Очевидно, что невозможно представить какой-либо единый алгоритм действий сотрудников ДПС, применимый ко всем ДТП. Однако, исходя из среднестатистических оценок степени сложности решения задачи, оказания помощи пострадавшим и установления причин ДТП, по прибытии на место ДТП сотрудник ДПС должен:
в целях обеспечения мер личной безопасности инспекторов ДПС, предотвращения наезда на участников ДТП, ТС, участвовавшие в ДТП, участников ликвидации последствий ДТП обеспечить обозначение и ограждение места ДТП посредством размещения на проезжей части или обочине дороги патрульного автомобиля с включенными специальными световыми сигналами, конусов, ограждающих лент, переносных дорожных знаков;
установить личность водителей, ТС которых участвовали в ДТП, и других причастных к нему лиц, осуществить проверку документов у участников ДТП, обеспечить присутствие указанных лиц на месте происшествия;
выявить свидетелей ДТП и записать их данные;
принять меры к сохранности вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к ДТП;
если водитель на транспортном средстве с места ДТП скрылся, выяснить вероятное направление его движения, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы ТС и водителя, полученные при осмотре места ДТП и опросе свидетелей. Данные о скрывшемся ТС и водителе немедленно доложить дежурному и в дальнейшем действовать в соответствии с его указаниями;
путем изучения места ДТП, а также опроса его участников и свидетелей установить причины и условия, способствовавшие его совершению, в том числе зафиксировать наличие сопутствующих дорожных условий;
организовать в необходимых случаях движение транспорта в объезд места ДТП и проведения аварийно-спасательных работ, а при невозможности сделать это - зафиксировать в присутствии двух понятых и участников ДТП расположение ТС, следов ДТП и других предметов, имеющих отношение к нему. После чего принять меры к удалению поврежденных ТС с проезжей части и возобновлению движения;
в случае установления при оформлении ДТП недостатков в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети, непосредственно угрожающих безопасности участников дорожного движения, принять меры к обозначению и ограждению опасных мест, передать информацию в дежурную часть и действовать по указанию дежурного.
До прибытия на место ДТП, в котором пострадал человек, следственно-оперативной группы, сотрудник должен:
определить число пострадавших, оценить тяжесть их состояния;
вызвать скорую медицинскую помощь, а при необходимости - сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, до их прибытия оказать пострадавшим первую помощь. Удаление поврежденных ТС с проезжей части осуществляется после извлечения из них пострадавших;
при необходимости организовать доставку пострадавших в ближайшее медицинское учреждение, выяснить фамилии, имена, отчества, место жительства, место работы пострадавших;
доложить прибывшему на место ДТП руководителю следственнооперативной группы (прокурору, следователю, дознавателю) сведения о причастных к ДТП лицах и свидетелях, указать местонахождение вещественных доказательств, передать документы участников ДТП и в дальнейшем действовать по его указанию.
Очередность действий до прибытия следственно-оперативной группы (дежурного по выезду на место ДТП) определяются сотрудником исходя из приоритетности сохранения жизни и здоровья граждан.[1]
Одной из важнейших особенностей ДТП является то, что оно, как правило, занимает протяженные участки улиц и дорог (от 100 м и более). Напомним, что, двигаясь со скоростью 90 км/ч, ТС проходит за одну секунду 25 метров, а детали ТС и предметы, находившиеся на них или у участников дорожного движения, при столкновениях и наездах могут быть отброшены на десятки метров. В условиях ограниченной видимости и при отсутствии на месте происшествия лиц, способных оказать содействие, необходимо предпринять простейшие меры по предотвращению вторичного ДТП. Необходимо включить специальные световые сигналы на патрульном автомобиле или аварийную световую сигнализацию на других ТС, находящихся в зоне происшествия, установить знаки аварийной остановки или мигающие фонари на расстоянии, обеспечивающем своевременное предупреждение водителей движущихся ТС об опасности (в населенных пунктах - не менее 15 метров, а вне их пределов - не менее 30 метров от стоящих автомобилей) (см. рис. 1).
Средства ограждения
мест ДТП
Вехи
с сигнальными
чехлами О ’
•*
*•
Мигающие фонари
Пластиковые
ограждающие
конусы
Фары
и сигнальные фонари ТС
•*
*•
Оградительные
световозвращающие
ленты
Переносные
барьеры
Знаки
аварийной
остановки
Переносные
дорожные
знаки
*■
•*
Сигнальные конусы
Рис. 1. Ограждение места ДТП на проезжей части
Установка ограждающих конусов и дорожных знаков должна производиться так, чтобы обеспечивать плавную траекторию объезда места ДТП. При отсутствии специальных устройств для обозначения места происшествия можно также использовать подручные материалы (ветки деревьев, всевозможные деревянные щиты, легкие предметы светлых тонов, соляровые факела и т.п.). По мере ликвидации последствий они, наряду с ограждающими конусами и дорожными знаками, должны своевременно удаляться.
К участникам ДТП могут относиться водители ТС, пешеходы, пассажиры, велосипедисты, дорожные рабочие и т.д., а также лица, уполномоченные регулировать дорожное движение (сотрудники полиции, ВАИ, дорожно-эксплуатационных служб, дежурные по железнодорожному переезду, работники паромных переправ и т.п.). Для определения круга лиц, причастных к происшествию, необходимо произвести краткий и беглый опрос людей, присутствующих на месте ДТП, а также оценить степень их осведомленности о данном событии. Особого внимания и такта требуют очевидцы, не имеющие возможности оставаться на месте происшествия продолжительное время.
