Являясь лидером однополярного мира, опираясь на экономическую и военную мощь, США, исходя из своих интересов, открыто заявили о своем «праве сильного». В ночь с 19 на 20 марта 2003 года Соединенные Штаты Америки без санкции ООН, вопреки мнению большинства стран мира, начали военную операцию против Ирака. Это означало, что теперь ни одно государство мира не может считать себя застрахованным от американской агрессии. Демагогия официального Вашингтона по поводу «общечеловеческих ценностей», «освободительной миссии», «прав человека» на фоне массированного применения новейших ракет и бомб по городам Ирака вызвала протесты населения многих стран.
В мире происходит размежевание между олигархической верхушкой США, подкупленными ею «элитами» ряда стран и простыми людьми, не желающими «нового мирового порядка». Этот новый мировой порядок утверждается теперь не только долларами, но и открытым насилием. Если такое оказалось возможным в Югославии, в Афганистане, в Ираке, то возможно и в других странах, произвольно, по усмотрению США, объявляемых странами - изгоями. Можно называть много стран: Ливию, Саудовскую Аравию, Сирию, Иран, Северную Корею.
Логике поведения американцев соответствует применение силы. Поэтому будущее, в значительной мере, зависит то того, как поведет себя мировое сообщество, насколько консолидированными будут действия стран-сторонниц международного права. Это объективная реальность, с которой придется считаться в последующем всем. Выбор у остальных народов и государств состоит в том, чтобы смириться с агрессором, поддержать его или противодействовать ему. Политика «умиротворения» будет лишь способствовать росту агрессии.
Не вызывала сомнения потребность созыва внеочередного заседания Совета Безопасности ООН, с постановкой вопроса о немедленном
военных действий. Разумеется, при этом США
могли воспользоваться своим правом вето, однако перечеркивать роль ООН в системе обеспечения международного права представляется преждевременным. Оценку действиям США дал 20 марта 2003 года в заявлении по национальному телевидению Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Сегодня Соединенные Штаты начали военную акцию против Ирака. Уже есть человеческие жертвы и разрушения. Целый регион оказался под угрозой крупномасштабной гуманитарной и экологической катастрофы. Сразу же подчеркну: военные действия осуществляются вопреки мировому общественному мнению, вопреки принципам и нормам международного права и Устава ООН. Эта военная акция ничем не может быть оправдана: ни обвинением Ирака в поддержке международного терроризма (информации подобного рода у нас никогда не было и нет), ни желанием сменить в этой стране политический режим - что прямо противоречит международному праву и должно определяться только гражданами того или иного государства... Военная акция против Ирака - это большая политическая ошибка. Я уже сказал о гуманитарной стороне дела. Однако не меньшую озабоченность вызывает и угроза развала сложившейся системы международной безопасности. Если мы допустим, чтобы на смену международному праву пришло кулачное право, согласно которому сильный всегда прав и имеет право на все, а при выборе средств для достижения своих целей ничем не ограничен, тогда под вопрос будет поставлен один из базовых принципов международного права - принцип незыблемости суверенитета государств. И тогда никто, ни одна страна мира не будет чувствовать себя в безопасности.»
В 2011 году, под лозунгом защиты повстанцев, восставших против режима Каддафи, США организовали воздушное нападение на Ливию, формально опираясь на оперативно принятую резолюцию Совета безопасности ООН. Миссия ведения боевых действий была возложена на НАТО, где США играют ведущую роль. Складывается ситуация, когда
лишь государства, имеющие ядерное оружие и средства его
доставки, пока могут быть относительно защищенными от внезапного нападения США и их союзников. Экспансионистские представления США о новом мировом порядке подкрепляются соответствующими ассигнованиями на военные цели, составляющими около половины совокупных средств, расходуемых на оборону в мире.
Американские военные аналитики полагают, что традиционные боевые столкновения становятся анахронизмом. По их представлению будущее принадлежит мобильным силам быстрого реагирования, действующим полуавтономно и на большую глубину театра военных действий. Считается, что мобильная и рассчитанная на инициативу сеть более эффективна, чем склонная к бюрократии иерархия. В сфере экономики сети - это транснациональные корпорации. Сетевая политика - это всеобъемлющий контроль, глобализация, преодоление традиционного и национального. Сетевая война - это война против сетевой организации, ведущаяся с использованием сетевых принципов, подразумевающих горизонтальную сеть организационных ячеек, которые действуют относительно независимо от координирующего и контролирующего центра. Для сетевой организации характерен отказ от привычных этических норм, поскольку традиционные мораль и этика мешают эффективности. Торжествует принцип - цель оправдывает средства.
