Актуальность исследования идеологии религиозного экстремизма, продиктована ее деструктивным влиянием на процесс религиозно-духовного возрождения, который сопровождается строительством культовых зданий, издания духовной литературы и развитием различных форм душепопечительства, а как результат, органически вплетаясь в данный процесс, влечет за собой деформацию сознания верующих по средствам формирования принципа исключительности, избранности. Подобного рода мировоззрение, определяет соответствующую модель поведения, которая влечет за собой требования исключительных прав и положения в обществе, унижение представителей иноконфессиональных групп, создавая очаги напряженности, негативно влияя на духовную атмосферу в современной России. Лица с подвижной и контролируемой психикой, попадая под влияние идеологов радикальных религиозных идей, становятся прекрасным материалом для диверсионной и террористической деятельности. Именно по этому, данная тема, являясь объектом изучения, обсуждения и анализа в последние годы, весьма оживленно и разносторонне рассматривается органами государственной власти, при содействии представителей научного сообщества.
Затрагивая вопрос практической значимости данной статьи, следует отметить, что она позволяет с одной стороны выработать методы профилактики влиянию тех религиозных организаций, деятельность которых нами рассматривается в данной статье, с учетом имеющейся практики на территории Российской Федерации. С другой стороны, не смотря на то, что данной теме посвящено уже не поддающееся учету количество академических, миссионерских и контрпропагандистских публикаций, мы все же постарались сконцентрировать внимание на наиболее проблемных участках деятельности в Ставропольском крае общества «Сторожевой Башни», то есть Свидетелей Иеговы (далее С.И.), а так же влиянию исламского фундаментализма. Это на наш взгляд позволит более детально ознакомиться представителям власти, занимающимся реализацией вероисповедательной политики, с теми положениями, которые носят откровенно спекулятивный характер, и используются лицами, занимающихся лоббированием интересов руководителей интересующих нас религиозных движений под видом правозащитной деятельности.
Здесь же следует отметить, что еще одним из проблемных участков в области религиозного экстремизма, является неоязыческое движение на Ставрополье. Но, учитывая слабую базу данных о данном явлении, как то история, культовая практика, вероучение и религиозная идеология имеющая политический подтекст, а так же организация, с учетом разделения на два основных течения, родноверие и инглиизм (культ Перуна), в данной работе озвученный вопрос не будет рассмотрен. На данный момент идет активно работа по сбору и систематизации информации связанной с неоязыческим движением в Ставропольском крае, что в итоге, позволит предоставить информационный блок по данной проблеме. Еще одним из проблемных участков, так же является сатанизм и демономания, чья деятельность не носит столь открытого и масштабного характера, как подавляющее большинство деструктивных культов. Но периодический всплеск активности деятельности различных групп практикующих поклонение темным силам влекут за собой такие ужасные элементы культовой практики как кровавые жертвоприношения, включая человеческие, о чем свидетельствуют уголовные дела прошлых лет в Ставропольском крае. Как отметил доктор медицинских наук Кондратьев Ф.В., судебный эксперт в Центра социальной и судебной психиатрии института им. В. П. Сербского, сатанизм, программируя на насилие, влечет за собой «потерю связей с миром добра и любви», стирая нравственные границы в сознании адепта, по средствам идеологической установки «делай что хочешь» [1.]. К тому же, по имеющейся информации, представители данного откровенно античеловечного религиозного движения, активно вырабатываю методы вовлечения адептов, а так же ведут работу по консолидации всего спектра поклонников темным силам на территории Российской Федерации. Данная проблема так же требует отдельной исследовательской работы с учетом региональной специфики, а как результат, обсуждения на различных площадках, и соответствующего освящения, с целью выработки методов противодействия и профилактики. Но все же мы считаем необходимым, обратить внимание на один из наиболее действенных методов профилактики сатанизма, со стороны общества, это получение информации и своевременного уведомления работников правоохранительных органов, о местах, так называемых неформальных «молодежных тусовках» имеющих свою специфику в рамках субкультуры. Последователи сатанизма, для своих обрядов, как правило, собираются на мало посещаемых территориях, как например подвалы, чердаки, заброшенные дома, лесопарковые зоны и т. д. Если имеется информация о периодическом посещении подобного рода мест, где присутствует графическое изображение сатанинской и оккультной символики, как то перевернутая пентаграмма (пятиконечная звезда), Бафомет (голова козла или существо с телом человека и головой козла), перевернутый крест и т. д., так же свидетельство употребления алкоголя или наркотиков, необходимо сообщить местному участковому. Ни при каких обстоятельствах не пытаться вступить в контакт с целью провести душеспасительную беседу. Желаемый результат, не достигнет успеха, а последствия могут носить плачевный характер.