Исходя из того, что очевидцы, которым удалось видеть начальную, кульминационную и финальную стадии ДТП, встречаются чрезвычайно редко, желательно задержать их до прибытия следственно-оперативной группы либо предоставить им возможность дать письменные показания. Обязательно зафиксировать сведения о данных лицах, сообщить им номер телефона дежурной части и указать должностных лиц, к которым они впоследствии должны обратиться для дачи показаний.
В основном свидетельскую базу по делам о ДТП составляют показания тех, кто наблюдал лишь конечную стадию ДТП, реагируя на звук удара, скрип тормозов, шин и резкие изменения траектории движения ТС. Их показания также представляют определенную ценность для установления механизма, последствий ДТП и действий его участников. Например, о скорости автомобиля, который совершил наезд на пешехода, можно судить по показаниям человека, который не видел ДТП, но заметил расстояние, которое проехал автомобиль за время, пока он шел от киоска до пешеходного перехода.
Обязательному опросу подлежат водители и пассажиры всех ТС, находящихся в зоне ДТП - среди них могут оказаться как очевидцы, так и непосредственные участники происшествия. Признаками причастности к ДТП может послужить внешний вид людей, присутствующих на месте ДТП. В первую очередь внимание уделяется лицам, находящимся у ТС и имеющим какие-либо внешние повреждения. Также опросу подлежат все лица, имеющие какие-либо травмы, повреждения на одежде, находящиеся в возбужденном или подавленном состоянии, одетые не по сезону, имею- 14
щие на одежде, теле и волосах следы горюче-смазочных материалов, осколки автомобильных стекол и т.д.
Если водителей данного ТС обнаружить не удается, то их личность устанавливается по регистрационным номерам, оставшимся в кабинах и салонах документам, вещам, перевозимым грузам.
Нередко, оценив последствия ДТП, водители уезжают с места происшествия, полагая, что причинили вред самому себе, своим родственникам или знакомым. Аналогичным образом поступают и пешеходы, осознавшие свою вину в создании аварийной обстановки. Учитывая это, им следует разъяснить, что подобное возможно лишь тогда, когда ДТП сопровождается только материальным ущербом, и его участники согласны прибыть на ближайший пост или подразделение ГИБДД МВД России для составления соответствующих документов.
Оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции возможно, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.
Не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии возможно лишь в том случае, если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия, и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.[2]
Охрана места ДТП относится к одной из сложнейших задач инспекторов ДПС, поскольку зона данных происшествий подвержена сильнейшему влиянию многих факторов: внешняя среда; последствия производства аварийно-спасательных работ; внимание большого числа людей; воздействие климатических факторов и т.п. Это приводит к существенному изменению обстановки и утрате вещественных доказательств.
Приступая к охране места ДТП, нужно определить его примерные границы, исходя из оценки вида, характера происшествия, признаков, ука
зывающих направление движения ТС, и показаний очевидцев. Границы ДТП должны охватывать места расположения:
точек наезда (столкновения, опрокидывания);
пострадавших;
транспортных средств;
отдельных частей транспортных средств и перевозимых грузов;
вещей участников происшествия;
следов на дорожном покрытии, элементах дорожной инфраструктуры, деревьях и других объектах.
В тех случаях, когда водители скрылись с места ДТП, прилегающая к нему территория должна включаться в подлежащую охране зону, т.к. на ней могут быть обнаружены следы участников ДТП и управляемых ими ТС.
Место ДТП подлежит полному освобождению от посторонних, однако при этом следует обращать внимание на их внешний вид, поведение, реплики, эмоциональное и физическое состояние с целью выявления признаков причастности к данному происшествию.
Для предотвращения вторичного ДТП необходимо использовать мигающие сигнальные фонари и знаки аварийной остановки, а во избежание проникновения на место происшествия посторонних ТС желательно применять ограждения из пластиковых сигнальных конусов, переносных барьеров, подходящих для этой цели малоценных легких компонентов перевозимых ТС грузов, веток деревьев и других подручных предметов.
Особой тщательности требует фиксация следов ДТП и их защита от неблагоприятного воздействия атмосферных осадков. Для этих целей применяются любые штатные и подручные средства (доски, ящики, куски полиэтиленовой пленки, рубероида, фанеры, брезента и т.п.).
Сотрудники ДПС должны при необходимости освободить проезжую часть от участвовавших в ДТП ТС, пострадавших и других объектов, предварительно зафиксировав их расположение, поскольку даже незначительные по своим последствиям ДТП могут существенно нарушить ритм дорожного движения и вызвать ряд нежелательных социальных проявлений (массовые опоздания на работу, учебу; срыв графиков доставки продуктов и материалов; задержки прибытия аварийных служб на места производства восстановительных работ и др.). В сложных ситуациях необходимо организовать объезды для исключения движения через предполагаемую зону происшествия посторонних ТС. Причем установка необходимых для этой цели переносных дорожных знаков, указателей, ограждений, проблесковых маячков не освобождает сотрудников ГИБДД МВД России от регулирования движения во избежание транспортного затора.
[1] Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 // Справочно-правовая система «Г арант».
[2] О правилах дорожного движения: утв. постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531. П. 2.6.1.
|