Четверг, 28.11.2024, 16:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Современные особенности развития террористической деятельности в Северо-Кавказском регионе

В настоящее время обстановка на линии противодействия террористической деятельности в Северо-Кавказском регионе остается сложной.

Несмотря на предпринимаемые органами власти и правоохранительными структурами меры, в 2014 г. во всех субъектах СКФО были зарегистрированы террористические акты. В производстве следователей следственных управлений Следственного комитета по субъектам СКФО по состоянию на 30.09.2014 г. находилось 462 уголовных дела террористической направленности. За 9 месяцев 2014 г. было возбуждено 121 уголовное дело о преступлениях террористического характера: 30 - по статье 205.1 УК РФ («Содействие террористической деятельности»); 13 - по статье 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма»); 6 - по статье 205.3 УК РФ («Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»); 70 - по статье 208 УК РФ («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»); 1 - по статье 209 УК РФ («Бандитизм») и 1 - по статье 210 УК РФ («Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (в ней))». Окончено производством 172уголовных дела террористического характера, из них в суд направлено 86 уголовных дел и прекращено 86 уголовных дел по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст. 24 УПК РФ (за смертью подозреваемого или обвиняемого)[1]. Предотвращено совершение 61 преступления террористического характера.

Основными факторами, детерминирующими

террористическую деятельность в регионе, являются:

- функционирование организационного ядра, структурных звеньев и пособнических сетей незаконных вооруженных формирований (далее - НВФ);

- активная вербовочная работа эмиссаров террористического бандподполья и использование информационно-пропагандистской инфраструктуры сети Интернет в террористических и иных экстремистских целях[2];

- возвращение из мест лишения свободы лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера и вынашивающих намерения по продолжению преступной деятельности;

- возвращение граждан, принимавших участие в вооруженных конфликтах за рубежом либо проходивших (проходящих) обучение в тренировочных лагерях боевиков в Афгано-Пакистанской зоне, Сирии и Ираке;

- разрастание масштабов незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, а также анонимных угроз совершения терактов;

- массовая безработица среди местного населения и иждивенческие настроения в молодежной среде;

- арабизация СКР, используемая салафитскими идеологами для пропаганды религиозного экстремизма;

- высокий уровень коррупции в органах государственной власти и управления.

Численность и организационная структура НВФ СКР не являются постоянными и меняются в зависимости от решаемых задач, конкретных условий, наличия у боевиков сил и средств.

Действующие на территории Северного Кавказа

НВФ неоднородны. По своим целям они могут быть классифицированы следующим образом:

- НВФ религиозно-экстремистского характера, борющиеся за создание исламского государства;

- НВФ организованных преступных сообществ, преследующие корыстные интересы криминального характера.

НВФ религиозно-экстремистского и криминального характера действуют в виде боевых структур («джамаатов») и прибегают к усиленным мерам конспирации при базировании на местности и в населенных пунктах.

Наиболее продолжительный опыт ведения «псевдоджихада» имеют НВФ, действующие в Чеченской Республике, которые образуют т.н. «Вилайат Нохчийчо».

Террористическая активность НВФ Чеченской Республики в настоящее время сосредоточена на двух основных направлениях (секторах): юго-западном и юго-восточном.

Зона «юго-западного» сектора охватывает Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Шатойский, Шаройский и Итум-Калинский районы Чеченской Республики. Зона ответственности «юго-восточного» сектора включает Веденский, Ножай-Юртовский и Шалинский районы.

В Республике Ингушетия (т.н. «Вилайат Галгайчичо») действует несколько устойчивых НВФ, специализирующихся на совершении терактов в отношении сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих: «Сунженская», «Назрановская» и «Малгобекская»50 [3].

Анализ террористических проявлений на Северном

Кавказе свидетельствует, что в настоящее время центр террористического бандподполья переместился в Республику Дагестан. Эта республика привлекает боевиков сложной религиозной обстановкой (разногласия между суфиями и салафитами, между суфийскими тарикатами, а также между тарикатами и муфтиятами) и возможностью использования межэтнических противоречий.

Структура террористического бандподполья, действующего на территории Республики (т.н. «Вилайят Дагестан»), представляет собой 5 «секторов», поделенных на «зоны ответственности»:

- «северный сектор» (Хасавюрт, Кизилюрт, Кизляр);

- «горный сектор» (Буйнакск, Балахани, Цумада, Г имры);

- «махачкалинский сектор»;

- «центральный сектор» (Г убден, Сергокала, Леваши, Избербаш);

- «южный сектор» (Дербент).