Переходящие на сетевой принцип организации США
демонстрируют отказ от не устраивающих их норм международного права. США отказались от выполнения договора по противоракетной обороне, от ратификации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, от соглашения по вопросам стрелкового оружия, от соглашения по бактериологическому оружию, от признания Международного уголовного суда.
В американском докладе о состоянии обороны
констатируется: «Как глобальная держава Соединенные Штаты имеют важные геополитические интересы во всем мире». Вступившая в силу новая система объединенного командования США включает Россию и Каспийское море в зону ответственности Европейского командования, включает Антарктиду в зону ответственности Тихоокеанского флота США, вопреки нормам международного права.
Возможная сетевая война, инициируемая США, является глобальной и может осуществляться в любой части мира по их усмотрению. Перечень поводов для ведения войн существенно расширен. Инициируемые и направляемые конфликты связываются с так называемыми ситуациями ограниченного масштаба, к которым США относят гуманитарные интервенции, операции по поддержанию мира, по принуждению к миру, по разделению противоборствующих сторон, по предоставлению гуманитарной помощи, по контролю за зонами запрета для полетов и др.
Еще в марте 2002 года, выступая в Сенате, директор разведывательного управления Министерства обороны США (РУМО) Томас Вильсон сказал, что войны будут вестись за глобализацию, которая приравнивается к американизации. Главным для мирового сообщества провозглашается восприятие американских ценностей, угроза
американским представлениям о новом мировом порядке становится достаточным поводом для войны.
В октябре 2002 года администрация тогдашнего президента США Буша сформировала «теневое правительство», состоящее из 75-150 представителей исполнительной власти, для обеспечения «преемственности власти» в случае возможной ядерной террористической атаки на Вашингтон. Однако эти временные меры приняли постоянный характер. Соответствующие правовые документы предоставляют этим лицам в случае какой либо катастрофы всю полноту исполнительной власти. Секретное правительство состоит исключительно из
представителей действующей исполнительной власти, что
противоречит принципу разделения властей, составляющему основу американской конституционной системы. При наличии внешне убедительного повода реальная власть в США может перейти в руки организованной группы, располагающей правом руководить вооруженными силами и службами безопасности без какого - либо контроля за своими действиями.
Нагнетание массовой истерии после событий 11 сентября в США привело к созданию в Америке управления внутренней безопасности со штатом в 170 тысяч человек, для координации деятельности около ста министерств и ведомств. Таким образом, созданы организационные основы милитаризации США для осуществления глобальной военной экспансии. Бывший руководитель Центрального разведывательного управления США Дж. Вулси называл современное состояние четвертой мировой войной за новый мировой порядок. Высказывалось утверждение, что две мировые войны, а также третью - «холодную войну» выиграли
- 30
американцы, всякий раз делая мир лучше.
Этапом этой четвертой мировой войны является война с Ираком, обнажающая ряд истин:
- в современных условиях только обладание ядерным оружием дает гарантии неприкосновенности;
- у множества людей большинства стран мира формируется представление о том, что Америку следует бояться;
- администрация Президента США Буша открыто игнорировала суверенитет государства и гражданство, как высшую ценность международных отношений.
Основной вывод, который сделают, очевидно, для себя многие страны заключается в том, что путь насильственного насаждения [1]
американских стандартов образа жизни, предлагаемый
Соединенными Штатами Америки в развитии мироустройства в ХХ1 веке является неприемлемым. В этих условиях международному сообществу надо следовать логике международного права. Только ООН может разрешать или запрещать войну, как чрезвычайный инструмент особой важности в интересах глобальной безопасности. Все государства планеты должны этой логике подчиняться.
В системе обеспечения глобального лидерства и влияния США на мировое развитие важную роль играют аналитические институты, разрабатывающие идеологические основы их военной экспансии. В настоящее время в мире уже более четырех тысяч аналитических центров, во многом подражающих американским, однако американские аналитические институты остаются особым явлением.
