Противодействие экстремистским преступлениям является одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности органов безопасности по линии защиты конституционного строя.
Правоприменительная практика органов безопасности сконцентрирована на решении следующих основных задач:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений экстремистской направленности, а также выявление и установление лиц, их совершивших, подготавливающих или совершающих;
- выявление, нейтрализация и разобщение формирующихся и действующих молодежных националистических группировок и иных экстремистских сообществ;
- предупреждение групповых экстремистских проявлений;
- установление и ликвидация источников и каналов финансирования экстремизма;
- противодействие использованию сети Интернет в экстремистских целях.
Одной из острых проблем является радикализация молодежи[1]. Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к неформальным объединениям националистов, организациям
футбольных болельщиков, активно вовлекая их членов в
свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности, в том числе в ходе проведения спортивных и культурных мероприятий. Эффективным инструментом разжигания и распространения межконфессиональных и межэтнических конфликтов являются псевдорелигиозные идеи радикального характера, пропагандирующие свою исключительность.
Противодействие экстремистским преступлениям существенно осложняется перемещением денег т.н. «курьерами» и альтернативными системами перевода денежных средств типа «хавала», при использовании которых физического перемещения денежных средств не происходит. Не менее сложными для установления и перекрытия источниками и каналами финансирования экстремистских проявлений являются виртуальные деньги типа «биткоин». Система их оборота не входит в рамки традиционных механизмов контроля (идентификация участника и регистрация факта операции), что исключает информирование уполномоченных органов о совершении подозрительных финансовых операций.
Оперативная и следственная практика показывают, что в современных условиях серьезной проблемой является регулярное размещение в СМИ (включая сеть Интернет) экстремистских материалов. Интернет используется для вовлечения отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций, в проведении несогласованных акций и организации массовых беспорядков. Попытки блокирования соответствующих сайтов и прекращение делегирования доменов в зоне «гц» приводят лишь к переносу экстремистских интернет-платформ за рубеж и появлению многочисленных «зеркал».
На сегодняшний день предоставление телекоммуникационных хостинг-услуг осуществляется в упрощенном порядке, без необходимости получения лицензии. Фактически субъект, предоставляющий данные
услуги, не несет ответственности за содержание
информации, размещенной на его ресурсах. По договору между оператором (провайдером) хостинг-услуг и клиентом ответственность за размещенную информацию возлагается только на клиента хостинг-услуг. Оператор (провайдер) не обязан контролировать наполнение веб-ресурсов, которые размещены на его серверах, что создает возможность для их использования при осуществлении экстремистской деятельности.
Особое внимание следует уделять неконтролируемому обороту товаров в сети Интернет, в том числе экстремистских материалов. На сайтах популярных Интернет-аукционов можно купить даже оснащение и предметы специального назначения, выведенные из гражданского оборота. Такой неконтролируемый сбыт товаров в сети Интернет имеет существенный потенциал использования в преступных целях, в том числе и в экстремистской деятельности.
Крайне политизированный и острый характер имеет выявление, раскрытие и содействие органов безопасности в расследовании электоральных правонарушений экстремистской направленности, а также предотвращение проникновения представителей экстремистских сил на выборные должности и в органы народного представительства[2]. Экстремизм в избирательном процессе имеет двоякую природу: с одной стороны, он связан с низкой политической и правовой культурой участников выборов, недоверием к государственной власти, неготовностью к уступкам в политической борьбе, ориентацией на противоправные методы и насильственные средства достижения политических целей. С другой стороны, экстремистские проявления могут целенаправленно инспирироваться и поддерживаться экстремистскими организациями и радикально настроенными гражданами, преследующими цели ослабления, изменения и подрыва конституционного строя
Российской Федерации, нанесения ущерба национальной
безопасности. Экстремизму в избирательном процессе присущи: высокая степень общественной опасности, распространение экстремистской тематики во всех сферах общественной жизни, политизированные формы проявления (возбуждение национальной, расовой, религиозной или социальной розни; насильственное воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав, нарушение тайны голосования; воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, общественных объединений; осуществление массовых беспорядков по мотивам ненависти или вражды).
Выборы дают возможность обнародования политических программ и участия сепаратистских, национал-радикальных и экстремистских организаций в массовых мероприятиях, открытой пропаганды их идеологических взглядов. Выборные кампании широко освещаются в СМИ, поэтому любое противоправное посягательство, направленное на изменение или подрыв конституционного строя, поданное под прикрытием оппозиционной или радикальной политической деятельности, приобретает широкий общественный резонанс.
В ходе избирательного процесса проводятся общественнополитические и иные массовые агитационные мероприятия с привлечением значительной части населения. С учетом возрастания угрозы террористических акций важным является обеспечение безопасности населения в местах массового скопления граждан при подготовке и в ходе избирательных кампаний.
В рамках противодействия органов безопасности экстремизму в избирательном процессе особую актуальность приобретают вопросы минимизации и пресечения массовых антиконституционных акций в ходе т.н. «цветных революций».
Анализ массовых антиконституционных проявлений свидетельствует, что динамика протестного потенциала населения
непосредственно связана с ухудшением материального
положения и условий жизни большинства социальных групп, резким имущественным расслоением, непоследовательностью проводимого
высшими должностными лицами экономического курса, коммерциализацией отраслей социальной сферы, политизацией
организованной преступности, коррупционной пораженностью органов власти и управления. В связи с этим механизм противодействия органов безопасности массовым антиконституционным проявлениям по типу «цветных революций» и иным организованным формам экстремистской деятельности должен выстраиваться на основе комплексного мониторинга общественно-политической ситуации, целенаправленной разъяснительной работы с населением, профилактики конфликтов на национальной и религиозной почве, эффективной правоприменительной деятельности по противодействию экстремистским преступлениям.
[1] Актуальные вопросы противодействия терроризму и экстремизму: тематический сборник / Под ред. доктора юрид. наук В.В. Красинского. М., 2017. С. 46-54.
[2] Красинский В.В. Организованная преступность на выборах и в российских органах власти. М.: Юрлитинформ, 2014. 224 с.
|