Бандподполье Кабардино-Балкарской Республики (т.н. «Объединенный Вилайят Кабарды, Балкарии и Карачая») имеет аналогичную структуру, включающую5 секторов:

- «центральный» (г.Нальчик, пос. Хасанья, пос. Кенже);

- «северо-восточный» (г. Баксан, г. Прохладный, Баксанский, Прохладненский, Майский и Зольский районы);

- «юго-восточный» (Урванский, Лескенский, Черекский и Терский районы);

- «юго-западный» (Чегемский район);

- «северо-западный» (Эльбрусский район).

Материально-техническое и финансовое обеспечение НВФ осуществляется путем вымогательства денежных средств посредством рассылки флеш-носителей с видеообращениями боевиков, грабежей, разбоя, похищения людей с целью получения выкупа, сбора пожертвований в социальных сетях и на сайтах «вилайатов» под видом

благотворительности. Объектами преступных

посягательств становятся предприниматели, руководители государственных и коммерческих предприятий, коррумпированные сотрудники органов государственной власти и правоохранительных органов . Обеспечением функционирования бандгрупп занимаются легальные пособники, которые могут специализироваться на:

- перевозке разыскиваемых и разрабатываемых лиц;

- обеспечении боевиков продуктами питания и медикаментами;

- подборе жилья для конспиративного проживания участников НВФ;

- снабжении боевиков флеш-носителями и средствами мобильной

связи;

- сборе и добывании информации о сотрудниках правоохранительных органов и ведении за ними наружного наблюдения.

Тактика деятельности НВФ СКР адаптируется к динамике оперативной обстановки и специфике применяемых правоохранительными органами сил, средств, форм и методов работы. Банддвижение способно достаточно быстро восстанавливать конспиративную систему координации террористической деятельности, нарушенную после нейтрализации бандглаварей различного уровня.

К числу современных тенденций развития террористической деятельностина территории СКР относятся:

- сращивание террористического бандподполья с организованными преступными сообществами, с одной стороны, и коррумпированной частью государственного аппарата СКР, с другой. Данная тенденция проявляется в организации преступных групп общеуголовного характера с целью финансирования бандподполья СКР; создании НВФ, полностью укомплектованных лицами, отбывшими наказание за совершение [4]

преступлений террористического характера;

формировании «тюремных» «джамаатов» в учреждениях исполнения наказаний, осуществляющих активную религиозно-экстремистскую обработку осужденных и сбор денежных средств в т.н. «бейтумал» («казну мусульман») ; использовании членами НВФ связей в криминальной среде для приобретения поддельных документов, оружия, ВВ, наркотиков и др. предметов, изъятых из гражданского оборота; легальном административно-политическом прикрытии и финансировании террористической деятельности (в том числе за счет бюджетных средств)со стороны пособников БП в органах власти и управления;

- создание в субъектах Российской Федерации за пределами СКФО автономных боевых групп («джамаатов»), использующих террористов- смертников, с целью расширения зоныподготовки резонансных терактов в местах массового пребывания граждан[5] [6];

- омоложение социальной базы НВФ за счет формирования «школьных джамаатов» и организации т.н. «мусульманских» детских и юношеских лагерей, где под видом военно-спортивной подготовки детям дается радикальная трактовка ислама и прививаются навыки ведения боевых

действий[7];

- создание общественных организаций и привлечение внимания правозащитных структур для легитимации своей деятельности;

- появление устойчивых транзитных каналов переправки рекрутов и боевиков в лагеря подготовки и «горячие точки» для получения боевого

опыта и его последующего применения по возвращении в

страну пребывания[8] [9] [10];

- формирование организационных связей ячеек северо- кавказскогобандподполья с МТО «Исламское государство» и попытки переноса террористической деятельности МТО «ИГ» на территорию Российской Федерации .

Усилению террористических угроз в Российской Федерации способствует заметная активизация МТО «Исламское государство» и ее пополнение за счет выходцев из СКФО .

Анализ деятельности данной террористической организации позволяет сделать вывод, что в настоящее время «ИГ» присущи следующие качественные характеристики[11]:

- религиозно-идеологическая основа, позволяющая формировать значительную кадровую базу (своеобразный «террористический интернационал»)[12];

- наличие мощной ресурсной и финансовой базы за счет продажи нефтепродуктов, изъятия финансовых средств у банковского сектора, сбора исламских налогов и финансовой помощи Саудовской Аравии, Кувейта и США;

- развитая информационно- пропагандистская

инфраструктура для радикализации населения и увеличения пособнической базы;

- адаптивность к применяемым антитеррористическим мерам

(рассредоточение сил и средств, отказ от концентрации на открытых линиях коммуникаций, широкое применение мер маскировки).

