Административное право - это отрасль права, регулирующий отношения в сфере государственного управления и устанавливающая ответственность за различные правонарушения, которые сопутствуют управленческой деятельности. Иногда даже административное право называют правом управленческим.
Административное право охватывает область управленческих отношений, которые необходимо отличать от других правоотношений, связанных с функционированием государственных органов. Это разграничение следует проводить по следующим признакам:
Управленческие отношения возникают в связи с реализацией закрепленной за органами исполнительной власти компетенции по регулированию различных сфер общественной жизни (обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и т.д.).
Б) Обязательным участником управленческих отношений являются органы исполнительной власти в соответствии с системой, определяемой Конституцией РФ (Правительство РФ, министерства, ведомства,
государственные комитеты и т.д.).
Управленческие отношения складываются по поводу применения исполнительными органами властных полномочий, без которых такие органы не смогут осуществлять свои управленческие функции.
Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми
нормами. Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей.
Во-первых, это общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях: от Президента РФ до
администрации государственных предприятий, учреждений и организаций. Здесь имеется в виду внешняя деятельность органов исполнительной власти, а именно, организация экономики, социально-культурной и административнополитической деятельности.
Во-вторых, это внутриорганизационные отношения всех государственных органов. Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техническое обеспечение и т.п. Вся эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административного права.
В-третьих, к предмету административного права относится функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей РФ от имени государства. При этом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только с точки зрения законности принимаемых актов и совершаемых действий, но и их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора органов прокуратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем, носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы и денежный начет.
В-четвертых, предмет административного права охватывает и деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Данные органы руководствуются Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно - властные полномочия. Например, народным дружинам переданы некоторые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять задержание нарушителей, составлять протоколы о правонарушениях.
Регулируя общественные отношения, административное право применяет определенные способы воздействия на их участников, используя метод властных предписаний, то есть императивный метод, предписывающий неукоснительное соблюдение требований, изложенных в административноправовой норме. Он характеризуется состоянием подчиненности одной стороны (гражданин) воле другой стороны (должностное лицо), их юридическим неравенством, обязательностью исполнения и отсутствием возможности выбора.
Однако отношения господства и подчинения характеризуют взаимоотношения государственных органов и должностных лиц с гражданами или нижестоящими органами. Наряду с этим Кодекс РФ об административных правонарушениях обязывает граждан регулировать взаимоотношения в общественных местах самостоятельно с соблюдением и уважением прав и свобод друг друга, на основе добровольного соглашения, взаимодействия, координации, договора.
Административно-правовые нормы (или источники административного права) содержатся в большом количестве нормативных актов. Это:
Конституция РФ, которая устанавливает, что административное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В Конституции РФ устанавливается порядок формирования органов исполнительной власти, их компетенции.
Законодательные акты - законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ (Закон «Об органах федеральной службы безопасности» от 22 февраля 1995 г.; «Об основах государственной службы в РФ» от 31 июля 1995 г. и др.).
Представительные органы субъектов РФ также могут принимать законодательные акты, содержащие нормы административного права.
Указы Президенты РФ, имеющие нормативный характер.
Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер. Правительство своими постановлениями утверждает также различные уставы, положения, стандарты.
Приказы, постановления, министерств, агентств и служб РФ.
Законодательства республик в составе РФ, указы президентов, постановления правительств, акты министерств и ведомств этих республик. Постановления и распоряжения глав администраций.
Акты органов местного самоуправления.
Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений.
|