Всплеск террористических актов в развитых странах мира вызвал крах иллюзий об иммунитете к ним «общества потребления». Потерпели крушение представления о терроризме, как устаревшем способе политической борьбы, как пережитке прошлого. При этом мы исходим из того, что между государственным террором и оппозиционным терроризмом существует различие. Г осударственный террор есть открытое насилие со стороны правящих элит, опирающихся на мощь государственных институтов, а оппозиционный терроризм - насилие и устрашение, используемое оппозиционными режиму группировками.
Российское общество еще в обозримом прошлом обладало устойчивым иммунитетом к терроризму. Однако в настоящее время он представляет нарастающую угрозу. Терроризм, как сложное социально-политическое явление аккумулирует в себе социальные противоречия, достигающие в нашем обществе уровня конфликта. Криминализация экономических отношений перерастает в криминализацию политических отношений в борьбе за государственную власть[1]. Так называемые «криминальные разборки», «заказные» убийства, организованные взрывы стали обыденностью, а смерть ряда известных лиц от «сердечных приступов» и вовсе не привлекает внимания. Не нуждающийся в шумовых эффектах «тихий террор», с использованием шантажа и угроз, становится повседневной практикой политической жизни.
Причинами, порождающими терроризм являются: внутренние противоречия в экономической сфере, обусловленные как трудностями перехода к рынку, так и негативным отношением значительной части насе-
ления к новым экономическим отношениям и способам
перехода к ним; растущая социальная дифференциация граждан; коррумпированность части государственного аппарата,
правоохранительных органов и судов; утрата нравственных, моральных ценностей значительной частью нашего общества и правовой нигилизм; рост насилия и агрессии, распространение наркомании и алкоголизма среди населения.
В настоящее время терроризм следует рассматривать как широко - масштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. При этом терроризм приобретает политическую направленность. Терроризм подрывает систему государственной власти и управления, снижая эффективность управления обществом; вызывает ожесточенность людей, хаос и беспорядки; угрожает международному сообществу.
Терроризм как социально-политическое явление представляет собой совокупность преступлений, совершаемых с использованием насилия отдельными лицами и сообществами. Он направлен на расширение влияния определенных сил в обществе, ликвидацию или подчинение политических оппонентов, захват и установление своей политической власти. В ряде случаев терроризм пользуется поддержкой отдельных государств, которые используют его для решения своих проблем.
Сущность терроризма заключается в применении крайних мер насилия или угрозы такового с целью устрашения политических противников, принуждения органов власти и населения к определенным действиям или отказу от них. Рассмотрение криминологических аспектов терроризма позволяет считать, что в современных условиях идет процесс политизации общеуголовной преступности и криминализации органов власти на основе коррупции. 21
Организованная преступность борется за ле
гальную власть, обеспечивающую гарантированное получение доходов. Падение авторитета существующей власти сопровождается криминализацией общественного бытия и общественного сознания, когда решение проблемы незаконными методами представляется многим людям наиболее результативным.
Представляется возможным утверждать, что наше общество привыкает к насилию вообще и терроризму в частности, как к обыденному явлению. Поэтому, проблема противодействия терроризму имеет важное практическое значение. Ее решение предопределяет необходимость компетентного подхода, профессиональной организации прогнозирования, ранней диагностики, выявления факторов риска, предупреждения и нейтрализации сфер и зон террористической деятельности, что может существенно снизить вероятность ее развертывания, угрозу жизни людей и ущерб от терроризма.
Современная цивилизация выстроена вокруг высоких технологий информационного обмена. Их реализуют средства обработки и хранения информации: компьютеры и созданные на их основе специализированные системы: банковские, биржевые, архивные, исследовательские,
управленческие, а также средства коммуникации от спутников наблюдения, разведки и телевещания до сотовых радиотелефонов и пейджеров.
