутствием гражданских специалистов. В плане развития стратегии «smart power» в 2009 г. в структуре Госдепартамента был создан Центр предотвращения и разрешения конфликтов. Центр разработал план по созданию «мобильных команд развития» для оказания помощи развивающимся странам. В 2012 г. в бюджете США были увеличены ассигнования как на жесткую силу (военный бюджет), так и на мягкую власть (расходы на содержание Госдепа, на Инициативу в области невоенной стабилизации (Civilian Stabilization Initiative). К стратегии «smart power» можно также отнести инициативы Обамы в области развития публичной дипломатии («Американские дома» в мусульманских странах) и расширение сети подразделений радиостанции «Голос Америки»» (4).

В работе Дж. Ная «Чего Китай и Россия не понимают в «мягкой силе» опубликованной в журнале «Foreign Policy»», утверждается, что у России, находящейся в состоянии упадка, есть только остатки «мягкой силы», которые «помогают ей смягчить удар от падения» (5). Конечно, у России как страны, возродившейся после системного кризиса, упадка, не достает пропорционального соотношения тех ресурсов, что имеются у нее в распоряжении, тем вызовам, что возникли перед ней. Тем не менее, в соответствии с теми условиями, которые сложились вокруг нее сегодня, Россия выбрала, единственно возможную для себя стратегию «умной мощи»: во-первых, использование «жесткой силы» против экстремистов и террористов; во-вторых, демонстрация потенциальных возможностей применения «жесткой силы»; в - третьих параллельно с использованием и демонстрацией «жесткой силы» определение точек роста «мягкой силы» и последовательное их развитие.

По мнению Рустамовой Л.Р, с чьим мнением мы согласимся «одним из показателей роста «мягкой силы» страны считается рост спортивных достижений и участие в международных конкурсах различного характера. В последние годы Россия выиграла право проводить у себя крупнейшие международные состязания: 2013 год - Всемирная летняя универсиада, 2014 - Зимние олимпийские и параолимпийские игры в Сочи, 2016 - ЧМ по хоккею, 2018 - ЧМ по футболу. Заняв первое место в общем медальном зачете в олимпийских играх в Сочи, Россия впервые со времен Советского Союза снова заявила о себе как о выдающейся спортивной державе. Олимпиада в Сочи дала почувствовать гражданам гордость за то, что они живут именно в этой стране, и что они могут побеждать» (6).

Еще одной доминирующей составляющей российской модели «умной мощи» как представляется, является феномен «умной силы» политической фигуры президента РФ

В.В. Путина. В.В. Путин, обладающий качеством политической «воли», осуществляет разъяснение не только гражданам своей страны, но и всему миру, что, несмотря на санкции, столкновение интересов, «закат эпохи нераспространения ядерного оружия» необходимо объединить усилия в борьбе с международным экстремизмом и терроризмом и своим личным примером возглавляет эту борьбу. Именно выступления российского лидера на юбилейной ассамблее ООН, на саммите G-20, на международном дискуссионном форуме «Валдай» о недопущении распространения международного терроризма на территорию России положили начало реальным «жестким действиям» против экстремизма и терроризма на Ближнем Востоке.

Несомненно, подтверждением эффективности российской модели использования политических ресурсов можно назвать принятие ОБСЕ декларации по противодействию терроризму, которая была инициирована Российской Федерацией, а американский журнал «Foreign Policy» включил нынешнего президента России в рейтинг «Глобальные мыслители 2015г.». президент РФ В.В. Путин вошел в категорию «людей, принимающих решения» (decision makers). По мнению издания, президент РФ заслужил это звание, проводя воздушную операцию в Сирии, направленную на борьбу с терроризмом.

Однако только лишь политико-административными методами предотвращение идеологии экстремизма невозможно. Ученые Северо-Кавказского федерального университета осуществляют мониторинг радикальных настроений молодежи региона. Конечно, студенческая среда - это интеллектуальная, наиболее организованная и институционально сплоченная группа молодых людей. От старших поколений ее отличает в том числе резко выраженное критическое отношение к окружающей действительности, юношеский максимализм, установка на быстрые, коренные изменения существующих социальных отношений.

Проведенное исследование «Модели демонстрирования гражданственности студенчества Юга России» осуществлено в июле-августе 2015 г. среди актива молодежи Юга России молодежного форума «Машук-2015». Всего опрошено 728 человек. В качестве основы для сравнительного анализа в анкете был сформулирован вопрос о самооценке молодыми людьми своей моделях гражданского поведения: «Оцените, какая модель социально-политической активности наиболее всего отражает Ваш тип гражданского поведения». По результатам проведенного опроса большинство респондентов (57,6 %) оценили свой тип гражданского поведения как активный, 10,2 % - как ангажируемый, 20,7% - как абсенте- истский, 11,5% участников опроса затруднился в определении своей модели гражданственности.

Исследование определяло уровень информированности, источников информации, характера и уровня интереса к политической сфере. Исследование основных источников получения политической информации молодежью Юга России подтвердило доминирующую роль современных электронных форм коммуникации в жизни студенческой молодежи (Таблица 1).

Таблица 1. Основные источники информации молодежи по общественно-политической ситуации в мире и России

Источники

Доля респондентов, %

ТВ

55,2

Интернет-сайты

34,0

Социальные сети

31,1

Пресса

25,1

Блоги

10,8

Общение с друзьями, родственниками

9,6

Социально-гуманитарные дисциплины в вузе

4,3

Зарубежные информационные ресурсы

5,3

Радио

9,9

Агитаторы

1,9

Встречи с кандидатами

1,4

Листовки и др.

