Четверг, 28.11.2024, 17:01
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовое регулирование противодействия террористической деятельности в Российской Федерации

В современных условиях противодействие преступлениям террористической направленности приобретает особую актуальность и значимость. Это объясняется тем, что терроризм стал одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано с многообразием его проявлений, особыми формами применения насилия, высокой степенью организованности, неоднородностью состава террористических структур, интернационализацией и расширением масштабов террористических угроз.

Международное сообщество, осознавая опасность терроризма и стремясь выработать эффективные меры по его предупреждению, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции ООН (например, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма), Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма и др.

В международных документах указывается, что терроризм ни при каких обстоятельствах не может быть оправдан соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, [1]

религиозного или иного характера, а лица, виновные в

совершении террористических преступлений, должны привлекаться к ответственности в соответствии с законом и им следует назначать наказание с учетом тяжести совершенных преступлений.

В Российской Федерации правовые и организационные основы противодействия террористической деятельности, профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом определяются Федеральным Законом «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (с изм. и доп.). Терроризм рассматривается в законе как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий[2].

Под террористической деятельностью понимается:

организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;

информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

пропаганда идей терроризма, распространение

материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Противодействие терроризму определено как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) ;

выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- законность;

- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в

противодействии терроризму;

- приоритет мер предупреждения терроризма;

- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

- конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

- недопустимость политических уступок террористам;

- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Важное значение имеют положения статьи 6 закона, которые устанавливают основания и цели использования Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Согласно комментируемой статье Вооруженные Силы могут использоваться для:

пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

Предупредительно-профилактические меры противодействия терроризму

пресечения международной

террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Более детально порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств для пресечения террористической деятельности Вооруженными Силами Российской Федерации регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии

36

терроризму» .

В Федеральном законе «О противодействии терроризму» определено содержание правового режима контртеррористической операции, условия его введения, соответствующие меры и временные ограничения на период проведения контртеррористической операции, порядок руководства контртеррористической операцией.Так, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

рассматриваются российским законодателем как приоритетные.

ведение контроля телефонных переговоров и иной

информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

использование транспортных средств, принадлежащих

организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;

приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

временное отселение физических лиц в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

введение карантина, проведение санитарно- [3]

противоэпидемических, ветеринарных и других

карантинных мероприятий;

ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.

В целях противодействия финансированию террористической деятельности в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» уполномоченными органами могут осуществляться следующие меры:

- внутренний контроль (выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или

иным имуществом, связанных с легализацией преступных

доходов);

- обязательный контроль (контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом, а также проверка соответствующей информации);

-приостановление операции;

- отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции;

- отказ от заключения договора банковского счета (вклада) (при попытках открыть вклад на анонимного владельца; открыть вклад без личного присутствия лица, открывающего вклад; при непредставлении необходимых документов для идентификации клиента);

- блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг;

- блокирование (замораживание) имущества клиента;

- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Согласно ч.2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или

терроризму, являются:

вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;

вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ;

решение Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;

процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ;

постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ;

составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных

органов иностранных государств в отношении организаций или

физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

Статья 7.4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает специальный правовой режим дополнительных мер противодействия финансированию терроризма - блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц. При наличии достаточных оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), если при этом отсутствуют основания для включения таких организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию

финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» устанавливает ответственность за создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282.1 - 282.3 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Конструкции составов преступлений террористической направленности и санкции за их совершение закреплены в УК РФ.

К числу террористических преступлений законодателем отнесены: ст. 205 «Террористический акт»;

ст. 205.1 «Содействие террористической деятельности»;

ст. 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической

деятельности или публичное оправдание терроризма»;

ст. 205.3 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»;

ст. 205.4 «Организация террористического сообщества и участие в

нем»;

ст. 205.5 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»;

ст. 206 «Захват заложника»;

ст. 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»;

ст. 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»;

ст. 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»;

ст. 221 «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ»;

ст. 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»;

ст. 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»;

ст. 279 «Вооруженный мятеж»;

ст. 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».

Составы статей 205, 205.1, 205.3, 205.4, 206, 208, 211, 277-279 представляют собой особо тяжкие преступления, составы статей 205.2, 220, 221 и 360 - тяжкие преступления.

Составы статей 205, 205.1-205.5, 208, 211, 279 УК РФ относятся к альтернативной подследственности (по статьям 205 и 208 УК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности и органов

внутренних дел; по статьям 205.1-205.5, 211 и 279 -

следователями Следственного комитета РФ и органов федеральной службы безопасности). По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 205.4, 205.5, 206, 208 УК РФ предварительное следствие может производиться следователями органа, выявившего эти преступления.

Составы статей 220 и 221 расследуются следователями органов внутренних дел, а статьи 360 - следователями Следственного комитета РФ.

Объектом преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221 является общественная безопасность; деяния, предусмотренные составами статей 277-279, посягают на основы конституционного строя и безопасность государства; объектом состава статьи 360 выступает мир и безопасность человечества.

С объективной стороны преступления террористической направленности совершаются:

а) путем действий (статьи 205, 205.2 - 205.5., 206, 208, 211, 221, 277279, 360 УК РФ);

б) путем действий или бездействия (статьи 205.1, 220 УК РФ).

Субъективная сторона всех составов террористических

преступлений характеризуется прямым умыслом.

Субъектами преступлений, предусмотренных составами «террористический акт» (ст. 205 УК РФ) и «захват заложника» (ст. 206 УК РФ) являются лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста. За совершение других преступлений террористической направленности (ст.ст.205.1 - 205.5, 208, 211, 220, 221, 277-279, 360) уголовная ответственность наступает с 16 лет.

В ряде составов террористических преступлений (205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208) закреплены специальные поощрительные примечания, предусматривающие освобождение от уголовной ответственности при отсутствии иного состава преступления, если:

- лицо своевременно предупредило органы власти или

иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления (ст. 205, 205.1, 205.4);

- лицо своевременно сообщило органам власти о прохождении обучения, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, а также мест обучения (ст. 205.3);

- лицо добровольно прекратило совершение преступления (205.5, 206)[4];

- при добровольном прекращении преступления и сдаче оружия (ст. 208)[5].

В КоАП РФ предусмотрен ряд составов административных правонарушений, связанных с противодействием терроризму.

К ним относятся составы статей 15.27 «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», 15.27.1 «Оказание финансовой поддержки терроризму», 19.5.1 «Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму», 20.27 «Нарушение правового режима контртеррористической операции», 20.30 «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

Данные нормы позволяют предупреждать преступления террористической направленности, защищать права и законные интересы граждан, установленный порядок осуществления государственной власти, привлекать виновных лиц к ответственности

Таким образом, имеющаяся нормативная правовая база

создает необходимые условия для противодействия терроризму.

 

[1]

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 31 декабря 2015 г. Интернет-портал «Российской газеты».

[2] Разработка понятия терроризма — одна из самых сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью. По подсчетам разных авторов, существует от 100 до 200 понятий терроризма, ни одно из которых не признано устоявшимся. Такое положение обусловлено как сложностью самого явления терроризма, так и факторами субъективного характера, существующими на международном и внутригосударственном уровнях.

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» // Рос.газ. 2007. 14

июня.

[4] Согласно примечанию к ст. 206 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности при освобождении заложника добровольно или по требованию властей (при отсутствии в его действиях иного состава преступления).

[5]В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» добровольное прекращение участия в НВФ заключается в прекращении участия в этом формировании по собственной воле лица при наличии у него объективной возможности продолжить такое участие.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (19.06.2017)
Просмотров: 222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%