Свидетели Иеговы. Наиболее крупные общины в Ставро-польском крае общества Свидетелей Иеговы находятся в городах Ставрополе и Невинномысске, а так же в с. Незлобное, Георгиевского района. На сегодняшний день, деятельность данной религиозной организации запрещена в ряде субъектов РФ. Озабоченность деятельности С.И., вызывает не только у правоохранительных органов, так как в рамках миссионерской, деятельности распространяется литература общества «Сторожевой башни», внесенной в список экстремистских материалов, но так же и государственных служащих занимающихся реализацией вероисповедательной политики и ряда общественных организаций. Отсутствие объективной информации о деятельности, вероучения и организации С.И., не позволяют органам государственной власти успешно противодействовать распространению данной религиозной идеологии, а так же вырабатывать методы профилактического характера. В данном случае, мы предоставим ряд пояснений об экстремистской сущности, имеющей латентный характер данного вероучения. В первую очередь, следует отметить то обстоятельство, что в основе учения С.И. лежит базовый принцип абсолютной истины религиозной системы взглядов, которая транслируется на лиц, попадающих под проповедническую деятельность миссионеров. Учение С.И., исходящее от так называемого «духовного остатка», «духовного израиля», «благоразумного и верного раба», то есть руководителей организации, которые имея так называемый «духовный канал», то есть прямой контакт с Иеговой, способны спасти именно ту часть рода человеческого, которое будет руководствоваться их божественным откровением. Данное положение с одной стороны формирует принцип исключительности в сознании адепта, которое стимулирует проповедническую деятельность членов организации, с искреннем желанием поделиться «сокровенной тайной», носителями которой, по их мнению, они являются. Именно по этому, их проповедническая деятельность с элементами «бреда мессианства» от дома к дому и на улице приобретает агрессивный и навязчивый характер. С другой стороны, по средствам формирования в сознании членов организации понимания причастности к избранной группе людей, имеющих возможность спастись от неминуемого Армагеддона, в котором погибнут в буквальном смысле слова все жители планеты, не взирая на пол и возраст, кроме них самих, морально привязывает адепта к самой организации. К тому же, данная установка, формирующая представление о причастности к избранной группе владеющей сокрытой от большинства и абсолютной истины, стирает объективное критическое мышление, не позволяющее адепту поставить под сомнение те или иные положения исходящие от руководства. Нарушение норм поведения, регламентируемых лидерами организации и сформулированных на основе так называемого божественного откровения, которое получает «благоразумный раб, дающий пищу во время», то есть руководство из США, влечет за собой исключения из собрания, с полным запретом общения с данным лицом членов организации. Подобного рода разрыв с вчерашними духовными братьями и сестрами, а также членами семьи, являющимися С.И., влечет за собой сильнейшую психологическую травму, так как на момент нахождения адепта в организации, в его сознании формируется неприятие окружающего мира, который является результатом порождения сатанинского обмана. Лицо, лишенное общения, в том числе и с близкими родственниками, которые являются членами общества С.И., оказывается в положении человека выброшенного на обочину жизни, находясь между миром сатаны и отвергнутой «духовной семьей». Данное обстоятельство так же является мощным стимулом для беспрекословного подчинения тре-бованиям руководства организации «большим стадом овец», то есть рядовых членов организации. Здесь необходимо отметить, что С.И., это двуклассовая религиозная организация, состоящая из так называемого «малого стада», или «духовного остатка», то есть, помазанных духом Иеговы, которые будут править на небе с Иисусом Христом, и «большое стадо», это рядовые члены, которые будут жить вечно на Земле.
Со стороны так называемых правозащитников, периодически исходит критика в адрес органов государственной власти, о нарушении Конституционных прав на вероисповедание членов общества С.И. Здесь следует отметить, что запрета на исповедование того или иного учения, от органов власти не исходит. Каждый может верить во что угодно, и в кого угодно, модулируя любую форму мировоззрения с установкой на различные источники вероучения. Запрет касается распространения идей, признанных экстремистскими, а так же реализовывать свое вероисповедание, которое причиняет ущерб другим лицам. В данном случае, считаем необходимым обратить Ваше внимание на следующее обстоятельство. Одним из проблемных участков в реализации вероисповедания С.И., да и не только в нашем государстве, является отказ от переливания крови (гемотрансфузия). Руководство организации С.И. в 40-х годах XX века, ввело запрет на переливание крови. По сути, организация не раз вводила ряд запретов на различные медицинские процедуры, как то вакцинация и трансплантация донорских органов, которые с течением времени, так же по божественному откровению были отменены. За человеческие жизни, принесенные на «жертвенный алтарь» издательства Сторожевой Башни, как они зарегистрированы в США, организация, ответственность так и не понесла. Но гемотрансфузия, остается острой проблемой как для врачей, органов государственной власти, близких и родственников, не являющихся членами С.И., так и для самих адептов данной организации. Сами С.И. регламентируют отказ от переливания крови ссылкой на первоисточник вероучения - Библию. В данном случае, мы будем использовать их собственный перевод библейских текстов, вышедшим в свет от печатных станков общества «Сторожевой башни» под названием «Перевод Нового Мира» [2]. В издании «Чему на самом деле учит Библия?» [3.], которое внесено в Федеральный список экстремистских материалов решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 [4], делается акцент на библейском запрете употреблении в пищу крови: «Только не ешьте плоти с ее душой - с ее кровью» [2. Бытие 9:4], а как результат, запрет на употребления в пищу крови: «означает избегать любого употребления крови» [3. с. 130], в том числе и переливания. В издании «Свидетели Иеговы в двадцатом веке», данный вид медицинской процедуры, рассматривается как грех: «Принимать в организм кровь через рот или вены означает попрание закона Бога» [5. с.13].
