Первостепенное значение среди функций государства традиционно отводится функции, обеспечивающей охрану собственности, охрану правопорядка, защиту прав и свобод личности. При этом собственность, будучи материальной основой и экономическим выражением свободы общества и личности, не только является необходимым условием свободного осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, но и гарантирует реализацию иных прав и свобод человека и гражданина, а также исполнение обусловленных ею обязанностей. Право же частной собственности как элемент конституционного статуса личности определяет, наряду с другими непосредственно действующими правами и свободами человека и гражданина, смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием[1].
В отношении права частной собственности государством устанавливаются четкие юридические механизмы реализации, способы защиты, меры ответственности различных субъектов за посягательства на это право. Эти механизмы реализуются через нормативные правовые акты, которые по своей сути есть правила поведения, отражающие интересы общества и выражающие требования общества к своим членам о возможном и должном поведении. «... Мера свободы определенных общностей, а значит и их отдельных представителей всегда фиксировалась, «отмерялась» в соответствующих правовых институтах, нормах права»[2].
Нормы законодательства, охраняющие право частной собственности могут быть охарактеризованы как нормативно - формальный механизм закрепления свободы субъектов экономических отношений и определения рамок, в пределах которых их распоряжение собственностью остается свободным.
Законодатель призван обеспечивать правовую определенность, стабильность и предсказуемость в сфере гражданского оборота, поддерживая как можно более высокий уровень взаимного доверия между субъектами экономической деятельности и создавая все необходимые условия для эффективной защиты права собственности и иных имущественных прав. Вместе с тем он должен исходить из конституционной обязанности Российской Федерации как социального государства заботиться о благополучии своих граждан, сохраняя им условия для нормального существования, а также из конституционных основ правового статуса личности, в частности, требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц с тем чтобы не умалялось достоинство личности и не нарушались социально-экономические права граждан[3].
Особую роль в сфере охраны права частной собственности играют международные правовые акты. Общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в фундаментальных международных соглашениях, выступают основой международно-правовых гарантий права частной собственности. Пристальное внимание мирового сообщества к защите права собственности обусловлено тем, что это право относится к числу фундаментальных прав человека. Необходимо подчеркнуть, что международные акты о правах человека в одинаковой мере распространяются как на иностранных, так и на собственных граждан государства. Являясь полноценной участницей Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней с 1998 года (далее - ЕКПЧ), Россия должна обеспечить действие и соблюдение соответствующих норм на своей территории, что оказывает непосредственное воздействие на регулирование общественных отношений собственности. Присоединение к Конвенции по правам человека влечет не только конкретные юридические последствия, но и означает распространение на национальную правовую систему общемировых стандартов, основу которых составляет, в том числе, и признание права частной собственности.
Таким образом, международные правовые акты играют особую роль в сфере охраны права частной собственности, основными среди которых являются: Всеобщая декларация прав человека[4], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и факультативный протокол к нему[5]; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[6] от 16 декабря 1966 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 ноября 1950 г.)[7]; Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995 г)[8] и др.
Статья 17 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. В соответствии со ст. 22 каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Особо отмечено, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).
Согласно ст. 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод государство обязано надлежащим образом организовать общественные отношения собственности, чтобы субъективное право собственника эффективно защищалось. Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Между тем, особо подчеркивается, что данные положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.
В соответствии со ст.1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека гласит (ст.26), что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в общественных интересах, в судебном порядке и при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством и общепризнанными принципами международного права.
Статьей 22 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года установлено, что каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.
В сфере охраны права частной собственности средствами прокурорского надзора в первую очередь следует назвать международные договоры, о высокой значимости которых в надзорной практике свидетельствует приказ Генерального прокурора РФ от 12.03.2009 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации», п. 2 которого установлена обязанность соответствующих подразделений органов прокуратуры обеспечить в том числе организацию выполнения обязательств и реализацию прав вытекающих из международных договоров Российской Федерации. В их числе договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, имущество, капитал; о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле и иные.