Расширение географии террористической деятельности, активизация «ИГ», раскол в зарубежной террористической бандсреде привели к возникновению разногласий между лидерами МТО «Имарат Кавказ» и бандглаварями из числа выходцев из СКР в составе МТО «Исламское государство». В июле - августе 2013 г. в связи с отказом давать клятву «ИГ» из группировки «Джейш аль-Мухаджиринваль-Ансар» Абу Умарааш-Шишани (Чеченского), действующей в Сирии, вышли эмиссар «ИК» Салахуддин аш-Шишани и группа боевиков во главе с Сейфуллахом аш-Шишани. В конце декабря 2014 г. значительная часть руководителей структурных звеньев МТО «Имарат Кавказ» (бандглавари Дагестана,Чеченской Республики и Кабардино-Балкарии) «дали баят» (присягнули) «Исламскому государству»[13].

В 2015-2016 гг. подавляющее большинство эмиссаров, бандглаварей и активных членов северо-кавказского бандподполья отказалось от идеологии МТО «Имарат Кавказ» в пользу доктрины «Исламского государства». Данное обстоятельство вызвано:

- попытками активизации джихада, стремлением боевиков использовать весь спектр террористических методов для достижения преступных целей[14];

- желанием получить значительную финансовую,

пропагандистскую и военную поддержку на осуществление

террористической деятельности извне;

- нелигитимностью создания и функционирования «Имарата Кавказ», поскольку, по мнению авторитетных арабских специалистов - алимов шариатское государство и его организационные структуры не могут существовать и осуществлять властные полномочия на тагутских территориях.

Таким образом был оформлен окончательный переход организационного ядра, боевых групп и пособнических сетей «ИК» под контроль «ИГ» с прекращением функционирования МТО «ИК».

В сложившихся условиях в целях нейтрализации террористических угроз и недопущения дальнейшей радикализации отдельных слоев населения Северного Кавказа представляется целесообразным выделить следующие актуальные направления противодействия террористической деятельности в СКР:

- профилактика межнациональных и религиозных конфликтов;

- содействие занятости молодежи, поддержка патриотического воспитания, предупреждение радикальных настроений и экстремистских проявлений в образовательных организациях и молодежных общественных объединениях;

- мониторинг религиозных объединений и укрепление позиций исламских структур, ориентированных на традиционные ценности;

- подготовка религиозных кадров, способных участвовать в просветительской деятельности в интересах государства;упорядочение и контроль системы теологического обмена, ввоза и распространения религиозной литературы;

- противодействие проникновению в органы власти

и местного самоуправления представителей криминалитета, а также лиц, причастных к осуществлению террористической и иной экстремистской деятельности; - раскрытие и расследование коррупционных схем и фактов лоббирования в негосударственных структурах и госаппарате, имеющих признаки организационной связи с террористической деятельностью бандподполья;

- разработка международных террористических организаций антироссийской направленности;

- разработка организованных преступных групп, связанных с террористическими ячейками;

- вскрытие и пресечение каналов связи, финансирования, материального обеспечения, поставок оружия и иных средств террористической деятельности на нужды бандподполья;

- активное создание и продвижение специализированных информационных ресурсов по противодействию распространению идеологии терроризма с использованием сети Интернет: дискредитация идеологов терроризма, развенчивание перед верующими псевдоджихада, ложных образов мучеников и борцов за веру;

- целевая компрометация зарубежных эмиссаров и бандглаварей различного уровня;

- контроль за выездом и возвращением граждан из регионов повышенной террористической активности и зон вооруженных конфликтов;

- профилактическая работа с лицами, отказавшимися от противоправной деятельности и отбывшими наказание.

Религиозно-экстремистские интернет-ресурсы северокавказского бандподполья

Террористическая активность бандформирований на Северном Кавказе и резонансные теракты в различных регионах России свидетельствуют о том, что, несмотря на принимаемые государственными органами меры, бандподполье по-прежнему располагает значительной ресурсной и пособнической базой для совершения преступлений.

Процесс пополнения бандформирований происходит в непрерывном режиме. Наряду с социально-экономическими, политическими, идеологическими и иными факторами, важную роль в рекрутировании новых боевиков и информационно-пропагандистской поддержке террористического бандподполья Северо-кавказского региона (далее - СКР) играет Интернет.