Помимо аргументов в пользу от отказа геморансфузии, имеющих богословский характер, данное положение подкрепляется примитивным логическим рассуждением о том, что: «Если врач предписал тебе воздерживаться от алкоголя, значит ли это, что его можно вводить в вену» [3. с. 131]. Подобного рода абсурдное обоснование, является веским аргументом для С.И., абсолютно не понимая того, что в данном случае проводить параллель между необходимостью продиктованной физиологическими особенностями человеческого организма, требующих вливания крови пациенту, находящемуся в критической ситуации, и внутривенной инъекции алкоголя, в которой нет необходимости ни при каких обстоятельствах, просто глупо. Это обстоятельство является наглядным примером того, как руководство организации моделирует в сознании адептов беспрекословное подчинение правилам жизни, декларируемых «духовным израилем», и блокирует рациональное критическое мышление. Возвращаясь к данной проблеме, следует отметить, что именно отказ от переливания крови пациенту, повлекший за собой летальный исход, и являлся причиной ряда судебных разбирательств. Данная проблема стоит остро не только в Р.Ф., и дискуссия, со стороны правоведов, до сегодняшнего дня, не выработала единой точки зрения на данный вопрос. С одной стороны, звучат справедливые высказывания возложить ответственность на руководство организации С.И. за смерти людей, отказавшихся от переливания крови. Здесь же следует обратить внимание на имеющие место попыток выйти из сло-
жившейся сложной ситуации руководителями организации. Они утверждают, что ни кого насильно не принуждают отказываться от гемотрансфузии, а как результат, не собираются брать на себя ответственность за летальный исход пациента С.И. Но при этом, в качестве аргумента в пользу того, что само учение данной организации формирует принцип абсолютной истины, влекущий за собой моральную и психологическую зависимость от организации и ее религиозноидеологических установок, создающих так называемое условие «право выбора без выбора», практически не приводится, в силу слабой научно-теоретической разработки проблемы. С другой стороны, лица отстаивающие право С.И. отказываться от переливания крови, апеллируют к работе Зильбера А.П. «Кровопотеря и гемотрансфузия. Принципы и методы бескровной хирургии». К сожалению, мы не имеем на данный момент данного издания, соответственно не имеем возможности дать ссылку в соответствии с требованиями по оформлению научных статей. В данной работе, отмечается, что отказ пациентов С.И.: «от гемотрансфузии по религиозным мотивам требует уважительного отношения врачей, поскольку такое право обосновано п.1 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Федеральным законом РФ от 30.03.1998), а также п.1 ст.22 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый имеет право на свободу и неприкосновенность как физическую, так и моральную (духовную)», - вместе с этим: «юридическое право отказаться от гемотрансфузии по религиозным мотивам подтверждается и ст.28 Конституции РФ, а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подтвержденной 11.05.1994 Советом Европы: Ст.9 ч.2: Свобода исповедовать религию или убеждение подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц». Из этого следует что пациент, в данном случае член религиозной организации С.И. своим отказом не покушается ни на общественный порядок, ни на права других граждан, их требование должно быть уважено. Но мы со своей стороны считаем, что с позиций права разума на критическое отношение к религии, отказ от переливания крови пациенту, находящемуся в критической ситуации, по религиоз-ным мотивам, необходимо рассматривать с позиций Российского законодательства в отношении к самой организации, которая модулирует в сознании адепта иррациональное решение, влекущее за собой смерть. То есть возложить ответственность за смерти граждан на руководство религиозной организации С.И. в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» п. 6, ч. 2, ст. 14, которая гласит, что: «Основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются - склонение к ... отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии», а как результат, запретить деятельность данной организации, на территории РФ. Но в данном случае, если с осознанным выбором отказа от переливания крови совершеннолетним лицом, являющимся членом религиозного общества С.И., вопрос до конца не решён, то аналогичная ситуация с ребенком, чья жизнь находится не в руках медицинского работника, а его родителя, подверженного влиянию религиозно-идеологических установок общества «Сторожевая башня», обсуждению не подлежит. В данном случае, право родителей распоряжаться жизнью своего ребенка, аргументированное религиозными убеждениями, безусловно, должно рассматриваться компетентными органами самым решительным образом по отношению к руководителям организации, как на региональном, так и на государственном уровне.
Наряду с проблемой об отказе переливания крови со сторо-ны С.И., не менее остро стоит вопрос об изучении и освящении данной религиозной идеологии, влияющей на разрушение национального самосознания и культурного наследия, действующего по принципу вирусного заболевания гепатита - «С», «ласкового убийцы», с целью проведения в рамках просветительской деятельности, имеющей профилактический характер и донесения до сознания граждан не только абсурдности данного учения, но и ее вредоносного значения для здоровой духовной атмосфера в нашем обществе. Затрагивая проблему отношения к культурному наследию и традициям различных народов со стороны С.И., следует отметить, что учение С.И. способствует размыванию национального самосознания и традиций под предлогом, что все что связанно с исторической памятью того ли иного народа является язычеством, сатанинским обманом, ведущим в погибель. Об этом свидетельствует отказ от национальных и государственных праздников, дней рождения и т. д., как несоответствующих Библейским принципам (по мнению С. И.). Подобного рода явления в общественной, культурной и политической жизни должны быть вне жизнидеятельности «истинных христиан С. И.», ибо все, что не от Бога, есть от сатаны.