В то время как представители Фонда Карнеги и других институтов в других странах учат местные элиты смотреть на национальную политику через призму «глобального подхода», аналитические центры США работают исключительно на американские интересы. Отличительной особенностью американских аналитических центров является не только их прямая связь, сотрудничество и обмен кадрами с конгрессом, Государственным департаментом, ЦРУ и другими учреждениями по сбору информации. Они являются мощной идеологической и политической базой американского истеблишмента, включая правительство. Являясь генераторами идеологии, они создают мировоззренческие аксиомы для посвященных и стереотипы для остальных, их широкая международная активность дополняет работу американской дипломатии и идеологической разведки. Лидером этих влиятельных аналитических институтов является Совет по внешним сношениям, представляющий интересы истеблишмента США. Многие эксперты полагают, что как центр
принятия решений этот Совет реально стоит над
администрацией США.
Американский Совет по внешним сношениям был задуман еще в 1916 году, в период смены международного курса. Выход Америки на европейскую и мировую арену осуществлялся с вызовом
традиционному понятию национального интереса и суверенитета. К началу XX века в США уже сформировался крупный центр финансовых интересов, который был связан тесными
экономическими, политическими, культурными узами с финансовыми группами европейских стран. Родственным кругам Европы и Америки были одинаково чужды и мешали монархические и национальноконсервативные устои европейских обществ и культуры, классические традиции международных отношений.
Исход войны для этих кругов и их представителей давал лидерство в мировой идеологии и политике с обретением финансовых рычагов. Идеология вильсонианства породила проект Пакта о Лиге Наций и Программу из 14 пунктов В. Вильсона. Разработчиками этой новой внешнеполитической идеологии глобализма в немалой степени являлись кадры будущего Совета по внешним сношениям.
Замысел этого проекта состоял в отказе от национального интереса как основы политики и снижение традиционной роли национальных государств путем создания универсальной международный организации — Лиги наций — и интернационализации международных проблем.
Американский сенат в 1919 г. при обсуждении Версальского договора и Пакта о Лиге Наций весьма заинтересовался закулисной стороной формирования позиции США в войне и происхождением концепции послевоенного мира под эгидой наднационального органа, которая, по их мнению, подрывала суверенитет как основу международного права.
Комитет по иностранным делам обратил внимание на
шокирующую деталь, обнаружив, что американские банкиры до 1917 года не только препятствовали вступлению США в войну и отказывали России в кредитах на закупку вооружений, но и сделали ставку на победу Г ермании. При этом выяснилось, что германская ветвь Варбургов - семья брата американских Варбургов — владела главным пакетом акций Hamburg-American and German Lloyd Steamship Lines и банками, финансировавшими германское судостроение и военный флот. Я. Шифф, женатый на их родственнице, создал в США «Американский комитет по вопросу о нейтральной конференции», который взял на себя задачу «установить мир с победоносной Германией». В ходе слушаний выяснилось, что именно те же люди и даже те же авторы первыми начали пропаганду новых идей и обвинения «европейской реакции» в развязывании мировой войны. Поэтому американский сенат не ратифицировал Версальский договор и отказался вступить в Лигу Наций.
Идеология международных отношений и обоснование американской роли было первым продуктом Совета по внешним сношениям. Именно Совет по внешним сношениям в период изоляционизма помог сохранить и поддержать готовность к глобальной вовлеченности сплоченной группы лиц в период между отречением США от Лиги Наций и началом Второй мировой войны. В этот период Совет сливается с американским Институтом международных отношений и объявляет себя некоммерческим, неполитическим, внепартийным научноисследовательским обществом, которое проводит непрерывные обсуждения по рассмотрению политических, экономических и финансовых проблем Америки в международном аспекте.
Роль Совета, как ведущей научно-исследовательской организации США по изучению международных проблем была признана во время участия на съезде научных обществ по изучению международных отношений, организованном Лигой Наций в Лондоне в 1939 году. Однако
его функция разработчика внешней политики США и связь
с Государственным департаментом никогда не афишировалась. Разработки Совета неоднократно служили основой для официальных внешнеполитических документов, причем не только американских, но и ряда стран, чья ориентация имеет важное значение для американских военно-политических планов в Европе.
К началу Второй мировой войны деятельность Совета можно охарактеризовать как совмещение аналитическо-концептуальной разработки тем стратегического характера, формулирования внешнеполитических программ и документов с конкретной дипломатической деятельностью. Работа Совета состояла не только в подготовке важнейших стратегических документов и оценок международного положение, но и в отсылке данных материалов в распоряжение Государственного департамента. На заседаниях Совета обычно присутствовали и выступали с докладами представители оппозиционных или эмигрантских элит стран или территорий, важных для США, на которые они не имели возможность оказывать прямое воздействие.