Присоединение к международным договорам - это естественный путь вхождения России в международное экономическое пространство, и одно это обстоятельство выдвигает требование гармонизации норм российской правовой системы путем признания равного объема прав юридических и физических лиц, признания международных юридических документов[9], которые для некоторых направлений надзора имеют основополагающее значение[10].
В области защиты права частной собственности также действуют многочисленные международные конвенции.
Конституционно гарантированными экономическими правами, воспринятыми из Международного пакта от 16.12.66 «Об экономических, социальных и культурных правах»[11], ратифицированного СССР и Российской Федерацией, из Конвенции Содружества Независимых Государств «О правах и основных свободах человека», принятой 26.05.95 в г. Минске[12], и других международных договоров, являются возможность заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, кроме запрещенных законом и тех, на занятие которыми требуется лицензия, свобода объединения граждан, свобода перемещения капиталов, имущества и др.
Конституционные гарантии права частной собственности содержатся во всех главах Конституции РФ.
Так, в соответствии со ст. 8 в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Конституция РФ установила возможность иметь в частной собственности землю (земельные участки), а также другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9, ст. 36).
Из провозглашенного в ст. 40 Конституции РФ права на жилище следует возможность иметь в частной собственности жилые помещения. В ч. 3 указанной статьи подчеркивается, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Особый вид собственности представляет интеллектуальная собственность, которая также гарантированно охраняется законом. Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации (1993), в которой нормы ст. 44 гарантируют каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и устанавливают, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Поскольку институт «охраны законом» в Конституции РФ применяется трижды: по отношению к праву частной собственности (ст. 35), к правам потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52), - то его применение в ст. 44 также подразумевает охрану прав, совокупность которых и составляет интеллектуальную собственность. Законодательство об интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).
Таким образом, Конституция РФ, провозглашая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства (статья 2), гарантирует каждому свободу экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; каждый имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); на защиту указанных прав и свобод, в том числе судебную защиту, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8; статья 19, части 1 и 2; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).
По смыслу названных положений, термином «имущество» охватывается любое имущество, связанное с реализацией права частной и иных форм собственности, в том числе имущественные права, включая полученные от собственника права владения, пользования и распоряжения имуществом, если эти имущественные права принадлежат лицу на законных основаниях. Реализация имущественных прав осуществляется на основе общеправовых принципов неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого- либо в частные дела[13].
Приведенным положениям Конституции РФ, выражающим один из основополагающих аспектов верховенства права - общепризнанный в демократических государствах принцип неприкосновенности собственности, выступающий гарантией права собственности во всех его составляющих, корреспондируют приведенные выше положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права; государство вправе обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами (статья 1 «Защита собственности» названного выше Протокола № 1); каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Право частной собственности гарантируется, но оно не может быть абсолютным. Поэтому предусматривается ряд ограничений, которые вытекают, прежде всего, из содержания прав и свобод человека и гражданина, а также из конституционных обязанностей государства их соблюдать и защищать. Возможностью несовпадения частных интересов с публичными продиктована необходимость включения в Конституцию положений, определяющих границы (пределы) основных прав и свобод, в том числе, права частной собственности. Однако вводимые государством ограничения нельзя рассматривать как насилие над личностью или навязывание ей определенного варианта поведения, поскольку они вводятся в целях исполнения ст. 17 Конституции Российской Федерации, ч.3 которой устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии с такой трактовкой основной смысл ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации сводится к тому, что права одних лиц могут быть ограничены для защиты таких же по
17
своему содержанию прав других лиц .
В частности, «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст. 34 Конституции). Реализация права частной собственности не должно противоречить политике государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на охрану труда и здоровья людей, гарантий их социальной защиты (ст.7). Недопустима такая экономическая деятельность, которая наносит вред окружающей среде, допускает хищническое использование природных ресурсов, нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 36). Ограничение экономической свободы и права частной собственности возможно в случаях принудительного отчуждения имущества (ч. 3 ст. 35) в условиях чрезвычайного положения (ст. 56) исходя из определенных обязанностей и обязательств субъекта хозяйствования и т.п.
