В РФ существует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Принцип разделения властей не относится к организации местного самоуправления, так как они не входит в систему органов государственной власти.
Президент РФ является главой государства. Он является гарантом Конституции, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. Президент не относится ни к одной ветви власти, хотя тесно связан с исполнительной властью. Он имеет решающие права по назначению главы правительства, других его членов, может принять решение об отставке правительства, имеет право председательствовать на его заседаниях. Он выступает в роли «арбитра», помогая разрешить противоречия между государственными органами.
Чтобы стать Президентом, необходимо отвечать целому ряду требований: быть гражданином России, иметь возраст не моложе 35 лет, постоянно
проживать в России не менее 10 лет. Избирается Президент России на шесть лет на основе всеобщих выборов. Одно и то же лицо может занимать пост Президента не более двух сроков подряд.
Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги. Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента происходит по следующим основаниям: отставка; стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия; отрешение от должности.
Президент назначает Председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы Государственной Думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны.
Федеральное Собрание является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание принимает законы, участвует в назначении должностных лиц, выполняет контрольные функции. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Г осударственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Он обновляется постоянно, на ротационной основе.
Депутаты Государственной Думы (450 человек) избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года.
Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска Г осударственной Думы. Это может сделать Президент РФ в следующих случаях: после трехкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; если Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ; при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его глава сам поставил вопрос о доверии Правительству РФ.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Председатель Правительства представляет Президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.
Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правосудие в России осуществляется только судами. Судьи являются независимыми и подчиняются только закону. Они несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).
Система судов состоит из трех частей: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.
Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда РФ, судов субъектов РФ и местных (городских или районных) судов. Они рассматривают гражданские и уголовные, дела, вытекающие из административных правонарушений.
Арбитражные суды состоят из федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов Федерации. Они рассматривают экономические споры хозяйствующих субъектов.
Надзор за законностью в стране осуществляют органы Прокуратуры РФ.
|