Затрагивая вопрос распространения литературы С.И., следует отметить, что ряд изданий общества Сторожевой Башни, внесенных в федеральный список экстремистских материалов, распространяются только среди членов организации и лиц, прошедших домашнее обучение под руководством одного из закрепленных членов организации по внутренним каналам. Доступ к изданиям внесенных в федеральный список экстремистских материалов из числа неофитов имеют те, кто стал «не крещенным возвещателем», то есть прошедшим обучение, но еще не крещенный, при этом вставшим на путь «возвещателей царства Иеговы», то есть некрещенными проповедниками. Распространение же литературы, не внесенной в федеральный список экстремистских материалов, производится в рамках открытой миссионерской деятельности на улице, в том числе с использованием передвижных информационных стендов, на которых и располагается данная литература. Здесь следует отметить, что специфика проповеднической деятельности С.И. заключается в том, что проповедь они ведут по двое или более лиц, за редким исключением одиноких бабушек. Как результат, данный вид проповеднической деятельности с использованием передвижных стендов, рассматриваемый с позиций Российского законодательства как массовое мероприятие, стал пресекаться органами правопорядка и привлекать к ответственности членов С.И. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой: «Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи - влечет административный штраф на граждан от 20- ти до 30-ти тысяч рублей или обязательные работы до 50- ти часов или арест до 10-ти суток». Начало данной практике было положено Симоновским районным судом г. Москвы 28. 05. 2014 году. После привлечения к ответственности в различных регионах РФ, в том числе и г. Невинномысске, руководство организации, приняло решение о нахождении у стенда одного из членов организации, что может рассматриваться как одиночный пикет. Но учитывая специфику организации проповеднической деятельности, о которой говорилось выше и которая продиктована четким, ежемесячным отчетом о количестве проповедуемых часов членами организации под взаимным контролем, на небольшом расстоянии от передвижного стенда, все же упорно находится один, или же два члена организации. Затрагивая так же вопрос о распространении литературы, не внесенной в федеральный список экстремистских материалов, следует отметить, что в соответствии со ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, а равно продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или постановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке - влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000-ти тысячи до 1500-сот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения», а как результат, периодические издания Сторожевая Башня и Пробудитесь, издаваемые для России на территории Германии, не прошедшие регистрацию запрещены для распространения. Но С.И. продолжают распространять данную печатную продукцию, без обозначения названия данного издания на лицевой стороне обложки.
В заключении данной части работы, следует отметить, что в рамках профилактики религиозного экстремизма, на сегодняшний день наиболее отработанным методом является просветительская деятельность, которая выполняет функцию «вакцины», укрепляющей «интеллектуальный иммунитет» и призвана разоблачать подобного рода абсурдные религиозные учения, а порой и откровенную ложь, бесстыдно паразитирующей на общечеловеческой системе ценностей, через призму определенных религиозных установок. Но, к сожалению, подобного рода работа в рамках просветительской деятельности, с привлечением в частности профессорскопреподавательского состава в первую очередь СКФУ, которые могли бы оказать неоценимую услугу в Ставропольском крае, на должном уровне не ведется. Вся тяжесть в борьбе с «религиозными паразитам» лежит на силовых структурах, за что они подвергаются порой необоснованной критике, со стороны морально нечистоплотных лоббистов. Анализ имеющейся информации о нынешней ситуации складующейся вокруг организации С.И., позволяет сделать прогноз на будущее следующим образом. Активность вовлечения в орбиту деятельность данного религиозного движения испытывает трудности в связи с кризисом актуальной эсхатологии, так как практически исчерпан ресурс пророческого дара. Но данное положение не должно являться стимулом для снижения активности в борьбе с распространением данной религиозной идеологии, так как риск попадания под ее влияния лиц подвергшихся психологической травме, или же находящихся в духовном поиске сохраняет свои позиции. В случае запрета в судебном порядке деятельности религиозной организации С.И. на территории Ставропольского края, миссионерская деятельность рядовых членов не прекратится, а примет подпольный характер, так как проповедническая деятельность, закрепляется тезисом о том, что нельзя заслужить вечную жизнь, если не проповедовать, что так же выполняет функцию психологической зависимости адепта от данного вида деятельности. Привлечение к ответственности за распространение религиозной идеологии и печатной продукции в данном случае, будет создавать эффект «мученичества» на фоне психоэмоционального переживания о своей мессианской роли, подтверждающий их правоту действий, а как результат, стимулировать дальнейшую проповедническую деятельность. Но при этом, в случае нарушения Российского законодательства при любых обстоятельствах со стороны рядовых членов организации, необходимо концентрировать внимание на руководстве, которое подталкивает самих членов к данным действиям, оставаясь в тени от осуждения и критики.
