В обществе действуют самые разнообразные нормы. Центральное место среди социальных норм принадлежит правовым нормам, представляющих собой обязательные правила поведения. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а лишь наиболее значимые, такие как вопросы государственной власти и управления, охраны жизни, здоровья граждан и др. Социальные нормы тесно взаимодействуют между собой. Но право, в отличие от других социальных норм, обладает рядом специфических признаков:
Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида. В нормах права устанавливается общий масштаб поведения, который определяет границы дозволенного, запрещенного, обязательного. Наличие норм права говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными (возможными, необходимыми), а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, то есть санкций.
Общеобязательность. Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны выполнять их требования. Большинство правовых норм, как правило, исполняются людьми сознательно и добровольно. Но, тем не менее, право не может существовать без государственного принуждения, в противном случае оно превратилось бы в советы и рекомендации. Государственное принуждение выражается в защите субъективного права личности, в принуждении правонарушителя возместить причиненный ущерб, исполнить иные обязанности в отношении пострадавшей стороны. Государственное принуждение не только ограничивает свободу человека, но в определенных законом случаях лишает человека свободы.
Норма права - выраженное в официальных источниках общее правило поведения, обеспеченное государством и обществом. Норма носит системный, общий, предельно формализованный характер. В то же время она конкретизирована. Правовые нормы являются первичным элементом права. Для того чтобы право стало системой, нормы права должны быть внутренне едины и согласованы друг с другом. Внутреннее единство правовых норм состоит в том, что они направлены на достижение порядка в обществе. Согласованность норм выражается в отсутствии противоречия друг с другом, а также в том, что нормы права, содержащиеся в отдельных государственных актах, должны соответствовать закону, обладающему высшей юридической силой. Система правовых норм характеризуется динамизмом, по мере изменений в общественной жизни, появляется необходимость в новых правовых нормах, которые отражали бы эти изменения. Если правовые нормы своевременно приводятся в соответствие с потребностями общества и согласуются между собой - это положительно сказывается на самом праве.
Формальная определенность. Имеющиеся в праве предписания имеют четкую, категоричную формулировку и выражены в официальной форме: закреплены в нормативноправовых актах государства (законах и т.п.). этот признак права предохраняет его от произвольного изменения и толкования, обеспечивает ему внутреннее единство, взаимосвязь между отдельными нормами. Формальная определенность выражается и в том, что предписывает порядок принятия законов, механизм их реализации и средства контроля за их исполнением.
Таким образом, право можно определить как систему общеобязательных, формальноопределенных правил поведения (норм права), гарантированных государством и охраняемых силой государственного принуждения.
Мы уже знаем, что право - система правовых норм, которые являются первичным элементом, основой права. Поэтому правовым нормам характерны признаки, присущие для права в целом:
1) Норма права - это правило поведения, которое является обязательным для всех лиц. Несоблюдение правовой нормы влечет за собой государственное принуждение. После опубликования и обнародования правовая норма приобретает государственно-властный характер, т.е. становится обязательной для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами, государственными органами. Правовая норма исходит от государства, им охраняется, поэтому даже если норма права носит характер предписания - все равно ей присущ элемент властности.
2) Правовая норма всегда носит общий характер, она служит масштабом поведения людей; не имея определенного адресата она направлена не к конкретному лицу (как, например, при вынесении судебного решения), а к любым лицам, которые вступили или могут вступить в отношения, регулируемые данной нормой. Общий характер правовых норм позволяет урегулировать не каждый отдельный случай, а охватить все случаи, факты, отношения. Нет смысла определять последствия, которые повлечет за собой факт совершения хулиганского поступка - норма права позволяет упорядочить эти отношения путем установления общего предписания.
3) Норма права обеспечивается силой государственного принуждения.
Норма права имеет определенное внутреннее строение и обладает строгой
организацией. Она формирует правило поведения и указывает на те обстоятельства, при наличии которых правовая норма реализуется, а также на последствия, наступающие в случае несоблюдения общего правила. Соответственно этому правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Г ипотеза - часть правовой нормы, указывающая на условия, при которых норма применяется. Гипотеза имеет своей целью определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной нормы. Она дает указание о субъектах, месте и других обстоятельствах, при наличии которых норма вступает в действие.