Особую роль среди них играют электронные СМИ, глобальные сети информационных агентств, компьютеризированные радиотелевизионные центры, издательские комплексы. Высокая уязвимость нынешней техносферы делает ее объекты перспективными мишенями для терроризма нового поколения. Суть нового подхода заключается не в разрушении объектов, а в приостановлении их основной деятельности, чем и наносится
вред. В современных условиях это легко может быть
осуществлено применением средств радиоэлектронного подавления (РЭП). Предвестником ожидаемых изменений в технологии терроризма можно считать осознание приоритетной роли электронных СМИ, средств связи в разрешении внутригосударственных и международных конфликтных ситуаций.
По данным «Лаборатории Касперского», выявленный
промышленный вирус «BtuxNet» создан для того, чтобы контролировать производственные процессы, управлять огромными производственными мощностями в подрывных целях. К странам, с территории которых осуществляется наибольшее количество хакерских атак, относятся: США (27,57%), Россия (22,59%), Китай (12,84%), Нидерланды (8,28%).[2] Современные киберпреступность и интернет-хулиганство в перспективе могут трансформироваться в кибертерроризм, кибероружие и кибервойны. Это может привести к масштабным катастрофам: выводу из строя систем управления воздушным, морским и наземным транспортом.
Заманчивой целью для терроризма нового поколения могут стать деловые центры обработки информации, прежде всего компьютеризированные банковские учреждения. Террористический акт, приостанавливающий деятельность финансовой системы способен лишить общество доверия к современным технологиям денежного рынка. Важнейшим практическим результатом может стать отказ от использования безналичного расчета, ажиотажный спрос на наличные деньги, паралич финансового оборота. Вместе с тем, ущерб, причиненный потерей спутниковых средств разведки или связи, сравним по масштабам с проигранной войной. Обнаружить террористическую аппаратуру РЭП тяжело, как и взрывное устройство, а ее применение выводит и строя все средства связи, охраны и видеоконтроля вместе с компьютерами и базами
данных. Если традиционный терроризм не мог затронуть
основ общества, то высокотехнологичный терроризм нового поколения способен вызвать системный кризис в стране с развитой инфраструктурой информационного обмена, что актуализирует потребность адекватного
~ 23
противодействия.
Под технологическим терроризмом понимается использование или угроза использования ядерного, химического и биологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических и бактериологических веществ, а также попытки захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, для достижения целей политического, идеологического или материального характера.
Определение возможностей и мер противодействия технологическому терроризму представляется актуальной, имеющей важное практическое значение в условиях глобализации. Эта проблема актуализируется в условиях организации системы «Электронное правительство», ГАС «Выборы», космического наблюдения и разведки, воздушной и морской навигации, электронного обеспечения систем оружия и средств боевого обеспечения, ввиду использования при создании такой техники элементов, производимых в зарубежных странах, что не обеспечивает гарантий надежности и безопасности.
В современных условиях актуализируются международно-правовые аспекты противодействия технологическому терроризму на транспорте. Использование пассажирских самолетов в качестве орудия террора разрушило стереотипное представление о надежной защищенности человечества от угроз терроризма. В повышенной защите нуждаются энергетические объекты обеспечивающие управление воздушным, морским и наземным транспортом.
Необходимость объединения усилий мирового
сообщества в противодействии международному терроризму стала очевидной и неотложной. Разумеется, это должно найти свое выражение не только и не столько в бомбардировке территорий стран, предположительно укрывающих террористов, сколько в реальном сотрудничестве полномочных государственных органов и компетентных служб, на надежной правовой основе.
Между тем, сохраняются сдерживающие мотивы, мешающие конструктивному взаимодействию спецслужб ведущих мировых держав в работе по противодействию терроризму, причинам и условиям ему способствующим. Актуальными остаются технологическая конкуренция, промышленный шпионаж, региональные интересы, контакты с режимами, использующими терроризм, как средство своего влияния.
