В административном праве традиционно важное значение придается государственной службе Российской Федерации, т.е. профессиональной служебной деятельности граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных государственных федеральных органов;
- субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон.
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Отношения государственной гражданской службы подробно регулирует Закон от 27 июля 2004 г. № 90-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (РГ, 31 июля 2004 г.). Данный закон, содержит 17 глав, включающих 72 статьи. Закон регулирует, в частности: понятие, принципы государственной гражданской службы и другие общие положения о ней (глава 1. Ст. 1-7); должности гражданской службы - высшие, главные, ведущие, старшие и младшие (глава 2. Ст. 8-12); правовое положение (статус) гражданского служащего (глава 3. Ст. 13-20); поступление на гражданскую службу (глава 4. Ст. 21-22); служебный контракт (глава 5. Ст. 23-32); основания и последствия его прекращения (глава 6. Ст. 33-41).
Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. (РГ, 12 января 2006 г.).
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. Должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности правоохранительной службы.
В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Г осударственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессионально-служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.
Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим государственную федеральную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
К государственным служащим предъявляются квалификационные требования, относящиеся к: уровню их профессионального образования; знаний Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ; стажу и опыту работы по специальности.
Государственные служащие имеют специфические права (на получение информации; материалов, необходимых для исполнения своих должностных обязанностей; на принятие соответствующих решений и т.п.), а также обязанности. В частности, государственные служащие обязаны обеспечивать поддержку конституционного строя и хранить государственную тайну.
На государственных служащих налагаются определенные ограничения, связанные с их службой. Они, в частности, не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой; быть депутатом; состоять членом органа управления коммерческой организации; быть поверенными по делам третьих лиц и участвовать в забастовках.
|