В северо-кавказском сегменте Интернета регулярно размещаются обращения лидеров бандформирований к «братьям по вере», звучат призывы к вооруженному джихаду и угрозы терактов в отношении сотрудников органов власти и управления. Анализ контента популярных видеохостингов свидетельствует о наличии в свободном доступе значительного массива материалов об идеологии и террористической практике бандформирований СКР.

Активному использованию членами северо-кавказского бандподполья и их пособниками интернет-пространства способствуют следующие характеристики сети Интернет[15]:

- малозатратный способ распространения информации и эффективный механизм обратной связи;

- простота подключения к сети (в том числе с ноутбуков,

игровых консолей, смартфонов, планшетов, КПК и мобильных телефонов);

- высокая скорость передачи данных;

- экстерриториальный характер сети и наличие массовой аудитории пользователей;

- большой выбор интерактивных сервисов;

- высокая степень сохранения анонимности пользователя.

Возможности сети Интернет обусловливают ее использование в

экстремистских и террористических целях для:

- дестабилизации политической и внутриконфессиональной обстановки в СКР[16];

- расширения пособнической базы бандформирований и рекрутирования потенциальных исполнителей терактов[17];

- подготовки, организации и координации противоправной деятельности бандподполья[18];

- финансирования террористической деятельности (как правило, применяются электронные платёжные системы Webmoney, «Яндекс деньги»^1^, Paypal, в отдельных случаях - сервис «Мобильный банк» операторов сотовой связи)[19];

- обучения участников бандформирований приёмам и

методам изготовления оружия, ВВ, СВУ, осуществления шахидами терактов, способам противодействия правоохранительным органам[20];

- распространения информации, направленной на пропаганду террористических и иных экстремистских идей (насильственного изменения конституционного строя, ксенофобии и др.)[21];

-рассылки анонимных сообщений об угрозах совершения терактов.

В целях обеспечения собственной безопасности члены бандподполья и их пособники комплексно используют меры конспирации (анонимные прокси-серверы, криптографические программы и программы - «маршрутизаторы», выход в сеть из пунктов коллективного доступа, мобильный интернет с обезличенных Sim-карт и др.).

Как правило, террористическая и иная экстремистская деятельность в Интернете («информационный джихад») осуществляется с помощью трех основных видов информационных ресурсов:

социальные сети, блоги и форумы (профили «Имарата Кавказ» в сетях Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», в «Живом Журнале», сервисах микроблоговТ’шЬег, а также на специализированных форумах

(саляф-форумах, исламских форумах «независимых»

информационных агентств - UmmaNews, «Джамаат», «ИК-Медиа», «ИмамТВ», «Алан-Информ»);

б) сайты «вилаятов» «Имарата Кавказ» (Kavkaz-Center.com, Kavkaz. org.uk, Camagat. com, Guraba. info,Hunafa. com,Islamdin. biz);

в) чаты (Kavkazchat, IRW), мгновенные сервисы передачи информации и интернет-пейджеры.

Сложившаяся информационная инфраструктура северо-кавказского бандподполья позволяет пропагандистам и пособникам бандформирований инициировать обсуждение экстремистских материалов, их индексирование поисковыми машинами («разгон») и осуществлять первичное изучение пользователей.

Возможности социальных сетей и форумов активно используются для организации финансирования северо-кавказского бандподполья. В частности, на платформах «Одноклассники» и «В контакте» присутствуют тематические группы, модераторы которых призывают пользователей принять участие в сборе «пожертвований» для «братьев по вере». Целями подобных закрытых групп являются оказание «помощи семьям муджаидов, шахидов, поддержка исламскому призыву и «делу джихада»». Для перечисления денежных средств боевикам указаны номера счетов системы «Яндекс. Деньги», номера мобильных телефонов, карт Сбербанка и Россельхозбанка.

Общение в форумах, чатах и микроблогах используется бандподпольем для вербовочногоизучения участников обсуждений, проявивших интерес к экстремистской идеологии, произвольного и манипулятивного толкования коранических аятов и хадисов Пророка, интерпретации джихада как войны с инаковерующими, обвинений представителей традиционного для СКР тариката накшбандийа, кадирийа и шазилийа в невежестве (джахилии), неверии (куфре) и язычестве (шикре).

Интернет-ресурсы бандподполья СКР отличаются

привлекательностью графического оформления, оперативностью обновления, продуманностью интерфейса, приоритетной ориентацией на молодежь. Особенностями их технической организации являются: регистрация доменов на подставных лиц, размещение на серверах зарубежных провайдеров, наличие «зеркал» - веб-ресурсов с частично измененной именной группой.

