В современных условиях противодействие преступлениям террористической направленности приобретает особую актуальность и значимость. Это объясняется тем, что терроризм стал одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано с многообразием его проявлений, особыми формами применения насилия, высокой степенью организованности, неоднородностью состава террористических структур, интернационализацией и расширением масштабов террористических угроз.
Международное сообщество, осознавая опасность терроризма и стремясь выработать эффективные меры по его предупреждению, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции ООН (например, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма), Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма и др.
В международных документах указывается, что терроризм ни при каких обстоятельствах не может быть оправдан соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, [1]
религиозного или иного характера, а лица, виновные в
совершении террористических преступлений, должны привлекаться к ответственности в соответствии с законом и им следует назначать наказание с учетом тяжести совершенных преступлений.
В Российской Федерации правовые и организационные основы противодействия террористической деятельности, профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом определяются Федеральным Законом «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (с изм. и доп.). Терроризм рассматривается в законе как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий[2].
Под террористической деятельностью понимается:
организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;
информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
пропаганда идей терроризма, распространение
материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Противодействие терроризму определено как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) ;
выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в
противодействии терроризму;
- приоритет мер предупреждения терроризма;
- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
- конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
- недопустимость политических уступок террористам;
- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Важное значение имеют положения статьи 6 закона, которые устанавливают основания и цели использования Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Согласно комментируемой статье Вооруженные Силы могут использоваться для:
пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
Предупредительно-профилактические меры противодействия терроризму
пресечения международной
террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Более детально порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств для пресечения террористической деятельности Вооруженными Силами Российской Федерации регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии
36
терроризму» .
В Федеральном законе «О противодействии терроризму» определено содержание правового режима контртеррористической операции, условия его введения, соответствующие меры и временные ограничения на период проведения контртеррористической операции, порядок руководства контртеррористической операцией.Так, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
рассматриваются российским законодателем как приоритетные.
ведение контроля телефонных переговоров и иной
информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
использование транспортных средств, принадлежащих
организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;
приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
временное отселение физических лиц в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
введение карантина, проведение санитарно- [3]
противоэпидемических, ветеринарных и других
карантинных мероприятий;
ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.
В целях противодействия финансированию террористической деятельности в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» уполномоченными органами могут осуществляться следующие меры:
- внутренний контроль (выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или
иным имуществом, связанных с легализацией преступных
доходов);
- обязательный контроль (контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом, а также проверка соответствующей информации);
-приостановление операции;
- отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции;
- отказ от заключения договора банковского счета (вклада) (при попытках открыть вклад на анонимного владельца; открыть вклад без личного присутствия лица, открывающего вклад; при непредставлении необходимых документов для идентификации клиента);
- блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг;
- блокирование (замораживание) имущества клиента;
- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Согласно ч.2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или
терроризму, являются:
вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;
вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ;
решение Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;
процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ;
постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 УК РФ;
составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных
органов иностранных государств в отношении организаций или
физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.
Статья 7.4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает специальный правовой режим дополнительных мер противодействия финансированию терроризма - блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц. При наличии достаточных оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), если при этом отсутствуют основания для включения таких организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию
финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» устанавливает ответственность за создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282.1 - 282.3 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Конструкции составов преступлений террористической направленности и санкции за их совершение закреплены в УК РФ.
К числу террористических преступлений законодателем отнесены: ст. 205 «Террористический акт»;
ст. 205.1 «Содействие террористической деятельности»;
ст. 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической
деятельности или публичное оправдание терроризма»;
ст. 205.3 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»;
ст. 205.4 «Организация террористического сообщества и участие в
нем»;
ст. 205.5 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»;
ст. 206 «Захват заложника»;
ст. 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»;
ст. 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»;
ст. 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»;
ст. 221 «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ»;
ст. 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»;
ст. 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»;
ст. 279 «Вооруженный мятеж»;
ст. 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».
Составы статей 205, 205.1, 205.3, 205.4, 206, 208, 211, 277-279 представляют собой особо тяжкие преступления, составы статей 205.2, 220, 221 и 360 - тяжкие преступления.
Составы статей 205, 205.1-205.5, 208, 211, 279 УК РФ относятся к альтернативной подследственности (по статьям 205 и 208 УК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности и органов
внутренних дел; по статьям 205.1-205.5, 211 и 279 -
следователями Следственного комитета РФ и органов федеральной службы безопасности). По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 205.4, 205.5, 206, 208 УК РФ предварительное следствие может производиться следователями органа, выявившего эти преступления.
Составы статей 220 и 221 расследуются следователями органов внутренних дел, а статьи 360 - следователями Следственного комитета РФ.
Объектом преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221 является общественная безопасность; деяния, предусмотренные составами статей 277-279, посягают на основы конституционного строя и безопасность государства; объектом состава статьи 360 выступает мир и безопасность человечества.
С объективной стороны преступления террористической направленности совершаются:
а) путем действий (статьи 205, 205.2 - 205.5., 206, 208, 211, 221, 277279, 360 УК РФ);
б) путем действий или бездействия (статьи 205.1, 220 УК РФ).
Субъективная сторона всех составов террористических
преступлений характеризуется прямым умыслом.
Субъектами преступлений, предусмотренных составами «террористический акт» (ст. 205 УК РФ) и «захват заложника» (ст. 206 УК РФ) являются лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста. За совершение других преступлений террористической направленности (ст.ст.205.1 - 205.5, 208, 211, 220, 221, 277-279, 360) уголовная ответственность наступает с 16 лет.
В ряде составов террористических преступлений (205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208) закреплены специальные поощрительные примечания, предусматривающие освобождение от уголовной ответственности при отсутствии иного состава преступления, если:
- лицо своевременно предупредило органы власти или
иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления (ст. 205, 205.1, 205.4);
- лицо своевременно сообщило органам власти о прохождении обучения, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, а также мест обучения (ст. 205.3);
- лицо добровольно прекратило совершение преступления (205.5, 206)[4];
- при добровольном прекращении преступления и сдаче оружия (ст. 208)[5].
В КоАП РФ предусмотрен ряд составов административных правонарушений, связанных с противодействием терроризму.
К ним относятся составы статей 15.27 «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», 15.27.1 «Оказание финансовой поддержки терроризму», 19.5.1 «Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму», 20.27 «Нарушение правового режима контртеррористической операции», 20.30 «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».
Данные нормы позволяют предупреждать преступления террористической направленности, защищать права и законные интересы граждан, установленный порядок осуществления государственной власти, привлекать виновных лиц к ответственности
Таким образом, имеющаяся нормативная правовая база
создает необходимые условия для противодействия терроризму.
[1]
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 31 декабря 2015 г. Интернет-портал «Российской газеты».
[2] Разработка понятия терроризма — одна из самых сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью. По подсчетам разных авторов, существует от 100 до 200 понятий терроризма, ни одно из которых не признано устоявшимся. Такое положение обусловлено как сложностью самого явления терроризма, так и факторами субъективного характера, существующими на международном и внутригосударственном уровнях.
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» // Рос.газ. 2007. 14
июня.
[4] Согласно примечанию к ст. 206 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности при освобождении заложника добровольно или по требованию властей (при отсутствии в его действиях иного состава преступления).
[5]В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» добровольное прекращение участия в НВФ заключается в прекращении участия в этом формировании по собственной воле лица при наличии у него объективной возможности продолжить такое участие.
|