Терроризм как сложно организованная система постоянно трансформируется: происходит изменение сил, средств, форм и методов деятельности, совершенствование маскировки и управления, возникновение новых взаимосвязей. На наших глазах меняется тактика террористической деятельности (для 1990-х - начала 2000-х гг. были характерны единичные акции с использованием террористов-смертников, во второй половине 2000-х гг. стали осуществляться каскадные теракты, на современном этапе терроризма используются скоординированные действия небольших боевых групп (по типу террористических актов в Париже) и комбинированные схемы действий террористов)[1].
На примере вооруженных конфликтов в Афгано-Пакистанской зоне, Сирии и Ираке можно утверждать, что изменилась и тактика ведения боевых действий боевиками:
- боевики стали больше рассредоточивать свои силы и средства, передислоцировались в населенные пункты, минимизировали практику проведения совещаний полевых командиров («шуры»);
- передвижение личного состава и техники осуществляется исключительно в темное время суток небольшими группами;
- тяжелое вооружение используется при крайней необходимости, предпочтение отдается мобильности.
Расширение географии, совершенствование тактики, повышение уровня организации террористической деятельности на фоне усиления военно-политической напряженности в ряде регионов мира стали оказывать заметное влияние на осуществление военно-технического сотрудничества Российской Федерации. Вместе с тем проблемы обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества в теоретико-прикладном плане оказались недостаточно разработанными.
Имеющиеся работы по тематике военно-технического сотрудничества можно условно разделить на несколько групп. Первая группа охватывает вопросы государственной политики и организационно-правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (принципы, правовые режимы, внешнеторговые сделки, посредничество, использование результатов интеллектуальной деятельности, компетенция субъектов военнотехнического сотрудничества и др.)1.
Вторая группа исследований включает, главным образом, политические и экономические аспекты двустороннего военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными партнерами[2] [3].
Однако проблемы уязвимости и обеспечения безопасности объектов и инфраструктуры военно-технического сотрудничества Российской Федерации предметом самостоятельного научного изучения не являлись.
Авторами не рассматривались террористические угрозы в отношении субъектов военно-технического сотрудничества, специфика сопровождения военно-технического сотрудничества в регионах повышенной террористической активности, комплекс мер обеспечения безопасности объектов и инфраструктуры военно-технического сотрудничества. В связи с этим изучение указанных вопросов и обоснованная постановка
соответствующих проблем представляются актуальными.
В современных условиях крупномасштабной террористической угрозой становится расширение инфраструктуры нелегального производства, ремонта, модернизации, транспортировки и контрабандного распространения оружия и боеприпасов в зоны вооруженных конфликтов[4]. Эту деятельность стремятся финансировать и контролировать организованные преступные формирования и международные террористические организации.
Значительное число вооружений и комплектующих поступило в зоны конфликтов из бывших социалистических государств[5].
На примере поставок оружия боевикам международных
террористических организаций «ИГИЛ» и «Джебхат ан Нусры» в САР можно выделить турецкий, катарский, иорданский и афганский каналы поставки. Боевиков «ИГИЛ» также вооружают Объединенные Арабские Эмираты. «ИГИЛ» и «Джебхат ан Нусра» используют танки (Т55, Т62, Т72, «Абрамс»), бронированные автомобили на базе «Хаммер» с установленными на них крупнокалиберными пулеметами, артиллерийские установки (130 мм пушки М46, 155мм гаубицы М 198, РСЗО «Град», ПТУРС «Фагот», «Красная стрела 8» (КНР), ПЗРК «Стингер», «Стрела» и др., полученные в результате захвата
-5
складов иракской и сирийской армий . Снабжение террористической
организации «Джебхат ан Нусра» осуществляется через районы, захваченные подконтрольными спецслужбам США, Турции, Иордании и Саудовской Аравии отрядами сирийской «оппозиции».