Исламский фундаментализм. По определению Алексеева И.Л., исламский фундаментализм: «это термин, используемый для общей характеристики современных религиозно-политических движений, идеология которых в различных интерпретациях основана на обращении к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен пророка Мухаммеда» [7. с. 425]. Учитывая то обстоятельство, что на территории Ставропольского края, подавляющее большинство населения тех этнических групп, которые исповедуют традиционно ислам, принадлежат суннитскому направлению, за исключением азербайджанцев, которые являются в основе своей представителями шиитского толка (джафариты-имамиты), мы и будем рассматривать исламский фундаментализм, в рамках данного направления. Здесь считаем необходимым дать дополнение по вопросу о мазхабах (религиозно-правовых школ), среди представителей автохтонных этносов Северного Кавказа. Представители абхазо-адыгской языковой группы, карачаево-балкарский этнический массив, ногайцы, а так же часть осетин, исповедующих ислам, являются представителями ханифитско- го ислама. Представители нахско-дагестанской языковой группы, являются представителями шафиитского мазхаба. В Ставропольском крае, из общего числа фундаменталистов, наиболее ярко представлены представители салафитского движения. В энциклопедическом словаре Ислам, термину салафийя дается следующее определение: «Салафия («предки, предшественники») — салафиты, общее название в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков» (ас-саляф ас- салихун)» [7. с. 204]. К числу салафов, или праведных предков, предшественников, относятся сподвижники «пророка Мухаммеда (асхаб алькирам), их последователи - табиун и последователи табиунов (таба аттабиун)» [8. с. 632], то есть первые поколения членов мусульманской общины (уммы). Таким образом, салафитская идеология отстаивает позиции, при которых декларируется возврата к тем формам общественного и политического устройства, которые соответствуют раннему периоду мусульманской цивилизации. Между такими понятиями как салафизм и ваххабизм порой ставится знак равенства и здесь мы считаем необходимым провести коррекционную работу. Во время проведения региональной научно-практической конференции «Экстремизм на юге России: причины и профилактика», прошедшей в 2015 году, в г. Невинномысске, по итогам доклада аспиранта Лялина А.А., ему был задан вопрос со стороны руководителя круглого стола данной конференции, профессора Аксентьева В.А.: «Следует ли рассматривать ваххабизм, как самостоятельную религиозную систему», который носит дискуссионный характер. Мы (авторы), после сбора и систематизации информации, а так же анализа источников вероучения по данному вопросу, представляем Вашему вниманию итог проведенной работы. Одним из базовых элементов в салафитской идеологии является очищение религии от нововведений - бидъаа, то есть той практики, которой не было в период салафов - предков, без чего, в сущности, невозможно добиться возврата к «золотому веку» ислама. Рассмотрев отношение к нововведениям со стороны основных идеологов салафитского движения оказавшим влияние на формирование данной системы взглядов, а именно, шейх уль-ислам Таки ад-Дин Ахмад ибн Таймийя (1263 - 1328 гг.) и шейх уль-ислам Мухам-мад ибн
Абд аль-Ваххаб ат-Тамими (1703 - 1792 гг.), благодаря которому, исламский фундаментализм, или движение салафитов приобрело устойчивое определение ваххабизм, мы пришли к следующему заключению. Если ибн ат-Тамийя более лояльно относился к некоторым нововведениям, которые не противоречили по его мнению разделам фикха (правоведенийя) в вопросах аль акаид - вероубеждение, догматика, аль ахлак - этика, аль ибидат - поклонение, религиозно-культовая практика и аль муамалат - нормы социального поведения и взаимоотношения между собой и государством. То со стороны Абдаль-Ваххаба, отношение к любой форме нововведения строго воспрещалось, что в зависимости от тяжести содеянного, по мнению Абд аль-Ваххаба, определялось как малый или большой куфр (неверие). Приведем пример из раздела аль ибидат. В среди части мусульман суннитского направления, празднуется маулид ан-набийя (день рождения пророка Мухаммеда), приходящегося на 12 число месяца рабби аваль, по мусульманскому (лунному) календарю. Данный элемент культовой практики, вносит полемику среди мусульманских богословов, так как нет информации что день рождения пророка праздновался как во временна самого Мухаммеда, так и по времена его сподвижников, последователей и учеников последователей, а как результат, данный элемент культовой практики, необходимо рассматривать как бидъаа, то есть нововведение. Юсуф Хаттар Мухаммад, со ссылкой на труд ибн ат-Тамийя «Иктида ас-сырат аль-мустаким», передает его слова: «...