Диспозиция - часть правовой нормы, которая содержит правило поведения, то есть то, как нужно действовать в определенных обстоятельствах. Это главный элемент правовой нормы, ее содержание, она указывает на права и обязанности, возникающие у сторон правоотношения.
Санкция - часть правовой нормы, предусматривающая ответственность за нарушение правила, установленного диспозицией этой нормы, то есть это ответственность за неисполнение нормы. Она указывает на неблагоприятные последствия, которые наступают для нарушителя, это своего рода реакция государства и общества на совершенное нарушение.
По классической схеме правовую норму можно представить следующим образом: если (гипотеза) существуют обстоятельства, при которых норма применяется, то (диспозиция) участники ведут себя определенным образом, в противном случае наступает ответственность (санкция).
По способу правового регулирования выделяют управомачивающие, обязывающие, запрещающие нормы. По степени определенности выделяют абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные нормы.
В формально-юридическом отношении источники права - официальные способы выражения признания и закрепления права. Общепризнанными, сложившимися формами (источниками) права являются: правовые обычаи; правовые прецеденты; нормативные договоры; нормативно-правовые акты.
Правовые обычаи - нормы, которые приобрели в общественном сознании обязательное значение независимо от государственной власти, но получили признание государства. В настоящее время правовые обычаи как источники права в значительной степени утратили свое значение, но они продолжают регулировать некоторые земельные, наследственные, семейно-брачные отношения. Многие обычаи сохранились в системе международного торгового мореплавания.
Правовой прецедент также относится к числу устоявшихся источников права. Правовой прецедент - это решение судебного (административного) органа по конкретному делу, ставшее образцом при рассмотрении аналогичных дел. Прецедент как источник права доминирует в странах англосаксонского права (Англия, США, Канада, Австралия и др.). Различают судебный и административный прецедент (по сферам их становления и действия).
В новейшей юридической литературе в качестве источника права рассматривается нормативный договор - соглашение двух или более субъектов права, в котором содержаться правила, регулирующие взаимоотношения его участников.
Нормативно-правовой акт - основной, самый совершенный и распространенный источник права в странах континентальной Европы. Нормативно-правовой акт - документ, принятый уполномоченным государственным органом в особом порядке и содержащий нормы права.
Нормативные акты являются результатом специальной целенаправленной правотворческой (законотворческой) деятельности компетентных органов государства.
Нормативно-правовые акты характеризуются следующими основными признаками:
A) каждый правовой акт имеет точное наименование, свидетельствующее об органе, его издавшем, что позволяет определять юридическую силу акта;
Б) правовой акт издается в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа, что определяет легитимность акта;
B) правовой акт отличается четкостью и определенностью содержания юридических норм;
Г) правовой акт носит общеобязательный характер, поддерживается возможностью государственного принуждения;
Д) правовые акты имеют особый порядок опубликования и вступления в юридическую силу.
По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на два вида: законы и подзаконные акты.
Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно народом, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий свойства прямого действия.
В РФ действуют следующие виды законов:
- Конституция - основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти (их компетенцию);
- Федеральные конституционные законы - нормативные акты, предусмотренные Конституцией и органически с ней связанные;
- Федеральные законы - обычные, текущие нормативные акты, регулирующие различные стороны государственной и общественной жизни;
- Законы субъектов Федерации - нормативные акты, издаваемые представительными органами субъектов и действующие на территории соответствующего субъекта.
Подзаконный акт - это официальный нормативный акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления (иными структурами), содержащий общеобязательные юридические нормы.
Подзаконные акты должны строго соответствовать законам и им не противоречить. Подзаконные акты по отношению к законам имеют вспомогательный и детализирующий характер. Выделяют следующие виды подзаконных актов (по иерархии):
- нормативные Указы Президента РФ;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
- решения и постановления органов исполнительной власти субъектов РФ;
- нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
локальные нормативные акты - это предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь.
|