Заметную угрозу представляют посягательства на жизнь и здоровье, попытки захвата в заложники военно-технического персонала Российской Федерации, командируемого в регионы повышенной террористической активности (Афганистан, Алжир, Пакистан, Сирия, Ирак, Египет, Ливия, Йемен и др.).
Особые опасения вызывают намерения экстремистских объединений и террористических организаций получить новейшие средства вооружения, доступ к оружию массового поражения, его компонентам и технологиям производства.
Уязвимость существующей инфраструктуры производства, ремонта, модернизации, транспортировки оружия и комплектующих неразрывно связана с противоправными устремлениями организованных преступных формирований, незаконных вооруженных формирований, террористических сообществ, спецслужб и организаций иностранных государств к участникам военно-технического сотрудничества.
Для снижения уязвимости объектов и инфраструктуры военнотехнического сотрудничества, а также предотвращения террористических угроз необходима реализация комплекса мер:
- определение основных террористических угроз, устремлений организованных преступных групп и незаконных вооруженных формирований, иностранных разведорганов, вскрытие каналов связи, финансирования и ресурсного обеспечения, поставки средств вооружения террористическим ячейкам и международным террористическим организациям, поиск лагерей подготовки боевиков, лабораторий по производству взрывчатых веществ и др.[6];
- обеспечение безопасности переговорного процесса, защиты военной и технической информации в сфере военно-технического сотрудничества, в том числе при организации визитов иностранных делегаций в рамках программ международного сотрудничества и технологического обмена, проведения международных выставок вооружения и военной техники, совместных учений1;
- проверка иностранных контрагентов-заказчиков (анализ аффилированных и учредительских связей; деятельности государственных и негосударственных организаций, направленной на получение доступа к технологиям создания оружия, инфраструктуры для его испытания и хранения, технологиям двойного назначения; изучение финансовых показателей и др.) и сопровождение подготовки и подписания контрактов2;
- оценка уязвимости каналов поставки вооружений и объектов инфраструктуры в ходе военно-технического сопровождения;
- обеспечение безопасности каналов поставки вооружений и комплектующих, транзита грузов (режимные меры по обеспечению секретности поставок и маршрутов транспортировки оружия);
- обеспечение безопасности объектов инфраструктуры в районах дислокации конечных потребителей и заказчиков военной продукции (физическая защита складов и центров хранения вооружения, боевой техники, боеприпасов, военного имущества, учебных центров и полигонов,
пропускной и внутриобъектовый режим, патрулирование, охрана объектов, инженерно-техническая укрепленность);
- обеспечение безопасности в районах непосредственного боевого применения вооружений (применение беспилотных летательных аппаратов, осмотр транспортных средств, обеспечение личной безопасности военнослужащих и технических специалистов, членов их семей).
Значимой задачей является недопущение передачи военных технологий и технологий двойного назначения в обход международных договоренностей[7]. В этой связи осуществляется контроль за передачей закрытой информации и военных технологий иностранным государствам, а также за порядком выдачи экспортных лицензий на поставки за рубеж обычных вооружений, технологий двойного назначения. В рамках контроля за исполнением обязательств принимаются меры по недопущению реэкспорта или передачи третьим странам продукции военного назначения, поставленной иностранным заказчикам, без согласия Российской Федерации.
В отношении товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и совершении террористических актов, осуществляется экспортный контроль[8].
Контроль за соблюдением внешнеполитических интересов Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества обеспечивается МИД России.
Данный комплекс мер обеспечения безопасности военно-технического сотрудничества способствует поддержанию и развитию военных связей
Российской Федерации, укрепляет защищенность персонала участников военно-технического сотрудничества, содействует реализации единой внешнеполитической и торгово-экономической линии Российской Федерации.