некоторые люди празднуют рождение пророка и объявляют этот день знаменательной датой. Они должны за этот поступок получить большое вознаграждение от Аллаха, так как их намерения прекрасны, они возвеличивают пророка» [9. с. 109]. Юсуф Хаттар Мухаммад, так же ссылаясь на ряд других известных мусульманских богословов, определяет как минимум празднование дня рождения пророка как бидъаа хасан (одобряемое нововведение). Со стороны носителей идеологии Абд аль-Ваххаба, мы не однократно слышали в общении, что маулид, это непозволительное нововведение. Аргументировали данную точку зрения со ссылкой на один из вариантов «Книги единобожия» (Китаб ат-Таухид), за авторством современного салафитского идеолога из КСА (Королевства Саудовская Аравия) Салих ибн Фавзан ал Фавзана, которая внесена в федеральный список экстремистских материалов по решению Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007 и по определению Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 19.10.2007. [4.]. О данной работе подробнее мы скажем ниже. В разделе 2, повествующем о запрете преступать границы дозволенного в восхвалении пророка, главы № 3 со ссылкой на вторичный источник вероучения - сунну, а именно хадис от аль Бухари и Муслим, сказано, что пророк требовал: «Чрезмерно не восхваляйте меня, как делали это христиане, восхвалявшие сына Мариам, я всего лишь раб, так что говорите - Раб Аллаха и Посланник его» [10. с. 70]. Данного примера на наш взгляд, вполне достаточно, чтобы ваххабизм определить, как один из сегментов, наиболее радикальное крыло салафитской идеологии. В дополнение к выше сказанному, считаем необходимым отметить, что подавляющее большинство носителей именно идеологии Абд аль-Ваххаба, с которыми мы общались, глубоко не занимались анализом, как самих источников вероучения, так и самих трудов мусульманских богословов. Для таких лиц, принятие наиболее радикальных взглядов, является идеологическим оформлением их социального протеста, чем и обусловлен фактор поверхностного изучения данного вопроса. Данное положение позволяет в общении определить, носитель какой системы взглядов, «поработал» с интересующим лицом.
В ходе ОРМ силовыми структурами на территории
Ставропольского края, изымался большой объем различного рода аудио, видео и печатной продукции, внесенной в федеральный список экстремистских материалов. Из общего числа изъятой письменной продукции, считаем необходимым обратить внимание на оп-ределенную ее часть.
В первую очередь это Китаб ат-Таухид. Нам известно 2 издания «Книги единобожия», это сама письменная традиция Абд аль-Ваххаба, которая идет за авторством Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими, по сути Абд аль-Ваххаба, с комментариями Абдуррахмана ас-Саади и Книга единобожия за авторством Салих Фаузана, основанна на трудах ат-Таймийи, ибн аль-Кайима, Абд аль-Ваххаба и его учеников. В данной работе, рассматривающей вопросы о понятии многобожия, а так же большого и малого куфра (греха), четко и ясно формулируется мысль со ссылкой на источники вероучения, что большой куфр выводит из состояния религии [10. с. 16], что делает кровь и имущество халяльным, то есть разрешается убить и захватить его имущество [10. с. 9, 17, 26]. В некоторых случаях, дозволяется обращать семью такого человека в рабство, лишь по той причине, что его религиозные убеждения не соответствуют нормам религиозного мировоззре-ния данному виду салафитской интерпретации источников мусульманского вероучения [10. с. 10]. Как мы видим, данное издание толкает человека не только на действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, пропаганды исключительности, превосходства, по признаку их отношения к религии, с использованием средств массовой информации, что соответствует ст. 282 УК РФ. Но и на умышленное убийство мотивируемому религиозной ненавистью, которое квалифицируется п. «л», ч. 2, ст. 105.
Говорить об активной деятельности запрещенной в РФ организации Хизб ут-Тахрир аль Ислами (Партия возрождения ис-лама), на территории Ставропольского края, не приходится, но данная религиозно-политическая партия, так же принадлежащая к исламскому фундаментализму, не обошла внимание и наш Ставропольский край, о чем в частности наглядно показывает «блуждавшая» по рукам брошюра, под названием «Программа Хизб ут-Тахрир» [11.]. Она так же внесена в федеральный список экстремистских материалов по решению Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29.07.2009. [4.]. Хотя следует отметить, что в интернет ресурсе, а именно на страничке Хизб ут-Тахрир В Контакте, периодически появляются материалы пропагандистского характера, с концентрацией внимания на якобы притеснение мусульман силовиками в восточных районах Ставропольского края.