Представляется, что признание глобальности угроз технологического терроризма является необходимым условием противодействия им в современных условиях. Несомненно, наибольшую опасность могут представлять акты ядерного терроризма. Вместе с тем, масштабность возможных последствий террористических актов с использованием химических и бактериологических отравляющих веществ может быть сопоставима с ущербом от ядерного оружия. Это актуализирует проблему предупреждения таких актов, ввиду их социальной опасности для общества. Необходимо признать опасным состояние падения жизненного уровня персонала ядерных и ряда других объектов с уязвимостью мест хранения ядерных материалов в России. По данным американской статистики, около 70% инцидентов на ядерных объектах США были связаны с персоналом атомных станций.
Представляется, что нельзя недооценивать угрозу доступа организованных преступных групп в России к ядерным материалам. Даже [3]
при строгом централизованном контроле в Вооруженных Силах
СССР секретные материалы попадали на Запад, где их изучали военные аналитики. Если это было возможно тогда, то в условиях современного состояния Вооруженных Сил России, возможности незаконного завладения оружием и боеприпасами многократно возросли, что обусловливает потребность организации адекватного противодействия в воинских частях и военных организациях.
Контроль за экспортными нарушениями осложняется большим объемом складированных обогащенных материалов, безработицей среди специалистов, недостатками в организации контроля ядерных материалов.
Периодически возникающая необходимость в перевозках ядерных материалов по территории России облегчает их возможное хищение и обуславливает необходимость обеспечения надлежащей безопасности этих и иных перевозок. Пограничная охрана стран Средней Азии имеет репутацию коррумпированной и малоэффективной. Эта прозрачная граница может быть каналом незаконного вывоза опасных материалов из России. В мире есть немало стран, ищущих возможности приобретения ядерного оружия или компонентов для его производства, как средства шантажа в международных отношениях. Именно они могут использовать террористов в своих интересах.
Специфические особенности технологических угроз связаны с выходом на мировой рынок Минатома России. Его деятельность и содержание контрактов с западными фирмами сильно уязвимы с точки зрения действующего Закона «Об охране окружающей среды». Попытки расследования деятельности Минатома со стороны Г осударственной Думы не сделали ее прозрачной и в достаточной мере контролируемой. Это обуславливает возможность превращения деятельности Минатома, связанной с перевозкой особо опасных грузов, в потенциальную угрозу для
населения ряда регионов России и международной безопасности,
в условиях активизации международного терроризма.
Реакция на современное положение в мире, как коллективное стремление к самоубийству, является мотивом, который постоянно недооценивается на Западе. Культ смерти, лежащий в основе идеологии фанатиков, реален и чрезвычайно опасен.
Настоящие террористы - фанатики не дорожат ни своей, ни тем более, чужой жизнью. Целые народы платят огромную цену за действия таких лидеров. Этот феномен, ранее присущий Востоку, все более проявляется на Западе. Необходимо отрешиться от представления о том, что массовый фанатизм является особенностью отсталых обществ. Тоталитарные режимы в различных регионах мира, включая Европу, формировали многочисленные армии фанатиков.
Новые изощренные возможности влияния на сознание людей образует глобальная информационная сеть. Широкомасштабность пропаганды культа богатства, как цели жизни, и насилия как средства его достижения, легализации наркомании, добровольного отказа от социального статуса ведут к крушению незыбленности инстинкта самосохранения, как регулятора действий человека.
Потенциал агрессии массового терроризма реализуется в добровольцах, взрывающих себя в Палестине, Израиле, Дагестане, Чечне, в Москве чтобы унести жизни действительных или мнимых врагов. «Исламскому государству» (ИГИЛ) удалось многократно увеличить результативность своей вербовки, благодаря огромному штату операторов, работающих в социальных сетях.[4]
Опасность такой агрессии многократно возрастает в условиях возможного технологического терроризма и обуславливает необходимость адекватного противодействия, включая исследование типологии и
психологии исполнителей террористических актов, как
предпосылку активной профилактики. Под впечатлением от террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне в ряде стран мира проводится усиление мер безопасности.
