Осмотр ТС, находящегося на месте происшествия, производится, как правило, после осмотра, фиксации и изъятия следов и предметов, подверженных быстрому изменению и уничтожению.
Осмотр ТС начинается с уяснения их положения на месте происшествия по отношению к элементам дороги, улицы, ориентирам, определенным в процессе общего осмотра (дорожным знакам, перекресткам, сооружениям), другим ТС. Осмотр ТС на месте происшествия осуществляется двумя методами: статическим и динамическим. При статическом осмотре ТС воспринимается как элемент обстановки места происшествия, занимающий определенное положение по отношению к окружающим его объектам. Оно фотографируется и наносится на схему ДТП.
В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указывается:
ТС (номер по порядку), тип (вид), модель, регистрационный номер, цвет, характер груза, его количество, вес и т.д.;
место, где находится ТС (на проезжей части, на тротуаре, в кювете, на пешеходной дорожке, пешеходном переходе и т.д.);
расположение на месте его обнаружения, на каком расстоянии находятся задняя и передняя части (бампер, крюк), правая и левая стороны (шины, борта кузова) от элементов дороги, и других ТС, а также объектов, избранных в качестве ориентиров.
Объекты-ориентиры избираются в процессе общего осмотра места совершения административного правонарушения.
При осмотре ТС необходимо выяснять и учитывать:
Обзорность (видимость) на дороге по прямой зависит от марки автомашины (у грузовой - видимость больше, чем у легковой), от погодных условий, времени суток и т.д. Это влияет на восприятие водителем обстановки на дороге, позволяет принимать соответствующие меры при ее нарушении (снизить скорость, принять вправо, остановиться и т.д.).
Фактическое время и место опасности позволяют сопоставить место (точку) видимости опасности, установленные должностным лицом (возможного восприятия), с местом (точкой) видимости, указанным водителем (фактического восприятия), которые могут совпадать, что будет подтверждать правильность даваемых водителем показаний. И наоборот, несовпадение этих данных может уличить водителя в даче заведомо ложных показаний.
От фактического восприятия до принятия мер по предотвращению той или иной аварийной ситуации, сложившейся на автодороге, проходит некоторое время (время реакции водителя). ТС же, в зависимости от скорости, проходит определенное расстояние, прежде чем сработают тормоза, или начнет уходить «вправо-влево».
При определении положения ТС по отношению к элементам дороги (бордюру, обочине, линии разметки) указывается, куда обращена передняя часть ТС. Осмотр ТС рекомендуется начинать с его передней части. При этом обращается внимание на целостность фар, подфарников, переднего стекла, наличие вмятин, царапин, волос, частиц кожи и мышц человека, крови, обрывков тканей одежды на частях автомобиля (передней, боковых, кабины и кузова).
Анализ следов столкновения позволяет определить направление силы, вызвавшей повреждения, что, в свою очередь, способствует установлению места первичного контакта ТС и угла их столкновения. По форме вмятины представляется возможным судить о том, какой частью (деталью) образовано повреждение. Поверхность вмятин и ее края позволяют установить направление движения объекта, оставившего след.
В ходе осмотра при необходимости изымаются и упаковываются следы, вещества, предметы, осколки стекла от разбитых фар, подфарников или ветрового стекла. Осмотр ТС обычно заканчивается проверкой технического состояния:
- тормозной системы;
- рулевого управления;
- шин;
- осветительных приборов.
Исправность тормозной системы необходимо исследовать, соблюдая требование ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования к безопасности и техническому состоянию и методы проверки».1
Исправность рулевого управления, внешних световых приборов, стекол, очистителей и стеклоомывателей лобового стекла, колес и шин, двигателя, прочих элементов конструкции необходимо оценивать, сравнивая с требованиями вышеуказанного ГОСТ, приведенными в приложении к Правилам дорожного движения.[1] [2]
Давление в шинах проверяется с помощью манометра. Об осмотре ТС делается отметка в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения, в котором фиксируется и состояние протектора.
В случае если водитель скрылся с места происшествия и ТС осматривается не на месте ДТП, описывается, а также фотографируется рисунок протектора, его особенности.
Если ДТП произошло в ночное время и фары не повреждены, устанавливается освещенность пути фарами осматриваемого ТС посредством включения ближнего и дальнего света. Об этом делается соответствующая запись в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения с указанием видимости (в метрах) освещаемого пути.
Следы и повреждения, имеющиеся на ТС, описывают в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения с указанием точного места их расположения, наименования узла и детали ТС.
Установив расстояние при помощи замера от места фактического восприятия до места начала следов торможения, юза и т.п., должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может, используя достижения автотехнической экспертизы, определить место столкновения ТС. При столкновении двух автомобилей можно по следам разброса их обломков установить место столкновения - оно будет располагаться между местами разброса (рис 14).
Рис. 14. Место столкновения ТС, установленное по осколкам разбитого стекла
Осыпи грязи располагаются вблизи места столкновения, так как крылья автомашины препятствуют их перемещению на значительное расстояние, что облегчает задачу по определению места столкновения.
Масло, вода, тосол, антифриз, вытекающие из поврежденных деталей автомашины, могут прямо указывать место столкновения, так как их разбросу препятствует другой автомобиль, и поэтому они вытекают вниз, прямо на поверхность дороги.
Изучая следы бокового перемещения следов скольжения шин, инспектор ДПС может довольно точно определить место столкновения, так как отклонение от первоначального движения происходит в момент столкновения, что приводит к резкому небольшому отклонению следов скольжения шин задних колес в боковом направлении.
Следы повреждений на придорожных объектах, таких как насыпи, ограждения, деревья, опоры освещения и т.д., могут находиться на некотором расстоянии от места столкновения и места нахождения ТС после ДТП, и их порой трудно обнаружить. Поэтому по прибытии на место происшествия инспектор ДПС в первую очередь должен определить границы осмотра и поиска вещественных доказательств.
Следы повреждений, оставленные на придорожных объектах, помогут инспектору ДПС:
- установить путь движения ТС до столкновения;
- получить информацию о возникновении ДТП;
- найти точки, в которых ТС выехало за пределы дороги;
- установить изменение направления движения до столкновения, так как в результате наезда на неподвижные объекты может заметно и резко измениться направление движения ТС, и без установления следов соприкосновения у инспектора ДПС или следователя могут возникнуть трудности в определении направления первоначального движения;
- обнаружить отпечатки следов шин и других следов;
- решить вопрос о том, где находилось ТС перед столкновением, что можно установить при опросе свидетеля, который может указать, где впервые увидел один или другой автомобиль (возле придорожного объекта, опоры светильника, остановки и т.д.).
Однако инспектору ДПС необходимо научиться различать старые следы повреждений, оставленные на придорожных объектах ранее, от следов повреждений, оставленных непосредственно перед ДТП. Старые следы имеют наслоения пыли, грязи и т.д., они более тусклые, затертые, имеют следы отложений, оставленные другими ТС и другие характерные отличия.
[1] ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования к безопасности и техническому состоянию и методы проверки»: утв. постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 № 47-ст (ред. от 26.08.2005) // Справочно-правовая система «Гарант».
[2] Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 10.09.2016) «О Правилах дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531.
|