В соответствии с законодательством Российской Федерации противодействие экстремистской деятельности осуществляется уполномоченными государственными органами в сотрудничестве с общественными и религиозными объединениями, иными организациями и гражданами.
Президент Российской Федерации:
- определяет основные направления государственной политики в области противодействия экстремистской деятельности;
- устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по противодействию экстремистской деятельности.
Правительство Российской Федерации:
- определяет компетенцию федеральных органов
исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия экстремистской деятельности;
- организует разработку и осуществление мер по предупреждению экстремистской деятельности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий ее проявлений;
- организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию экстремистской деятельности необходимыми силами, средствами и ресурсами.
В рамках компетенции органы безопасности принимают участие в разработке и реализации мер по предупреждению, пресечению и профилактике экстремистской деятельности.
Правомочия органов безопасности используются в целях:
- побуждения граждан к оказанию помощи органам безопасности в борьбе с экстремизмом;
- формирования антиэкстремистского общественного мнения, компрометации радикальных идеологий, лидеров и пропагандистов экстремистских организаций;
- проведения совместно с лидерами и активистами общественных объединений, представителями СМИ, религиозными деятелями различных конфессий общепрофилактических предупредительных мероприятий и индивидуальных профилактических бесед с потенциальными субъектами экстремистской деятельности (фигуранты дел оперативного учета, их связи) в целях склонения радикально настроенных лиц к отказу от противоправных акций и планов;
- уголовного преследования фигурантов дел с классифицирующими признаками преступлений экстремистской направленности, объявления предостережений о недопустимости экстремистской деятельности, вынесения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации и
совершению преступлений, содержащих признаки
экстремистской деятельности;
- продвижения правовых инициатив через органы законодательной и исполнительной власти;
- создания оперативных позиций в международных неправительственных организациях, общественных и религиозных объединениях, национально-культурных автономиях.
Перечисленные направления противодействия органов безопасности экстремизму комплексно охватывают функциональные задачи органов безопасности по обнаружению, вскрытию экстремистской деятельности, предупреждению и пресечению противоправных акций и позволяют адекватно реагировать на возникающие угрозы, связанные с деятельностью общественных, религиозных и национально ориентированных объединений.
Многообразие экстремистских проявлений, комплексный характер решаемых органами безопасности задач по линии противодействия экстремизму, сложность квалификации и доказывания экстремистских деяний требуют привлечения высококвалифицированных специалистов и экспертов, обладающих специальными знаниями. Положения Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» позволяют органам безопасности привлекать специалистов различных организаций независимо от форм собственности в качестве консультантов и экспертов. Данные специалисты проводят консультации сотрудников органов безопасности, осуществляют специальные исследования, принимают участие в разработке целевых программ и нормативных правовых актов.
Решение органами безопасности стоящих перед ними задач в сферах противодействия экстремизму на межнациональной,
межконфессиональной и политической основе позволяет контролировать общественно-политическую ситуацию в конкретных субъектах Российской
Федерации, предотвращать экстремистские акции,
привлекать субъектов экстремизма к административной и уголовной ответственности.
|