При этом возникает проблема баланса между безопасностью и индивидуальной свободой. Заслуживающей внимания представляется доктрина ФРГ в этой сфере, разработанная еще в 2001 году. Тогдашний федеральный канцлер Г ерхард Шредер так определил поставленную цель: «В вопросе о безопасности людей в нашей стране не может быть никаких сомнительных компромиссов. Мы будем решительно действовать ради защиты наших ценностей, всегда руководствуясь нормами правового государства» . Федеральный министр внутренних дел Отто Шили сформулировал сущность новой доктрины: «Безопасность является предпосылкой свободы. Тот, кто подвергается угрозам со стороны преступников и особенно террористов, не может жить свободно»24 [5] [6].
Укрепление веры граждан в то, что ФРГ способно их защитить, предполагалось обеспечить принятием целого ряда законов, названных пакетом мер безопасности. Пакет мер безопасности включал:
- рассмотрение полномочий служб безопасности в получении информации и обмена ею без предварительного разрешения полицейских служб федерации и земель;
- ограничение и запрещение деятельности общественных
объединений, являющихся питательной средой для терроризма и интолерантности;
- право проводить расследования с целью предотвращения атак на жизненно-важные компьютерные сети и сети передачи данных;
- право получения у банков, авиакомпаний и
телекоммуникационных предприятий информации о счетах их владельцах и движении денежных средств;
- утрату права на получение политического убежища беженцами, поддерживающим насилие и террор;
- введение защищенных от подделки удостоверений личности, включая отпечатки пальцев в паспорте;
- прохождение специальной проверки лицами, поступающими на работу на особо опасные объекты, включая аэропорты;
- введение, для сопровождения самолетов, охраны с оружием, но в гражданской одежде.
Предложенные меры неоднозначно были восприняты политиками и юристами. По мнению берлинского профессора государственного и административного права Мартина Кучи, это «гигантские шаги на пути к государству всеобщего контроля» . Он полагал, что тот, кто хочет получить больше безопасности за счет меньшей свободы, допускает фатальную ошибку. В заявлении 16 правозащитных организаций прозвучала критика, что «ни одно из предложений не имеет конкретного отношения к терактам кроме того, что без страха царящего в настоящее время среди определенной части населения, их было бы невозможно провести» . Эти обстоятельства актуализируют проблему баланса между безопасностью и открытостью страны по отношению к внешнему миру и международного сотрудничества в противодействии терроризму. Практическую надежность мер безопасности в настоящее время обеспечивает служба безопасности Израиля, опыт которой представляется весьма полезным, но требующим, в российских условиях, израильского менталитета. [7] [8]
В современных условиях глобализации безопасность
может быть обеспечена только совместными усилиями мирового сообщества. Попытки обеспечить интересы одного государства или группы стран в ущерб другим противоречат современной обстановке, ведут в прошлое, когда военные конфликты были универсальным
- 29
средством разрешения разногласий.