Если последователи салафитской идеологии, а особенно носители наиболее радикального его крыла представленного учением Абд аль-Ваххаба стоят за возврат к «золотому веку» ислама, по средствам очищения религии и реконструкции в ее изначальном виде, то Хизб ут-Тахрир, добивается по сути того же, а именно реконструкции халифата, но политическим путем. В их программе сказанно: «Хизб ут-Тахрир, ставит своей целью возродить исламскую умму, с помощью озаряющей мысли, основанной на исламской акыде (раздел фикха - правоведения в исламе, затрагивающий вопросы вероубеждения прим. авторов) и стремиться возвратить ее к былой славе и величию, путем отбирания власти у государств, народов и наций куфра, чтобы снова стать ведущим государством в мире и снова, как раньше управлять миром и его делами, согласно законам Ислама. Так же целью Хизб ут-Тахрир, является распространение ислама в виде послания всему миру и управления уммой для борьбы с куфром, для того, чтобы ислам был распространен по всему миру» [11. с. 17]. Каким же образом, данное религиозно-политическое движение ставит целью для членов организации работу по «отбиранию власти у государства», которое рассматривается как дар аль-хабр, или дар аль-харам (земля куфра прим. авторов). На первом этапе это отказ от сотрудничества с общественнополитической системой государства, которое рассматривается как «искоренение законов куфра»: «Хизб ут-Тазрир не принимает соучастия в их правлении, так как это является соучастие в правлении куфра, как и не помогает им в осуществлении экономической реформы, или образовательной, или социальной, или же нравственной, поскольку это содействие является помощью для золимин (несправедливое правление прим. авторов) и для их укрепления и удлинения срока их порочных и кафирских законов, наоборот, Хизб ут- Тахрир работает для их искоренения, и искоренения закона куфра» [11. с. 22]. Обосновываются все эти действия превосходством ислама. «Ислам является единственно правильным. Хизб ут-Тахрир считает, что все религии, кроме ислама, такие как иудаизм, христианство являются религиями куфра, и все системы кроме ислама, такие как социалистическая, коммунистическая и капиталистическая, являются системами куфра» [11. с. 21]. После краткого рассмотрения пропагандистского материала Хизб ут-Тахрир, видно, что данная религиозно-политическая идеология, не только формирует в сознании человека чувство религиозного превосходства, но и толкает на изменение конституционного строя РФ. Не смотря на то, что официально Хизб ут-Тахрир не декларирует насильственное изменение конституционного строя в государстве, утверждая, что их борьба ведется исключительно политическим путем, что в свою очередь дает возможность различным лоббистам и так называемым правозащитникам, как например Гейдар Джемаль и Шевченко М.Л. отстаивать их право на официальную деятельность, все же следует отметить, что сама деятельность данной партии, влечет за собой эскалацию напряжения в обществе. Сам факт, формирования у последователей религиозно-политической партии Хизб ут- Тахрир чувства религиозного превосходства, влечет за собой закономерно чувство ущемлённой обездоленности, по причине отказа принять завышенные их требования к государству и обществу, что и повлечет за собой конфликтную ситуацию в случае легальной деятельности данной партии. К тому же, о какой политической борьбе, в традиционном смысле слова можно говорить, если сама партия в своей программе декларирует отказ от совместной работы на единой площадке с другими партиями, общественными организациями, да и с государственными органами вообще, при этом ставя цель «отбирания власти», но политическим путем.
Не однократно приходилось сталкиваться с трудом Сейид Кутба «Будущее принадлежит исламу» [12.], радикального идеолога «аль Ихван аль Муслимун», запрещенной в РФ организации Братьев мусульман. Данное издание было отпечатано в Москве на заре духовного возрождения России в 1993 году, когда в поисках истины, при духовном вакууме, позволяющем безнаказанно пользоваться обстановкой, наше государство наполнили кровожадные миссионеры всех мастей. Сейид Кутб, разделяет как, и последователи «чистого ислама», наш мир на общество где все отношения регламентированы нормами шариата, а значит это справедливое общество живущее по законам творца, и мир джа-хилийи (до исламская эпоха, мир язычества, невежества, куфра-неверия), где законы создаются самими людьми, то есть творениями, а не творцом, это и является причиной порождения всех проблем нашего общества.
Активного влияния на мусульман, со стороны Братьев мусульман в Ставропольском крае на сегодняшний день, не замече-но благодаря профессиональной работе компетентных органов. Но сам факт данного издания, говорит о попытках закрепиться на данной территории. Так же следует отметить, что из общения с отдельными лицами в Ставропольском крае, позиционирующих себя салафитами, высказывалось мнение о нежелании сотрудничества с представителями органов государственной власти, официальными лицами Духовного управления мусульман Ставропольского края с целью совместного решения остро стоящих проблем перед нашим обществом. Мотивируют они свою позицию тем, что весь мир во круг них, это мир джахилийи, невежества, с которыми у них нет ничего общего, а как результат, в след за духовным разрывом следует полный разрыв отношений с данным миром, кьтьрое представляют в первую очередь органы государственной власти и официальные представители ДУМСК. Данное положение согласуется с теорией Сейид Кутба, такфир валь-хиджара (такфир-обвинение в неверии, хиджра-переселение, переход, уход от мира неверия). Данная теория такфир валь-хиджара, дала основу одноимённому, боевому крылу джихадистов Братьев мусульман. Выше изложенное положение наглядно показывает, что данный «вирус» религиозного экстремизма, представленный Братьями мусульманами на территории Ставропольского края оставил след своего присутствия в сознании оп-ределенной части лиц исповедующих ислам.
