Система противодействия террористической деятельности в Российской Федерации представлена совокупностью государственных и негосударственных институтов, участвующих в разработке и (или) реализации мер противодействия терроризму.
С учетом особенностей правосубъектности (наличие специальных сил и средств, властных полномочий, монополия на применение принудительных мер) уполномоченные государственные органы занимают ключевое место в системе противодействия терроризму.
Так, Президент Российской Федерации:
- определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;
- устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;
- принимает решение в установленном порядке об использовании за
пределами территории Российской Федерации формирований
Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью,
осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации:
- определяет компетенцию федеральных органов
исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму[1];
- организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;
- организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами;
- устанавливает обязательные для выполнения "требования" к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), "порядок" разработки указанных требований и контроля за их выполнением, "порядок" разработки и "форму" паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса)[2].
По решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируется коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму -
Национальный антитеррористический комитет
(НАК)[3] [4]. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства . Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации.
Органы федеральной службы безопасности, наряду с другими субъектами, ответственными за противодействие терроризму, основное внимание, с учетом ведомственной компетенции, уделяют решению следующих задач:
- выявление террористических угроз и
своевременное информирование органов власти и управления;
- противодействие проникновению в органы власти и местного самоуправления лиц, причастных к осуществлению террористической и иной экстремистской деятельности;
- раскрытие и расследование коррупционных схем, имеющих признаки организационной связи с террористической деятельностью;
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, а также выявление и установление лиц, их совершивших, подготавливающих или совершающих;
- обеспечение антитеррористической защищенности критически
важных объектов, мест массового пребывания людей, безопасности общественно-политических мероприятий;
- разработка международных террористических организаций
антироссийской направленности;
- разработка организованных преступных групп, связанных с
террористическими ячейками;
- вскрытие и пресечение каналов связи, финансирования, материального обеспечения, поставок оружия, и иных средств террористической деятельности на нужды террористических структур.
- выявление и пресечение каналов нелегальной миграции для переброски в Россию эмиссаров и боевиков террористических организаций;
- создание и продвижение специализированных информационных
ресурсов по противодействию распространению идеологии терроризма с использованием сети Интернет: дискредитация идеологов, развенчивание ложных образов мучеников и борцов за веру;
дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» // СЗ РФ. 2012. № 25. Ст. 3315.
- контроль за выездом и возвращением граждан из
регионов повышенной террористической активности и зон вооруженных конфликтов;
- профилактическая работа в образовательных учреждениях и предупредительное воздействие на лиц, отказавшихся от противоправной деятельности и (или) отбывших наказание.
Последовательное решение стоящих перед органами безопасности задач противодействия террористической деятельности создает необходимые условия для ограничения террористической деятельности на территории Российской Федерации, предупреждения террористических актов и привлечения виновных лиц к ответственности.
Как было отмечено, в рамках общегосударственной системы противодействия терроризму органы безопасности принимают активное участие в реализации мер по предупреждению, пресечению и профилактике террористической деятельности, однако предпринимаемых ими самостоятельных усилий недостаточно. Поэтому важнейшей задачей органов безопасности на современном этапе их развития является налаживание тесного взаимодействия с институтами гражданского общества, которые имеют широкий арсенал инструментов воздействия на общественное сознание и в ряде случаев могут действовать даже более эффективно, чем государственные структуры.
Вопросы оказания помощи органам безопасности со стороны институтов гражданского общества в решении проблем противодействия современным террористическим угрозам имеют жизненно важный и неотложный характер.
С одной стороны, общественный сектор перестает довольствоваться пассивной ролью наблюдателя за процессом противодействия государства терроризму и начинает претендовать на активное участие в устранении террористических угроз.
С другой стороны, невозможно победить терроризм,
опираясь только на государственные структуры, силовые методы и использование вооруженных сил. Необходимо совместно с общественными структурами своевременно выявлять, оценивать, предупреждать и устранять террористические угрозы, оказывать адекватное воздействие на их носителей. Для этого нужно побуждать граждан к оказанию помощи органам безопасности, предметно взаимодействовать с институтами гражданского общества, целенаправленно привлекать общественные структуры к проводимой государством работе по противодействию терроризму и координировать эту деятельность.
Органы безопасности заинтересованы в долгосрочной совместной работе с гражданским обществом, поскольку она направлена на консолидацию усилий общества и государства в сфере противодействия терроризму, повышение авторитета органов безопасности и укрепление доверия к ним со стороны граждан и общественных организаций.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» // СЗ РФ. 2008. № 19. Ст. 2172.
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч.2). Ст.7220; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» // СЗ РФ. 2015ю № 14. Ст. 2119.
[3] Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 (с изм. и доп.) «О мерах по противодействию терроризму» // Рос.газ. 2006. 17 февраля.
[4] Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих применение
|