Схема места совершения административного правонарушения составляется сотрудником Госавтоинспекции МВД России не только при ДТП с материальным ущербом при отсутствии пострадавших в них лиц, но и в случаях, если имеются последствия в виде причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ.
В этом случае схема места совершения административного правонарушения приобщается к протоколу осмотра места совершения административного правонарушения. То есть, необходимые графически зафиксированные объекты на схеме места совершения административного правонарушения (ширина проезжей части, дорожных знаков, технические средства регулирования дорожного движения, тротуары, газоны, строения, положение ТС после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков ТС, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям). В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения дополняются сведениями о состоянии и качестве дорожного полотна, степени освещенности участка дороги, типе перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, наличии, исправности или неисправности светофора и другими существенными обстоятельствами данного дела.
В этих целях сотрудник Госавтоинспекции МВД России или иное должностное лицо органов внутренних дел для составления схем места совершения административного правонарушения использует так называемые типовые бланки, большое количество которых централизованно изготавливается в стандартном формате А 4 на бумаге с миллиметровой сеткой. По нашему мнению, это провоцирует распространение ложных стереотипов, способствующих низкому качеству составления схемы места совершения административного правонарушения. Во-первых, размеры обычно недостаточны для фиксации обстановки ДТП, границы которого могут исчисляться сотнями метров. Во-вторых, место ДТП может иметь сложную конфигурацию и насыщенность причастными к ДТП объектами, подлежащими обязательной фиксации. А самое главное, на схемах практически никогда не отражаются вертикальные и аксонометрические проекции, которые необходимы для правильного восприятия характера местности в зоне происшествия.
Часто в составленных инспекторами ДПС схемах наблюдается чрезмерная избыточность размерных линий, которые используются для привязки объектов в плане, вызванная предположением, что чем больше размерных линий указано в схеме, тем точнее будет привязка объекта. Как правило, такой подход ошибочен и приводит к тому, что размерные линии часто противоречат друг другу и существенно осложняют визуальное восприятие данной схемы.
Нередко бывает и такое, что инспекторы ДПС не отражают в схемах ДТП следы торможения колес ТС, вид и состояние дорожного покрытия. Пренебрежение этими моментами приводит к тому, что в последующем, в случае необходимости, становится невозможным производство комплексной экспертизы не только в рамках уголовных, но и административных дел данной категории.
Для того чтобы схема места совершения административного правонарушения была выполнена разборчиво, правильно, с указанием всех необходимых объектов, связанных с данным происшествием, желательно выполнить ее сначала в черновом варианте (примерная схема). Необходимо добиваться того, чтобы все данные наносились в определенной пропорции (например, ширина проезжей части, тротуары, обочины, разделительные полосы, ТС и т.д., а также их расположение относительно друг друга). Затем перенести уже более подробную схему, отражающую объективную обстановку места ДТП, выполненную надлежащим образом в соответствующем масштабе или на миллиметровой бумаге, в чистовой вариант.
Если предполагается, что оформленная и подписанная должным образом схема с указанными на ней размерами останется единственным графическим документом по делу, то необходимо также, чтобы были соблюдены пропорциональность и правильное взаимное расположение изображенных объектов.
Предлагается придерживаться следующего порядка:
1. На месте ДТП инспектору ДПС необходимо определить количество объектов которые имеют отношение к происшествию, привязка которых должна быть отражена в плане, и других укрупненных объектов, находящихся на месте ДТП, которые способствуют правильному восприятию схемы.
Нанести линии границ проезжей части, тротуаров, обочин, дорожной разметки, дефектов дорожного покрытия (см. рис. 15), контуры ТС и других объектов. Особое внимание необходимо уделить точности вычерчивания радиусов поворотов и закруглений улиц, площадей и дорог, углов слияния и разветвления проезжих частей (см. рис. 16).
Начертить размерные линии, обеспечивающие привязку объектов осмотра относительно ориентира. При этом в качестве ориентира желательно выбирать недвижимые объекты, например магазины, жилые дома. Если ДТП произошло на пересечении проезжих частей, то ориентиром может служить край проезжей части. Вне населенного пункта, как правило, это могут быть железобетонные столбы линий электропередач, расположенные вдоль дороги и имеющие порядковые номера, километровые столбики, элементы дорожных сооружений (мосты, путепроводы, эстакады и т.д.), край проезжей части примыкающей дороги (см. рис. 17). Толщина размерных линий должна быть в 2-3 раза тоньше линий границ проезжей части, контуров ТС и других объектов.
Указать на схеме имеющиеся дорожные знаки, указатели, светофорные объекты, следы колес ТС (торможения, юза, заноса, скольжения, пробуксовки и т.д.).
Указать ширину проезжей части, тротуаров, обочин, резервных зон, газонов, направление движения ТС до происшествия, названия улиц, остановок общественного транспорта и других объектов в зоне происшествия.
Предметы, положение которых трудно передать на плане: мачты освещения, деревья, осколки частей автомашин, разлитая на проезжую часть жидкость, выбоины и т.п., можно для наглядности нарисовать в вертикальной проекции, либо применить соответствующие условные обозначения, расшифровку которых дать на свободном поле схемы.
|