По содержанию информационные материалы террористического бандподполья СКР можно условно поделить на три основные категории:

а) видеоролики со сценами совершения боевиками преступлений (терактов, убийств сотрудников правоохранительных органов и др.);

б) обращения участников бандформирований (угрозы должностным лицам органов власти и управления, сотрудникам правоохранительных органов, присяги «амирам» «секторов» и «вилаятов» и др.);

в) материалы дезинформационного характера (о социальнополитической обстановке, общественных и государственных деятелях и др.).

По направленности экстремистской пропаганды можно выделить следующие формы «информационного джихада» с использованием сети Интернет:

- размещение мультимедийных материаловс критикой российского руководства, органов власти СКР, формированием нетерпимости по отношению к России («кафирской Русне»), пропагандой построения государства с шариатской формой правления;

- распространение фото и видео-изображений действующих и нейтрализованных участников бандгрупп и результатов «шахидских операций»; «героизация лидеров джихада»и размещение информации о них в разделе «Г еноцид»;

- пропаганда «культуры и истории джихада» (обоснование преемственности современного джихада и вооруженной борьбы имамов

Г ази-Магомеда, Шамиля; история салафитской уммы,

поэзия «истинных мусульман»- «нашиды»);

- индивидуальная агитационная обработка пользователей путем распространения выборочных отмененных аятов, якобы призывающих к совершению преступлений, фетв по вопросам джихада и вынесения такфира, а также применения аятов о многобожниках и неверных в отношении мусульман;

-рассылка электронных писем целевой аудитории с призывом к исправлению акиды, «чистому» исламу, джихаду против куфра и ширка, к освобождению оккупированной кафирами исламской территории (дар аль- ислам), а также рассылка террористических угроз в адрес должностных лиц органов власти и управления, сотрудников правоохранительных структур, представителей СМИ и официального ислама;

- разработка и распространение сетевых компьютерных игр, пропагандирующих идеологию вооруженного джихада (компьютерная игра «Bamut») .

Следует отметить, что вместо противодействия экстремистской идеологии северо-кавказского бандподполья органы власти и управления занимаются, главным образом, технической борьбой с экстремистскими и террористическими сайтами.

Действующее законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять работу по ограничению доступа к интернет-ресурсам, используемым членами бандподполья и их пособниками, в рамках двух основных направлений:

Блокирование сетевых адресов или прекращение делегирования домена в случае расположения интернет-ресурса в зонах

71

«ги»и «рф» . [22]

Фильтрация трафика на пограничных

маршрутизаторах интернет-провайдеров.

При организации работы по выявлению и пресечению террористической и иной экстремистской деятельности в сети Интернет правоохранительные органы сталкиваются с рядом проблем правового и организационного характера, затрудняющих привлечение к уголовной ответственности абонентов сети, в том числе вынашивающих намерения совершить террористический акт или вступить в ряды бандподполья.

Так, в числе проблем правового характера можно отметить:

1.Отсутствие унифицированных международно-правовых позиций в отношении определения понятий «интернет-ресурсы», «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» и «двойные» стандарты в вопросах экстрадиции и уголовного преследования террористов.

2.Отсутствие международной договорной базы, регулирующей порядок прекращения функционирования сайтов, содержащих противоправную информацию, и блокирования доступа к ним.

Несовершенство законодательного регулирования правового статуса и ответственности субъектов, осуществляющих деятельность в сети и предоставляющих доступ к Интернету (провайдер, администратор (владелец) сайта, хостинг-провайдер), что не позволяет разграничить их ответственность за размещение противоправной информации. [23]

Правовые ограничения, предусмотренные ст. 8 ФЗ «Об

оперативно-розыскной деятельности» на проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений экстремистской направленности небольшой тяжести.

К проблемам организационного характера относятся:

Особенности технической организации сети Интернет, которые позволяют регистрировать доменные имена сайта в одной стране и размещать информацию в другой, что создает затруднения при выявлении и ликвидации сетевых центров (серверов, доменов, веб-сайтов) бандподполья.

Возможность подключения к Интернету лиц, вынашивающих террористические и иные экстремистские намерения, из пунктов коллективного доступа, где не ведется отождествление личности посетителей и не установлены камеры видеонаблюдения.

Отсутствие четкой организации и оперативного сопровождения экспертного процесса по экстремистским материалам, размещенным в Интернете (использование невалидных методик, привлечение экспертов ненадлежащей квалификации, отсутствие взаимодействия с экспертами и судейским корпусом).