В период Второй мировой войны под руководством Совета по внешним сношениям эксперты работали над темами под общим названием «Изучение интересов Америки в военное и мирное время» в четырех группах: по вооружению; политическая; территориальная; финансово-экономическая. За три недели до нападения Германии на СССР с одобрения Г осдепартамента группы резко интенсифицировали работу и издали ограниченным тиражом ряд «строго секретных» документов и меморандумов, посвященных послевоенному порядку в Европе и мире с особым вниманием к территориям и странам, приграничным к СССР.
Совет провел до августа 1942 года интенсивную работу по систематизации и изучению возможностей переустройства послевоенной
Европы, прежде всего ее восточной и центральной частей,
и издал около 500 «строго секретных» меморандумов, ставших известными советскому руководству.
Судя по этим материалам еще задолго до окончания войны в США лидеры американских деловых и политических кругов через свои наиболее квалифицированные организации приступили к активной разработке планов послевоенного устройства Европы и экономического и политического присутствия в ней США.
Принято считать, что окончательное стратегическое решение США включить потенциал Западной Европы в свою глобальную стратегию, составной частью которой стало поощрение и европейской интеграции, и «единой Европы», оформилось лишь в 1946 году. Однако меморандумы Совета по внешним сношениям говорят о том, что те круги, которые занимались стратегическим планированием не только внешней политики, но и места США в мировой истории, решили это еще в начале войны.
Важнейшей стороной деятельности Совета стало мировоззренческое формирование сознания научной и общественно -политической элиты. В деятельности Совета по внешним сношениям можно проследить этапы развития доктрины глобализации, к осуществлению которой мир нужно было подготовить. Уже в 60—70-е годы ХХ века осуществляется целенаправленная работа по созданию наднациональных механизмов контроля над общемировым развитием, в которых стратегия отдельных стран была бы незаметно подчинена поставленным целям оформления нужного идеологического, политического и экономического облика мира. При этом не просто ограничивался, а необратимо размывался национальный политический и экономический суверенитет.
Запад под эгидой США выстраивался как единое геополитическое, экономическое, военное и культурное консолидированное общество. При этом идеи единой Европы и постепенное превращение Европы в супергосударство с наднациональными институтами управления были
составной частью глобальной стратегии США. Американское
политическое сознание постепенно отождествляет себя с Западом в целом.
Совет по внешним сношениям стоял в 1968 году у истоков создания Римского клуба, а позже Трехсторонней комиссии, объединивший в 1973 году крупнейших представителей делового и политического мира США, Западной Европы и Японии. Конфликтология стала научной дисциплиной, для которой создана по всему миру сеть научных центров - Стокгольмский (СИПРИ) и Гессенский институты и аналогичный институт в Тампере (ТАПРИ). Проблемы мира и конфликтов стали темой многочисленных международных семинаров и курсов. Политика этих центров — заключать контракты с политологами и экспертами разных стран - сделала их научные и политические кадры подлинно космополитическими. В 1995 году бывший директор ТАПРИ Р. Вэйринен издает в США труды о глобализации и глобальном управлении.
Г лобальное управление требует открытости всех обществ мира, а также определения круга избранных, обладающих правом управлять, и обоснования этого права. Из этой аксиомы следует задача подтолкнуть «закрытые общества» к преобразованию в определенном
направлении, а также подготовить мир к замене основополагающих принципов международного общения: принципа суверенитета государства-нации, невмешательства и создания нового абстрактного субъекта международных отношений - «мирового сообщества».
Лозунг защиты прав человека в соответствии с новой стратегией вписывается во все программы, речи, заявления. Идеология декларирования прав человека, повернувшая США от разрядки, была новой тактикой, а «бархатные революции», «революции роз» и другие «цветные революции», интервенции в Югославии в 1999 году, в Ираке в 2003 году стали ее результатом.
Формирование Западом экономической и политической
зависимости от него СССР, направление советской экономики по экстенсивному пути, резкое увеличение экспорта сырья сочеталось с втягиванием части советской партийной и административно-научной номенклатуры в орбиту Запада. Этому служила деятельность открытых форумов подобно Римскому клубу, который провозглашал цель побудить страны мыслить глобально. Его призывы были обращены к международным интеллектуальным силам, глобалистские подходы пропагандировались как веление времени. В семидесятые годы в международном лексиконе был легализован термин мировой порядок и идея его пересмотра под эгидой мировой элиты.
