Следы протекторов покрышек автомашины на дороге имеют очень важное значение. По этим следам в некоторых случаях можно определить направление и скорость автомашины, взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения и непосредственно перед ним, поведение водителя во время происшествия (применил ли тормоз, пытался ли объехать препятствие и т.п.).
Шиной автомобиля называют комплект, состоящий из камеры, покрышки, оставляющей след на дороге, и прокладки между камерой и ободом колеса.
Шины бывают с диагональным и радиальным расположением нитей корда, в зависимости от конструкции каркаса.
По геометрии рисунка протектора автошины подразделяются на: ненаправленные, направленные (симметричные) и асимметричные.
Ненаправленный рисунок (рис. 6) симметричен относительно радиальной плоскости колеса. Такой рисунок протектора является традиционным и применяется в большинстве выпускаемых автопокрышек.
Направленный рисунок (рис. 7) симметричен относительно центральной плоскости вращения колеса, проходящей через середину протектора. Такой рисунок весьма эффективен для удаления из пятна контакта шины с дорогой воды, грязи, слякоти и рыхлого снега.
Асимметричный рисунок (рис. 8) несимметричен относительно центральной плоскости вращения колеса, проходящей через середину протектора.
На внешней стороне покрышки автомобильной шины обозначаются ее размеры. Например, на боковине шины можно увидеть надпись «175/70 R13» - это основные размеры шины (рис. 9, 10), обозначающие:
175 - ширина профиля шины в миллиметрах (B);
70 - соотношение высоты профиля шины к ее ширине в процентах (H/B);
R - радиальная шина (с радиальным расположением нитей корда);
13 - посадочный диаметр шины в дюймах (d) (один дюйм равен 2,54 см).
Рис. 9.
Основные размеры шины:
d - посадочный диаметр;
D - наружный диаметр;
B - ширина профиля;
5 6 7 8 9
A-f5/70R у3
TUBELESS
ПС-15
C - посадочная ширина профиля
Весьма важно установить, какому ТС принадлежат следы.
Для того чтобы следы протекторов покрышек на дороге не ввели инспектора в заблуждение, он должен, в тех случаях, когда участвовавшие в происшествии автомашины находятся на месте происшествия, убедиться в том, что имеющиеся следы принадлежат именно этим автомашинам. Это возможно путем сличения рисунков пр°тект°р°в покрышек рИс. п. ИзНос протектора шин задних колес автомашин с соответствующими
отпечатками на следах, а также дефектов этих покрышек с их отпечатками в следах и, наконец, путем подтверждения непрерывности следа от места стоянки автомашины до того пункта дорожного участка, до которого инспектор считает нужным провести осмотр места происшествия (рис. 11).
Следы шин необходимо сфотографировать во всех случаях. С этой целью необходимо выбрать участок следа с наиболее четкими отпечатками деталей строения (рисунков) поверхности шин.
Особенности следов шин на месте ДТП.
На месте ДТП, как правило, остаются три вида следов шин:
- отпечатки;
- скольжения;
- проскальзывания.
Отпечатки. Иногда путь движения ТС, как уже отмечалось, можно определить по отпечаткам шин, оставленным до или после ДТП. Отпечаток - это след, оставленный протектором шины на мягкой поверхности, когда колеса транспортного средства свободно вращаются. Отпечатки хорошо видны как вдоль, так и поперек следа (рис. 12).
Следы скольжения. Следы скольжения юза - это полосы, оставленные на дороге смещающимися шинами заторможенных (не вращающихся) колес. Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора не виден поперек следа, но оставляет определенное количество продольных линий. Если шина скользит параллельно оси колеса, то ширина следа равна габаритному размеру зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никаких особенностей рисунка не видно.
Следы проскальзывания при столкновении показывают точное место столкновения и имеют вид полос или характерных штрихов, направленных поперек линии движения ТС. Следы скольжения блокированных
колес под действием удара при ДТП также используются для точного определения места столкновения (рис 13).
Рис. 13. След проскальзывания колеса при столкновении
Что же касается следов, оставленных ТС на твердой поверхности (асфальт, асфальтобетон, бетон и т.д.), то они подразделяются на следующие:
- след фактического торможения - совпадает с началом видимого следа, т.е. ТС уже замедляет движение, а рисунок протектора еще не отражает этого процесса на дороге. Поэтому точку, где началось торможение, легче установить, если рассматривать след вдоль, с некоторого расстояния и под малым углом. При этом нужен ассистент, который мелом отметил бы указанную точку.
- следы скольжения колес по асфальтовому покрытию иначе еще называют след «юз», который оставляет за собой отчетливо видимый отпечаток протектора шин, потому точки начала и конца скольжения несложно будет определить.
следы качения - следы, имеющие признаки смещения, когда отпечаток рисунка протектора переходит в след скольжения или, наоборот, приобретает характер скольжения невращающегося колеса.
|