4.Отсутствие четкой методики формирования Федерального списка экстремистских материалов (неоднократное вынесение судебных решений по одним и тем же веб-ресурсам, с одной стороны; непризнание экстремистскими материалов из Федерального списка с измененными реквизитами (год издания, наименование издательства) и их электронных копий, с другой; некорректное указание сетевых адресов и т.п.) . [24]

С учетом изложенного, предлагается комплекс

взаимосвязанных организационно-правовых, научно-технических, кадровых, методических и информационно-аналитических мер по совершенствованию работы компетентных государственных органов, направленной на выявление и пресечение террористической и иной экстремистской деятельности бандподполья в сети Интернет.

Организационно-правовое обеспечение выявления и пресечения террористической и иной экстремистской деятельности северо-кавказского бандподполья в сети Интернет должно включать: участие специалистов правоохранительных органов в разработке законодательных, подзаконных и межведомственных актов в рассматриваемой области ; взаимодействие с зарубежными партнерами, в интернет-сегментах которых действуют экстремистские сайты; координацию и взаимодействие оперативных и следственных подразделений, подразделений программ содействия, НАК, пресс-служб иинформационных центров федеральных и региональных органов власти.

Научно-техническое обеспечение предполагает планирование, проведение, координацию и внедрение результатов НИР и НИОКР по разработке и модернизации программно-аппаратных средств сетевого мониторинга, систем фильтрации и автоматизированного перевода мультиязычной информации, анализаторов изображения в социальных сетях, рост уровня технической оснащенности и внедрение научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности деятельности [25]

на направлении информационного

противоборства терроризму и экстремизму.

Кадровое и методическое обеспечение охватывает приоритетное комплектование подразделений правоохранительных органов по линиям обеспечения информационной безопасности, программ содействия, информационного противоборства, подготовку и повышение квалификации экспертов-психологов - лингвистов, IT-специалистов (в том числе с углубленным знанием религиоведения, арабского и турецкого языков), разработку программ обучения и необходимых методических материалов.

Информационно-аналитическое обеспечение должно включать своевременное предоставление руководству государственных органов и заинтересованных подразделений правоохранительных органов материалов, необходимых для проведения государственной политики РФ в области информационного противоборства терроризму и экстремизму, организации и осуществления оперативно-служебной деятельности на данном направлении, систематическую подготовку

контрпропагандистских материалов (прежде всего, фото- и видео), рассчитанных на различные целевые аудитории, их грамотное анонсирование и активное информационное продвижение в «топы» поисковых систем.

Успешное осуществление предложенных мер зависит от наличия достаточного финансового и ресурсного обеспечения.

Следует констатировать, что в комплексе принимаемых государственными органами мер по противодействию терроризму и экстремизму на территории СКР длительное время превалировала силовая составляющая. Главным, а зачастую - и единственным инструментом борьбы с бандподпольем являлись контртеррористические операции и оперативно-боевые мероприятия.

Однако опыт применения такой стратегии показал, что

бандподполье быстро восстанавливает систему координации террористической деятельности, свою численность и боеспособность, нарушенную после нейтрализации бандглаварей различного уровня. В этих условиях наиболее эффективным представляется системный, комплексный подход в области противодействия терроризму и экстремизму, основанный на информационно-пропагандистской и профилактической работе с местным населением, и особенно с молодежью.

В настоящее время повышению эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму и экстремизму в СКР могут способствовать[26]:

- проведение и внедрение результатов научных исследований, связанных с разработкой и реализацией информационно-пропагандистских мероприятий антиэкстремистской и антитеррористической направленности;

- создание в СКР оперативных механизмов информационнопропагандистского обеспечения противодействия терроризму и иным формам экстремизма, восстановления доверия населения к правоохранительным органам;

- разработка и реализация долгосрочной Стратегии национальной политики в СКР;

- содействие внутри- и межконфессиональному диалогу;

- разработка и последовательное осуществление комплексных программ социально-экономического развития региона, направленных на создание рабочих мест и привлечение молодых специалистов;

- организационно-правовое укрепление комиссий по адаптации бывших участников бандподполья, развитие программ по интеграции в

мирную жизнь (переезд, трудоустройство, социальная

защита) лиц, возвратившихся из мест лишения свободы;

- амнистия участников бандформирований, не совершивших тяжких преступлений, добровольно сложивших оружие и готовых сотрудничать со следствием;

- разработка и реализация в религиозных и светских учебных заведениях образовательных программ, направленных на противодействие религиозному радикализму и экстремизму.