По имеющейся информации, если изначально организация стояла на пути консолидации мусульман суннитов, не смотря на внутреннюю полемику в области догматики, то на сегодняшний день, руководством организации выбрана салафитская идеология, с целью снижения возможности внутренних разногласий, связанных с вопросами имеющих богословский характер. При этом, следует отметить, что со стороны шейхов КСА, периодически в адрес Братьев мусульман, звучит критика о недостаточной работе по призыву к таухиду, то есть, их политическая деятельность, а если быть более точными с нашей стороны военно-политическая деятельность имеющая террористический характер, отодвигает на второй план миссионерское служение по распространению мусульманского варианта монотеизма, в интерпретации салафитских идеологов. Возвращаясь к данному изданию, можно лишь сказать, что оно носит пророческий характер, обосновывая превосходство ислама, а как результат, победу ислама на глобальном уровне доказывает, что продиктовано данное положение, кризисом западной цивилизации. Данный вопрос автор подробно пытается рассмотреть и обосновать свой взгляд, в главе «Роль белого человека кончилась» [12. с. 49-62].
В заключении данного раздела, считаем необходимым отметить, что справедливое, но «избитое» утверждение о необходимости вести просветительскую деятельность в рамках профилактики религиозного экстремизма представленного исламским фундаментализмом, необходимо. Но при этом считаем необходимым отметить, что необходимо расширять линейку данной работы на междисциплинарном уровне. Одним из направлений в данной работе может оказать услугу историческая наука. Из общения с наиболее радикальными представителями мусульманского вероисповедания в Ставропольском крае, мы обратили внимание, что в качестве одного из аргументов, обвиняющих российскую власть, является историческая память, а особенно русско-кавказские отношения в контексте Кавказской войны. Имплантируемое в их сознание деформированное восприятие данной страницы нашей истории, создает восприятие роли России в истории народов Кавказа, и мусульман в целом, как абсо-лютного зла, что естественно сохраняет свои позиции вплоть до сегодняшнего дня. Подобного рода взгляд на прошлое, создает благотворную почву для формирования религиозных экстремистских идей, требующих немедленно освободиться от «оков российского империализма», унижающего не просто умму (мусульманскую общину), но более того, само божественное повеление Аллаха жить по его законам. Вмести с тем, предъявить претензии самой России за «кровавый и безжалостный» процесс интеграции Северо-Кавказского региона в свои геополитические рамки. Пропаганда в данном направлении ведется успешно из зарубежа по средствам не только интернет ресурса в русскоязычной версии, но и с распространением художественных, документальных и даже детских мультипликационных фильмах, повествующих о бесчеловечной Кавказской войне. Так например, на сборнике детских мультипликационных фильмах с переводом на русский язык, повествующих о великих победах муджахедов в истории ислама, рассказывается как гордый и смелый защитник ислама, ших Гази хан Мухаммад Мулла (в русских источниках Кази мулла), первый имам Кавказской войны, во время гимринской трагедии 1832 года, призывает не жалеть свои жизни во имя свободы мусульман в борьбе с кровожадными и мерзкими русскими гяурами. В мультипликационном фильме русские офицеры и солдаты изображены мерзкими, трусливыми не способными в открытом сражении противостоять защитникам ислама. Во первых, мы не сколько не хотим умалить борьбу горцев в данный период времени под руководством имамов Кази муллы, Гамзат-бека и Шамиля. Во вторых, сама Кавказская война, это не просто сложное, многогранное и не однозначное явление, которое до сих пор, не смотря на большое количество фундаментальных трудов, носит дискуссионный характер, это наша совместная трагическая страница истории, спаявшая в единое государство. В третьих, во время Кавказской войны как русские воевали на стороне имамов, так и сами горцы участвовали совместно с командованием в борьбе с имамской властью, поддерживаемые мусульманским духовенством в лице Саид эфенди Ара- канского, перешедшего на строну России Сулейман-эфенди, акушинского кадия Магомеда и ряда других лиц, выступавшим против имамской власти. По сему, данный конфликт, это наша, внутренняя проблема, война взаимонепонимания того времени, которая как мы видим, пытается использоваться различными силами, с целью вновь вовлечь в мир хаоса наш дом Россию, с детства закладывая ненависть детскому сознанию. Именно по этому, на наш взгляд, на момент проведения различного рода мероприятий имеющих профилактический характер необходимо привлекать историков из Северо-Кавказского федерального университета. Так же обращаясь к их богатому опыту, в области исследовательской и преподавательской деятельности, привлекать к работе по выработке методов реализации их теоретических наработок, которые будут играть роль «вакцинации» от агрессивной религиозной идеологии исламского фундаментализма, апеллирующего к искривлённому восприятию исторического прошлого.
Подводя итоги, следует отметить, что, религиозный экстремизм, как одно из деструктивных проявлений религиозного опыта вообще, представляет собой сложное и многогранное явление в силу своего отображения во всех сторонах частной и общественной жизни недостаточно изученное явление. Не смотря на сформулировано юридическое определение в Российском законодательстве того, какие действия считаются экстремистскими, и содержится они в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», где в соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относится ряд положений, одно из которых - это пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, позволяют четко определить экстремистский характер того или иного источника идей, а соответственно и самой идеологии, как например рассмотренное нами ранее издание «Книги единобожия». То, учитывая изощренную изворотливость идеологов апеллирующих в одностороннем порядке к системе ценностей, историческому прошлому и ряду других компонентов формирующих наше мировоззрение, формирующую принцип исключительности, необходимо выработать методы, а как результат, критерии, позволяющие выявлять и определять экстремистские положения, имеющие латентный характер.
|