Перспективными направлениями обеспечения безопасности объектов и инфраструктуры военно-технического сотрудничества с иностранными партнерами в регионах повышенной террористической активности являются:
- разработка многосторонних и двусторонних соглашений по защите и передаче военной и военно-технической информации в сфере военнотехнического сотрудничества в формате соответствующих межправительственных комиссий и подготовка решений Правительства Российской Федерации;
- совместное с иностранными партнерами планирование и координация мероприятий по обеспечению каналов поставки вооружений и объектов инфраструктуры; проведение совместных антитеррористических учений;
- разработка и внедрение передовых систем защиты инфраструктуры производства, ремонта, модернизации и эксплуатации вооружений (высотные и средневысотные беспилотные летательные аппараты с большой продолжительностью полета, средства разведки, наблюдения, обнаружения и обезвреживания средств совершения терактов, а также ликвидации их последствий и др).
Последовательная работа по выделенным приоритетным направлениям позволит укрепить военно-политические и стратегические позиции Российской Федерации, обеспечит стабильное наращивание экспортного потенциала Российской Федерации в области вооружений и военной техники, защитит законные интересы участников военно-технического сотрудничества и предотвратит возможность нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно-технического сотрудничества.
[1] Если в 2008-2013 гг. боевиками активно использовалась т.н. «чеченская смесь», нажимные датчики цели с триперекисью ацетона («Киса»), другие самодельные компоненты взрывчатых веществ и взрывных устройств, то после начала вооруженного конфликта в САР террористы из Российской Федерации, получившие боевой опыт и практику минно-взрывной работы за рубежом, начали применять в террористической деятельности штатные боеприпасы.
В.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами: понятие, принципы и правовой режим // Государство и право. 1998. № 9. С. 69-77; В.В. Государственная монополия -
основополагающий принцип деятельности в области военно-технического сотрудничества // Государство и право. 2000. № 12. С. 47-54; Кудашкин В.В. Государственная политика в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: правовые аспекты. Монография. М., 2000. 396 с; Кудашкин В.В. Режимы правового регулирования военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами // Право в Вооруженных силах. 2002. № 8. С. 19-21; Кудашкин В.В. Посредничество в международном военно-техническом сотрудничестве // Законодательство и экономика. 2002. № 9. С 74-82; Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 58 с; Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Законодательство Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества. М., 2008. 496 с. и др.
[3] Борисова В.И. Россия и США - военно-техническое сотрудничество и стратегия национальной безопасности // Правовое регулирование внешнеэкономического сотрудничества. Мат-лы междунар. научн. Симпозиума. Ч.3. Самара, 2003. С. 30-33; Поплавский С.П. Россия и КНР: современные тенденции политики военно-технического сотрудничества // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 3. С. 31-35; Слепак В.Ю. развитие военных потенциалов, военно-техническое, научно-образовательное и разведывательное сотрудничество государств - членов ЕС // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 100-105 и др.
[4] См. Зарубежное военное обозрение. 2015. № 12. С. 116.
Переход бывших стран социалистического лагеря на стандарты НАТО вызвал рост поставок советского оружия в зоны вооруженных конфликтов и регионы повышенной террористической активности. В настоящее время советское оружие по просроченным лицензиям производится и модернизируется при финансовой поддержке заинтересованных западных стран (в первую очередь, США), а затем доставляется в зоны конфликтов.
Шарковский А. Все грани «Исламского государства» // Независимое военное обозрение. 2015. № 17. С. 4-5.
[6] В соответствии с Приложением к Указу Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062 «Перечень федеральных органов исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области» обеспечение данных мер возложено на СВР и ФСБ России.
Производители и разработчики получают в Межведомственной комиссии по защите государственной тайне экспертные заключения о возможности поставок иностранным государствам продукции военного назначения, составляющей
государственную тайну. Планы мероприятий по защите государственной тайны при работе с иностранными делегациями в Российской Федерации и за рубежом согласуются с ФСБ России.
В соответствии с пп. «н» п. 12 Положения о порядке осуществления военнотехнического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062) организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в отношении продукции военного назначения, обязаны информировать Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, Министерство обороны, СВР и ФСБ России о любых контактах с иностранными юридическими и физическими лицами по вопросам производства и поставки продукции военного назначения.
[7] В соответствии с ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» Президент Российской Федерации запрещает или ограничивает вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений СБ ООН о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
|