Успешное противодействие «информационному джихаду» северокавказского бандподполья невозможно без разработки и проведения эффективной молодежной политики, реализации антикоррупционных программ, последовательной государственной политики в области исламской культуры и образования.

 

[1] Аналитические материалы Следственного комитета Российской Федерации по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию преступлений террористического характера. Документ № 213-30367-14/74 от 28 ноября 2014 г. С.7-8.

[2] Отмечается тенденция к вовлечению в террористическую и иную экстремистскую деятельность неофитов из молодежной среды славянских этносов.

[3] Одна из особенностей ингушского бандподполья заключается в том, что там впервые были выявлены факты руководства отдельными бандгруппами со стороны сотрудников правоохранительных органов (в частности, прокуратуры и полиции).

[4] Необходимо отметить, что если ранее «флэшки заряжались» только на территории СКФО, то теперь эта практика получила распространение и в других субъектах Российской

Федерации - местах компактного проживания представителей северо-кавказских землячеств (в Тюменской области - в среде дагестанцев, в Магаданской области - в среде ингушей и др.).

[5] Такие джамааты были зафиксированы в 16 субъектах Российской Федерации: Республике Дагестан, Коми, Саха, Камчатском, Пермском и Ставропольском краях, Белгородской, Вологодской, Воронежской, Курганской, Новгородской, Омской, Псковской, Смоленской, Тульской и Челябинской областях).

[6]Как правило, под каждый «боевой» джамаат создается разветвленная сеть организованных преступных групп, основной задачей которых является ресурсное обеспечение террористической деятельности бандподполья внутри страны и за ее пределами.

[7] Такие факты отмечались в Республиках Ингушетия, Татарстан, Башкортостан, Дагестан.

[8] В 2014-2015 г. отмечался выезд жителей Северо-Кавказского и Приволжского Федеральных округов для участия в вооруженном конфликте в Сирии и Ираке на стороне «Исламского государства» вместе с семьями. В отношении 681 лица получены данные об их непосредственном участии в боевых действиях, возбуждено 259 уголовных дел по составам преступлений, предусмотренных ст. 205.1, 205.2, 205.3, 208, 359 УК РФ. Функционирование нелегальных каналов переправки рекрутов и боевиков координируется зарубежными центрами и специальными представителями МТО.

[9]Зарубежное военное обозрение. 2015. № 1. С. 11.

[10] По мнению немецких экспертов, 4 террористические группировки, действующие в Сирии,

чеченцы. Наиболее известной является организация «Джейш аль-

Мухаджиринваль-Ансар» Абу Умара Чеченского / SteinbergG. EinetschetschenisheAl-Qaida // SWP - Aktuell 40.2014. Juni.S.1

[11] 29 декабря 2014 г. Верховный Суд Российской Федерации признал международные организации «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» террористическими и запретил их деятельность на территории России.

[12] Следует констатировать, что идеи радикального ислама в условиях упадка морали и деградации системы ценностей западного мира становятся притягательными для миллионов мусульман.

[13] Лидер «Имарата Кавказ» А.А. Кебеков («шейх Абу Мухаммад») и кадий Дагестана Сулейманов («Абу Усман») публично осудили данные действия и обвинили присягнувших «Исламскому государству» амиров в расколе (фитна) и предательстве (хияна). Главарь дагестанского бандподполья Асельдеров и подчиненные ему амиры были отстранены от занимаемых должностей //Kavkazpress.ru/archives/69519

[14]Как известно, амир «Имарата Кавказ» Кебеков А.А. запретил самоподрывы, использование женщин в качестве террористок-смертниц и причинение вреда гражданскому населению, что повлекло недовольство значительной части молодежи в среде бандподполья и обвинения Кебекова в «сдерживании джихада». Следует отметить, что «ИГ» никаких ограничений для ведения джихада не устанавливает.

[15] Актуальные вопросы противодействия терроризму и экстремизму: тематический сборник / Под ред. доктора юрид. наук В.В. Красинского. М., 2017. С. 154.

[16] тт

По мнению радикальных приверженцев «чистого ислама», решающим свидетельством единобожия (таухида) является абсолютное подчинение салафитско-ваххабитской общине и вражда по отношению к инаковерующим («кафирам», «мунафикам», «муртадам», «мушрикам»). Салафитско-ваххабитское понимание принципа таухида требует устранения «власти неверных» и построения исламского государства. Тагутом (ложным поклонением помимо Аллаха) признается соблюдение законов, участие в политической жизни и формировании конституционных органов власти.