В настоящее время, в силу невозможности унификации составов правонарушений на транспорте, а также из-за разнообразия видов опасных грузов, действующие международно-правовые нормы в незначительной степени регулируют ответственность таких перевозок. Так, уничтожение в октябре 2001 года над Черным морем российского самолета Ту-104 украинской ракетой в ходе учений ПВО длительное время не имело адекватных юридических последствий. Гибель пассажирского самолета Boeing-777 17.07.2014 года, в зоне ответственности Украины до настоящего времени надлежаще не расследована, но была использована в антироссийских целях. Поэтому представляется, что национальное законодательство должно детально определять составы транспортных нарушений, а участники международных перевозок оговаривать применимое законодательство при установлении ответственности сторон и третьих лиц. В частности, анализ международных конвенций, содержащих элементы понятия безопасности полетов, позволяет сформулировать основные составляющие их содержания:
- предотвращение причинения вреда на или над территорией какого- либо государства, либо над открытым морем гражданским (коммерческим) воздушным судном либо в результате столкновения, либо в результате выпадения из него предмета, либо иным образом, предусмотренным Римской конвенцией 1952 г.; [9]
- недопущение вреда, наносимого пассажиру
гражданского воздушного судна, в результате уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара, согласно Варшавской конвенции 1929 г.;
- предотвращение с помощью силы или угрозы силой совершения акта вмешательства, захвата или другого незаконного осуществления контроля над гражданским воздушным судном, согласно Конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, 1963 г.;
- предотвращение насилия или угрозы применения насилия путем любой другой формы, запугивания на борту воздушного судна со стороны лица, находящегося на борту воздушного судна или его соучастника, согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1979 г.;
- предотвращение любого акта насилия в отношении лица, находящегося на борту гражданского воздушного судна, в полете или любые действия, приводящие к помещению на воздушном судне устройства или вещества, которое может разрушить или причинить повреждения аэронавигационному оборудованию (вмешаться в его эксплуатацию) или судну в целом, а также имеет действия, могущие нанести ущерб (повреждения) воздушному судну, находящемуся в эксплуатации, согласно Монреальской конвенции, 1971 г.
Следует констатировать, что ни одна из названных конвенций не распространяется на государственные летательные аппараты. Безопасность полетов военных самолетов за пределами территорий государств их принадлежности, регламентируется, как правило, двусторонними международными соглашениями о предотвращении опасной военной деятельности и инцидентов. Очевидно, что
эффективность международных правовых норм, исключающих
государственные аппараты из объектов регулирования многосторонних международных конвенций, не обеспечивает безопасность полетов как гражданских, так и военных летательных аппаратов.
Представляется, что решение этой проблемы может быть аналогичным обеспечению безопасности на море. Правила предупреждения столкновения судов в море, 1972 года, распространяются на все суда в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым они могут плавать. Такой подход в международно-правовых отношениях представляется применимым и для других видов транспорта и перевозок. Таким образом, очевидно, что проблема безопасности при всеобъемлющем значении имеет конкретную определенную смысловую наполняемость условиями и фактами, составляющими ее содержание.
В современных условиях представляется необходимым комплексный подход к обеспечению транспортной безопасности, предполагающий учет технических, юридических, биологических факторов. При системных международных транспортных перевозках опасных грузов транспортная безопасность зависит преимущественно от налаженности взаимоотношений перевозчиков при транспортировке грузов, от определения правового режима перевозки, а также определенности ответственности всех участников правоотношений. Актуальной остается, также, проблема имплементации норм международного права в национальное законодательство для обеспечения реальной юридической защиты и ответственности.
Значимость такого международно-правового обеспечения возрастает в условиях угроз терроризма и обуславливает необходимость адекватных коллективных усилий. Особую значимость это направление работы имеет на объектах обороны и безопасности, в сфере организации и несения боевого дежурства, обеспечения боевой готовности сил и средств обороны и безопасности.
[1]
Красинский В.В. Организованная преступность на выборах и в российских
органах власти. М.: Юрлитинформ, 2014. С. 20.
[2]
Военно-промышленный курьер. 2010. № 5.
[3] Вербовка по интернету. Какую опасность представляют компьютерные технологии.
Аргументы недели. № 25. 9 июля 2015.
[4]
Вербовка по интернету. Какую опасность представляют компьютерные технологии. Аргументы недели. № 25. 9 июля 2015.
[5] Deutschland, № 6, 2001.
[6] Deutschland, № 6, 2001.
[7] Deutschland, № 6, 2001.
[8] Deutschland, № 6, 2001.
[9] Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390 -ФЗ // Российская газета. 2010. 29 декабря.
|