1,0


 

Активная студенческая молодежь одновременно использует множество каналов для получения политической информации. В такой ситуации само желание конкретного молодого человека получать тематическую информацию, персональный интерес к политическим становится доминирующим. Радикальные настроения способны молниеносно захватить интернет-аудиторию. С помощью интернета в разных регионах мира, и России, в том числе, возможно информирование, обращение к массовой, причем в большей массе молодежной аудиторией, для вовлечения; планирования действий, придание радикальными организациями широкой гласности своей ответственности за совершение противоправных актов, распространение панических настроений, формирование образа врага. В РФ закон ФЗ-114 «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 21.07.2014) ставит барьер на пути влияния радикализма и тем более экстремизма на российскую молодежь через СМИ и Интернет.

Интернет-пространство, породившее информационное общество ставит новые задачи перед правоохранительными органами по предотвращению внедрения экстремистских идей среди молодежи. И здесь очень важно найти баланс между «предупреждением» и «запретом». Признавая уязвимость российского сегмента Интернета (Минкомсвязи подтвердили это проведёнными учениями) Россия не намерена ограничивать доступ в сеть, контролировать Интернет, ограничивать законные интересы и возможности людей, заявил президент РФ В.В. Путин (6).

Ожидается увеличение количества и технологическое совершенствование содержание рисков и угроз. Данное предположение подтверждается словами секретаря Совета безопасности РФ Н. Патрушева: «Количество компьютерных атак, если мы посмотрим статистику с 2010 г, постоянно возрастает. С 2010 г. это более 90 млн. выявленных и отраженных атак»; было зафиксировано более 57 млн. в период Олимпиады в Сочи, присоединения Крыма и во время событий на Донбассе. Активно действуют зарубежные спецслужбы. Мы также фиксируем деятельность экстремистских и террористических групп и преступных образований» (7).

В целом молодежь Северного Кавказа продемонстрировала позитивный набор ценностных ориентаций. Отвечая на вопрос: «Что для Вас сегодня наиболее значимо в жизни?», молодежь Юга России в числе приоритетных ценностей назвали «здоровье», «крепкую семью», «интересную работу», «материальный достаток», «возможность реализовать свои таланты и способности», «карьера», «преданные друзья» и «качественный досуг».

Интересно, что при этом в доминирующей степени основой для поведения выступают нормы морали (44,2 %). В меньшей степени молодежь выбрала ответы - законы РФ (18.4%), обычаи и традиции моего народа (17,7%), религиозные нормы (16,3%). (Рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие нормы, прежде всего, являются

1 - религиозные нормы, 2- обычаи и традиции моего народа,

3- обычаи и нравы своего круга (группы, компании), 4- нормы морали 5-законы РФ, 6-другое

 

Исследователи предложили также респондентам выразить свое отношение к проблемам страны в различных сферах. Анализ показал, что в центре внимания молодежи стоят конкретные проблемы экономического плана - «коррупция и бюрократия» (47,9 %), «инфляция» (45,9 %), «безработица» (33,2 %), а также «алкоголизм, наркомания» (38,6 %), «терроризм» (29,4 %), «ситуация в сфере здравоохранения» (27,9 %), «состояние морали и нравственности» (27,8 %), «ситуация в сфере образования» (26,1 %) и «преступность» (21,4 %). В наименьшей степени молодежь обеспокоена этнокон- фессиональными отношениями (6,6 %), экстремизмом и неофашизмом (7,1 %), влиянием олигархов на политическую жизнь страны (7,5 %), демократией и состоянием прав человека в стране (7,8 %). (8)

Данные, полученные в исследовании коррелируют с резуль-татами полученными учеными института социально- экономиче-ских и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН в исследовании социально-политических настроений молоде-жи Юга России в 2014 г. (9). Готовность принять участие в протест-ных акциях указал каждый шестой респондент (18,5 %). Кроме об-щей готовности участвовать в протестных акциях выявлена степень радикализма настроений молодежи: по мере ужесточения форм протеста, снижается число потенциальных участников. Так, в 2014 г. респонденты выразили готовность принять участие в мирных акци-ях протеста, санкционированных властями (22,9%), протестах «без разрешения» 18,7% , протестовать с оружием в руках (6,4%).

Исследователи определили понимание гражданственности студенчеством Юга России. На открытый вопрос «Назовите принципы поведения, которые, по Вашему мнению, включает в себя понятие «быть гражданином» респонденты предложили следующие принципы: «активная гражданская позиция», «заинтересованность в развитии общества», «любить свою Родину, землю, помогать людям, проживающим на ее территории», «не только следовать законам и правилам, но и знать свои права», «быть патриотом», «развивать свою Родину», «быть достойным гражданином своей страны», «быть полезным обществу», «в любую минуту встать на защиту своей Родины, если существует угроза, своим телом», «вести себя в соответствии с законами данной страны», «высокая моральная нравственность», «иметь активную гражданскую позицию, участвовать в выборах, не стоять в стороне, когда видишь несправедливость». Таким образом, можно предположить, что артикуляция гражданской позиции, мотивация, основанная на «правильности» убеждений повышает вероятность «антимодели» демонстрирования гражданственности.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (19.06.2017)
Просмотров: 194 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%