Идея пересмотра мирового порядка в первую очередь направляла общественное сознание и мысль к глобализации, к поиску новых универсальных механизмов, которые бы обеспечили доступ к мировым ресурсам и обеспечили новые непрямые рычаги управления мировым развитием. В настоящее время правительственные структуры и институты США, государственная стратегия Америки находятся под мощным идейным и политическим влиянием лоббистов, выражающих интересы идеологических, финансовых и профессиональных элит, имеющих транс - национальные интересы.
Транснациональная элита через эти структуры обеспечивает преемственность своих интересов в самих США и в мире. По отношению к структурным элементам системы международных отношений, прежде всего России, которая ранее была объективным препятствием для передела мира, применяется идеология глобализма.
Составной ее частью является воздействие на сознание. Обывателю внушается идеал несопричастности к делам Отечества, а элите - иллюзия сопричастности к мировой олигархии и уверенность в том, что США соответствуют высоким принципам политического порядка, превосходящего все остальные политические порядки, и
новый американский империализм служит высшей
моральной цели.
В 2010 году в Вашингтоне была опубликована обновленная, по сравнению с предыдущим вариантом 2006 года, «Стратегия национальной безопасности США» (далее - стратегия». В этом документе рассматриваются четыре основных аспекта: безопасность; экономическое развитие; продвижение «универсальных ценностей»; укрепление миропорядка под американским руководством.
Стратегия национальной безопасности США, представленная Обамой, ориентирована, как и предыдущие, на поддержание американского лидерства в мире. Вместе с тем подход нынешнего руководства США содержит ряд важных новаций не только тактического, но и стратегического характера.
Впервые в стратегии предлагается интегрировать основные инструменты американской мощи: дипломатию, военную силу, экономические инструменты, разведку, силы обеспечения внутренней безопасности, существенно расширив понятие национальной безопасности. Стратегия Обамы носит всеобъемлющий характер и представляет собой попытку интегрировать внутренние и международные аспекты национальной безопасности, очевидно учитывая такой подход в России. В России ранее была принята всеобъемлющая концепция национальной безопасности, на основе которой в 2009 году была принята
32
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
Новая стратегия Обамы отражает острый системный кризис, с которым столкнулись США в конце прошлого десятилетия. Речь идет о [2] [3]
перенапряжении сил в попытке США консолидировать
однополярный мир, говорится и о том, что ни одна страна не в состоянии нести бремя ответственности в одиночестве. Тем самым фактически признается, что «единственная сверхдержава» не состоялась.
Впервые к сфере национальной безопасности относится выдвижение задачи увеличить американский экспорт и долю накоплений в ВВП. Такие меры должны решить задачу создания новых рабочих мест. Предлагается, также, реформировать финансовую систему и покончить с экономической моделью, когда «американские потребители покупают и берут в долг, а азиатские и другие страны-экспортеры продают и получают доход».
Впервые администрация Обамы относит к сфере национальной безопасности сокращение дефицита федерального бюджета. При этом особое внимание уделяется необходимости реформы системы
здравоохранения, что позволит сократить темпы роста расходов на медицинское обслуживание.
предоставить «полное образование всем американцам» и выйти к 2020 году на 1 место в мире по доле лиц с высшим образованием. Упор предлагается делать на математику и технические науки. Это должно обеспечить наращивание человеческого капитала в США. Заявляется, что научно-исследовательские и опытно
конструкторские работы (НИОКР) играют «центральную роль в развитии нашего национального потенциала», объявляется, что «инновации - это основа американского могущества». На первое место ставится задача обеспечить лидерство США в создании «чистых энергетических технологий», говорится, что «страна, которая возглавит мир в создании экономики, основанной на чистой энергетике, получит значительные преимущества», подчеркивается необходимость сохранить американское преимущество в космических исследованиях и инвестировать в создание нового поколения космических технологий.
Стратегия рассматривает научно-технические достижения
как инструмент обеспечения приоритетов безопасности США, в том числе защитить американские войска от асимметричных атак; обеспечить выполнение соглашений о контроле над вооружениями и нераспространении; предотвратить террористические нападения на территории США; предотвратить и остановить распространение эпидемий; защитить инфраструктуру, средства связи и транспорта.
В стратегии много говорится об обеспечении безопасности киберпространства. При этом отмечается, что информационные технологии обеспечивают военное превосходство США, но делают американскую гражданскую экономику чрезвычайно уязвимой. Предлагается ликвидировать «цифровую безграмотность» и активизировать государственно-частное партнерство.
