Основные проблемы правоприменительной практики органов безопасности связаны с появлением новых угроз террористического характера, трансформацией террористических структур и изменением ими тактики террористической деятельности.
Характер острой угрозы государственному суверенитету Российской Федерации носит устойчивое функционирование вооруженного бандподполья на территории Северо-Кавказского региона (СКР) и попытки переноса террористической деятельности в другие регионы Российской Федерации.
Основными факторами, детерминирующими террористическую
43
деятельность в регионе, являются :
- наличие организационного ядра, структурных звеньев и пособнических сетей незаконных вооруженных формирований (далее - НВФ);
- активная вербовочная работа эмиссаров террористического бандподполья и использование информационно-пропагандистской инфраструктуры сети Интернет в террористических и иных экстремистских целях;
- возвращение из мест лишения свободы лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера и вынашивающих намерения по продолжению преступной деятельности;
- возвращение граждан, принимавших участие в вооруженных конфликтах за рубежом либо проходивших (проходящих) обучение в
тренировочных лагерях боевиков в Афгано-Пакистанской зоне,
Сирии и Ираке;
- разрастание масштабов незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, а также анонимных угроз совершения терактов;
- массовая безработица среди местного населения и иждивенческие настроения в молодежной среде;
- арабизация СКР, используемая салафитскими идеологами для пропаганды религиозного экстремизма;
- высокий уровень коррупции в органах государственной власти и управления.
К числу современных угроз террористической деятельности на территории Российской Федерации относятся44:
- сращивание террористического бандподполья с организованными преступными сообществами, с одной стороны, и коррумпированной частью государственного аппарата, с другой. Данная угроза проявляется в организации преступных групп общеуголовного характера с целью финансирования бандподполья СКР; создании НВФ, полностью укомплектованных лицами, отбывшими наказание за совершение преступлений террористического характера; формировании «тюремных» «джамаатов» в учреждениях исполнения наказаний; использовании членами НВФ связей в криминальной среде для приобретения поддельных документов, оружия, ВВ, наркотиков и др. предметов, изъятых из гражданского оборота; легальном административно-политическом прикрытии и финансировании террористической деятельности (в том числе за счет бюджетных средств) со стороны пособников бандподполья в органах власти и управления;
- создание в субъектах Российской Федерации за
пределами СКФО автономных боевых групп («джамаатов»), использующих террористов-смертников, с целью расширения зоны подготовки резонансных терактов в местах массового пребывания граждан;
- омоложение социальной базы НВФ за счет формирования «школьных джамаатов» и организации т.н. «мусульманских» детских и юношеских лагерей, где под видом военно-спортивной подготовки детям дается радикальная трактовка ислама и прививаются навыки ведения боевых действий;
- создание общественных организаций и привлечение внимания правозащитных структур для легитимации своей деятельности;
- появление устойчивых транзитных каналов переправки рекрутов и боевиков в лагеря подготовки и «горячие точки» для получения боевого опыта и его последующего применения по возвращении в страну пребывания;
- формирование организационных связей ячеек северо-кавказского
бандподполья с международной террористической организацией
"Исламское государство" и попытки переноса террористической деятельности "Исламского государства" на территорию Российской Федерации.
Расширение спектра террористических угроз органично связано с трансформацией террористических структур и изменением ими тактики своей противоправной деятельности.
В настоящее время террористическим организациям присущи следующие качественные характеристики:
- религиозная или идеологическая основа, позволяющая
формировать значительную кадровую базу;
- наличие автономной ресурсной и финансовой базы;
- развитая информационно- пропагандистская
инфраструктура для радикализации населения и увеличения пособнической базы;
- высокая адаптивность к применяемым антитеррористическим мерам (рассредоточение сил и средств, широкое применение мер маскировки и др.).
Тактика деятельности террористов приспосабливается к специфике применяемых правоохранительными органами сил, средств, форм и методов деятельности. Террористические организации способны достаточно быстро восстанавливать конспиративную систему координации террористической деятельности, нарушенную после привлечения к уголовной ответственности (нейтрализации) главарей различного уровня.
К числу наиболее острых проблем правоприменительной практики органов безопасности по противодействию террористическим преступлениям относятся проблемы легализации результатов оперативнорозыскной деятельности, подготовки мер уголовно-процессуального пресечения, взаимодействия оперативных и следственных подразделений, физической защиты лиц, оказывающих содействие органам безопасности по линии противодействия терроризму, и членов их семей.
Необходимо подчеркнуть, что в ходе легализации данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, должны в обязательном порядке приниматься меры к неразглашению приемов и способов осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также к зашифровке источников получения информации.
На реализацию оперативного замысла по пресечению террористической деятельности бандглаварей, активных членов, связников и пособников бандгрупп негативно влияет слабое взаимодействие разыскных подразделений со следственными отделами органов безопасности в процессе закрепления доказательной базы
противоправной деятельности членов бандгрупп и избрания в
отношении них меры пресечения.
В ходе проведения активных оперативно-розыскных мероприятий оперработники не всегда получают от следственных подразделений четкие рекомендации по установлению и документальному подтверждению умысла и предварительного сговора объектов заинтересованности органов безопасности, обеспечению зашифровки сил и средств, применению криминалистических средств и др.
Актуальными являются проблемы физической защиты лиц, оказывающих содействие органам безопасности по линии противодействия терроризму, и членов их семей, смены документов и установочных данных, компенсации расходов, связанных с изменением работы или места жительства, в т.ч. приобретения нового жилого помещения, перевозки или приобретения личного имущества при возникновении реальной угрозы жизни в связи с выполнением ими задач в интересах органов безопасности.
Решение перечисленных проблем позволит повысить эффективность работы оперативных и следственных подразделений органов безопасности по противодействию террористическим преступлениям.
|