Согласно приказу МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения дорожного движения» основанием для выезда сотрудника, осуществляющего контроль за дорожным движением или распорядительно-регулировочными действиями на месте дорожнотранспортного происшествия, является указание дежурного.
О всяком случае ДТП, ставшем известном сотруднику, включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, он докладывает в дежурную часть и в дальнейшем действует в соответствии с полученными указаниями.
Сообщения о ДТП чаще всего поступают в дежурные части ОВД и строевых подразделений ДПС, а также непосредственно сотрудникам, осуществляющим контроль дорожного движения. Получив сообщение, они обязаны внимательно выслушать заявителя (независимо от того, где совершено происшествие), попытаться соединить его с дежурным любыми видами связи либо самостоятельно выяснить у данного лица:
- фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона лица, сообщившего о ДТП;
- место, время, вид и обстоятельства ДТП;
- сведения о количестве, возрасте пострадавших, их пол;
- сведения о необходимости оказания медицинской и иной помощи пострадавшим;
- в какие лечебные учреждения и кем направлены пострадавшие;
- тип, марку, цвет и государственные регистрационные знаки ТС, на которых были отправлены пострадавшие;
- сведения о водителях и ТС, причастных к данному ДТП;
- сведения о свидетелях ДТП.
Опрос заявителя, который может находиться в состоянии стресса, обычно занимает продолжительное время. Поэтому, установив место, время, характер последствий ДТП и основные анкетные данные заявителя, сотрудник ДПС должен направить его в ближайший ОВД или подразделение ГИБДД МВД России и немедленно выехать на место ДТП. При отсутствии устойчивой связи с ОВД - обратиться к водителям с просьбой доставить заявителя в дежурную часть либо передать информацию о ДТП.
ДТП, как правило, включает ряд негативных факторов, поскольку:
- представляет собой чрезвычайно скоротечное событие с относительно малой вероятностью установления очевидцев его начальной и кульминационной стадий;
- может сопровождаться ранением людей, сохранение жизни которых зависит от быстрого оказания им доврачебной помощи;
- происходит в условиях дорожного движения, т.е. скопления транспортных средств, пешеходов, других участников дорожного движения, лиц, выполняющих какие-либо работы на улицах и в полосе отвода автомобильных дорог, что способствует быстрому уничтожению следов, других вещественных доказательств и изменению обстановки;
- требует скорейшей фиксации обстановки и принятия мер по защите и сохранению следов от неблагоприятного воздействия природноклиматических факторов;
- ограничивает или полностью прерывает дорожное движение, а также создает опасность вторичных столкновений и наездов в условиях ограниченной видимости и транспортных потоках большой плотности;
- не исключает умышленного уничтожения следов участниками ДТП, которые заинтересованы в благоприятном для них исходе дела: чем больше проходит время, тем осознанней поведение человека;
- не позволяет в дальнейшем провести адекватное моделирование при проверке показаний и проведении следственных экспериментов из-за безвозвратной потери сведений о расположении ТС в транспортном потоке, номенклатуре и параметрах движения, состояния уровня влажности и загрязненности дорожного покрытия и т.д.
Успех в ликвидации последствий ДТП и установлении его субъектов, причин и обстоятельств в решающей мере зависит от оперативности реагирования на сообщение.
|