[17] При опросе правоохранительными органами ряда явившихся с повинной боевиков были получены сведения о том, что на их решение присоединиться к террористической деятельности бандформирований существенное влияние оказали материалы экстремистских сайтов

вилаятов«Имарата Кавказ».

[18]

С помощью сайтов происходит размещение пропагандистских материалов и инструктивных указаний руководства «Имарата Кавказ» «валиям» и «кадиям» вилаятов, «амирам» секторов бандподполья, а также отчетной документации о ведении джихада. На сайтах Kavkaz- Center.com, VDagestan.comи Badr-tawЫd.mfoвыложены сводки джихада за каждую неделю, месяц и год по хиджре.

[19]Раздел «Пожертвования на пути Аллаха» присутствует на сайтахNuruddin.info, Daavat.me и др. Сбор финансовых средств для оказания помощи бандподполью осуществляется как «выселившимися» участниками БФ и их пособниками, так и членами «тюремных джамаатов» в учреждениях УИС.

[20] Так, на сайте «Вилаята Галгайче» Hunafa.com размещены «Методические рекомендации по мерам безопасности в ходе ведения джихада против федеральных сил», Рекомендации «О безопасности и защите информации в Интернете». Участники бандформирований инструктируются о мерах конспирации при пользовании средствами связи, сетью Интернет, об экипировании, военно-полевой медицине, организации засадных действий. На сайте муджаидов «Объединенного Вилаята Кабарды, Балкарии и Карачая» Islamdin.bizприведена технология изготовления инерционного датчика «Гарпун» для минирования автомобилей.Ресурс VDagestan.net содержит сведения об изготовлении аммонала и детонаторов. Сайт Badг-tawhid.infoсодержит информацию о способах изготовления «коктейля Молотова». На сайте Kavkaz-Center.com указаны технологии подключения к блокированным сайтам на территории РФ.

[21] Так, на сайте http: circassia.forumieren.deбыла размещена экстремистская статья о восстановлении государственности независимой Черкессии. На платформе «Одноклассники» выявлены тематические группы «Ура, я не осетин», «Protivosetin» и др., пропагандирующие межнациональную рознь. Среди участников бандформирований СКР наибольшей популярностью пользуются видеолекции таких идеологов радикального ислама, как Саид Абу Саад («Бурятский»), Анзор Астемиров, Амир Сейфулла («Губденский»), Хаттаб, Мухаммед Багаутдин.

[22] Решением Ленинского районного суда г. Грозный от 14.04.2011 г. компьютерная игра «Bamut» внесена в федеральный список экстремистских материалов.

[23]Так, 06.07.2010 г.Верховный суд КБР принял решение о признании веб-ресурса www.islamdin.com экстремистским материалом с блокированием доступа. 26.12. 2011 г. Нальчикский городской суд признал экстремистским и запретил деятельность веб-ресурса www.djamaattakbir.com. 15.03.2011 г. Советский районный суд г. Махачкалы признал экстремистскими сайты Salafiti.ru, Fisadilillahi.com, Abuhurayra.wen.ru. 13.04.2012 г. и

г. этим же судом признаны экстремистскими сайты Guraba.com., VDagestan.com и VDagestan.info. 12.04.2010 г. и 24.06.2010 г. решениями Магасского районного суда РИ запрещена деятельность экстремистских сайтов Hunafa.comи Ingushetia.org. Этим же судом

г. признаны экстремистскими ресурсы Ri-online.i^ Angusht.com. 24.09.2012 г. Октябрьский районный суд г. Ставрополя признал экстремистским сайт Ansardin.wordpress.com Все указанные веб-ресурсы признаны экстремистскими с блокированием доступа и внесены в Федеральный список экстремистских материалов МЮ РФ.

[24] Так, ресурс Shamilonline.org четырьмя разными судами в разное время признавался экстремистским, сайты VDagestan.com, VDagestan.info, Djamagat.wordpress.com - признавались экстремистскими дважды.

[25] Речь идет о внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационной технологиях и защите информации» (включение терминов «интернет», «интернет-ресурс», «регистратор доменного имени», «контент». «хостинг»), Федеральный закон «О связи» (включение терминов «услуга хостинга», «электронная почта»),Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. № 538, Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 октября 2007 г. № 575 (в части исключения анонимности пользователей в пунктах коллективного доступа и запрета использования анонимайзеров и программ-маршрутизаторов).

[26] Актуальные вопросы противодействия терроризму и экстремизму: тематический сборник / Под ред. доктора юрид. наук В.В. Красинского. М., 2017. С. 162.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (19.06.2017)
Просмотров: 354 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%