В документе раскрывается роль военного фактора в стратегии США. Администрация Обамы продолжает наращивать военный бюджет, однако сокращая ненужные расходы. Провозглашается, что США намерены сохранять военное превосходство и способность «возобладать» над любыми потенциальными противниками. Однако дезавуируется доктрина Буша, предусматривавшая ведение США превентивных войн «по выбору» Вашингтона.
В стратегии подчеркивается, что США намерены сохранять подавляющее «военное превосходство в обычных вооружениях» и будут оставаться единственной державой, способной применить военную силу по всему миру. Это, действительно, является неоспоримым фактом, поскольку Пентагон тратит более половины всех мировых военных расходов и сохраняет глобальную сеть военных баз.
Вместе с тем, новая стратегия отказывается от позиции Буша «о глобальной войне против терроризма». Вместо этого ставится более узкая задача борьбы против «Аль-Каиды» и сети ее союзников, Афганистан и Пакистан объявляются «эпицентром насильственного экстремизма».
Отмечается, что террор это не противник, а тактика
вооруженного насилия, который используется противником.
Главной угрозой американскому народу объявляется «террористическая атака с использованием ядерного оружия», делается акцент на укреплении режима нераспространения. При этом главное внимание уделяется Ирану и Северной Корее. В сфере противоракетной обороны курс взят на развитие «адаптивной» региональной ПРО, тем самым подтверждается решение о замораживании и прекращении всех программ стратегических ПРО.
Вместе с тем, исходя из места США в полицентрической системе международных отношений, в доктрине провозглашается приоритет коллективных действий мирового сообщества в рамках международного закона. Особое внимание уделяется взаимодействию с американскими союзниками (Великобританией, Францией, Германией), а также Японией, Южной Кореей, Австралией и др. Однако в стратегии признается, что в мире растет число новых «центров влияния», с которыми США необходимо взаимодействовать (Китай, Индия, Россия), а также Бразилия, Индонезия, Южная Африка, Саудовская Аравия, Нигерия, Кения.
Термин «многополярный мир» в новой стратегии не используется. Выступая 28 мая 2010 года в Бруклинском институте, государственный секретарь Хилари Клинтон заявила, что «необходимо превратить многополярный мир в многопартнерский мир». Это значит, что США перходят от стратегии «единственной сверхдержавы» в однополярном мире к стратегии лидерства США в полицентрической системе международных отношений. Разумеется, документ такого рода носит декларативный характер, содержит обтекаемые, дипломатичные формулировки и не раскрывает полностью многие аспекты реальной политики, которые остаются засекреченными. Тем не менее «Стратегия национальной безопасности» вместе с другими доктринальными документами США («Четырехгодичный обзор военной политики», «Обзор
ядерной политики», «Обзор подхода к противоракетной
обороне», «Стратегия в сфере кибербезопасности») дает представление о политических приоритетах американского руководства.
При рассмотрении провозглашенной в «Стратегии» идеологической установки - повсеместное продвижение демократии - нельзя забывать, что монополии на толкование демократии ни у кого нет и быть не может. Демократическому становлению можно содействовать, но каждая страна проходит свой путь к демократии, как это делали и делают сами Соединенные Штаты, с учетом конкретных исторических и политических условий. Попытки искусственного и тем более насильственного насаждения демократии в других государствах не только не могут принести успеха, но и чреваты дискредитацией самой идеи. Популярные лозунги попросту используются в собственных интересах. Это стремление все чаще проявляется в практических вопросах мировой политики и межгосударственных отношений, когда предлагаемые методы их решения опираются не на объективный анализ ситуации, не на общие принципы международного права, а на «политическую целесообразность» в собственном понимании. Основным выводом нашего анализа международной ситуации является констатация того, что в последние годы события в мире подтверждают универсальность таких основополагающих принципов внешней политики, как прагматизм, многовекторность, последовательное, но без скатывания к конфронтации, продвижение национальных интересов, поиск решений острых проблем современности в рамках многосторонней дипломатии и коллективных усилий. Учет идеологических основ экспансии США обусловливает потребность адекватного реагирования международного сообщества и России.
Адекватным ответом России стало утверждение новой
33
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
[1] Wordl Street Journal 16. 04. 2003.
[2] Американское лидерство в многополярном мире. Основы «Стратегии национальной безопасности» администрации Обамы. Независимое военное обозрение. №21. 11-17 июня 2010.
[3]Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Российская газета. 19 мая 2009. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390 -ФЗ.// Российская газета. 2010. 29 декабря.
|