Соответственно, Конституция Российской Федерации, наделяя федерального законодателя определенной дискрецией при регулировании права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом (статья 71, пункты «в», «о»), закрепляет в статье 55 (часть 3) основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Из данной нормы во взаимосвязи со статьями 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 Конституции Российской Федерации вытекает, что ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты дру- [14] гих конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права»[15].
«По смыслу статьи 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (часть 3), возможные ограничения права собственности в целях защиты публичных интересов могут обусловливаться также необходимостью обеспечения производства по уголовному делу, для чего лица, производящие дознание и предварительное следствие, наделяются полномочиями по применению соответствующих обеспечительных мер, связанных с изъятием имущества.
При этом, однако, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изъятие имущества у собственника или законного владельца допустимо без судебного решения только в тех случаях, когда такое изъятие как процессуальная мера обеспечительного характера является временным, не приводит к лишению лица права собственности и предполагает последующий судебный контроль; отчуждение же имущества, изъятого в качестве вещественного доказательства по уголовному делу, без судебного решения невозможно»[16].
«Таким образом, «в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников. Возможные же ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм. Сама же возможность ограничений и их характер должны обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей, а именно основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К конституционно защищаемым ценностям относятся и достойная жизнь и свободное развитие человека, обеспечение которых составляет обязанность государства (статья 7 Конституции Российской Федерации), и право каждого на жилище (статья 40; статья 56, часть 3, Конституции Российской Федерации)»[17].
Однако данные нормы не означают, что, например, принимая решение о лишении собственности или о других формах ограничения собственности, государство при наличии публичной цели обладает любыми полномочиями в отношении такого ограничения. Баланс публичных и частных интересов требует от государства гибкого подхода, основанного на равном отношении к частным лицам, учитывающего процедурные гарантии, а также особенности правового регулирования той или иной сферы, в которой применяются меры по контролю за собственностью[18].
Исходя из принципа «все равны перед законом и судом» (ч. 1 ст. 19 Конституции), в сфере правового регулирования не должны создаваться неоправданные льготы отдельным хозяйствующим субъектам, государство обязано обеспечивать равный режим их функционирования в одинаковых отношениях и ситуациях. Одним из аспектов этого принципа является запрет законодательным органам и иным нормоустанавливающим органам государства создавать для различных хозяйствующих субъектов юридически неравные правовые рамки их экономической свободы при фактически сходных или одинаковых обстоятельствах, что может незаконно ограничить право частной собственности.
«По смыслу статей 8 (часть 2), 35 (часть 1), 45 (часть 1), 71 (пункты «в», «д», «о») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, право собственности, включая основания и порядок его приобретения, перехода и утраты, а также объем и границы правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, регулируется федеральным законом. Содержание данного регулирования, как следует из статей 1, 2, 15 (часть 4), 17 (части 1 и 2), 18, 19, 34 (часть 1) и 35 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, не может определяться федеральным законодателем произвольно: отношения собственности в Российской Федерации должны регламентироваться в соответствии с принципами правового государства, на основе юридического равенства и справедливости и исходя из того, что право собственности, равно как и все другие права и свободы человека и гражданина, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации»[19].
«Выраженные в Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающие равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого- либо в частные дела, обусловливают свободу владения, пользования и распоряжения имуществом, включая возможность отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, и вместе с тем - необходимость соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц. Это означает, в частности, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы других лиц; соответственно, предполагается и возможность исполнения собственником своих гражданскоправовых обязательств за счет принадлежащего ему имущества, в том числе относящегося к объектам недвижимости»[20].
Как видно, нормы Конституции Российской Федерации, относящиеся к праву частной собственности, определяют основные правовые понятия, пределы действия юридических норм, возможности ограничений права собственности, принципы реализации этого права и т.д. Вместе с тем, конституционные положения в силу их высокой стабильности не подходят для непосредственного регулирования отношений собственности. Их роль состоит в том, чтобы гарантировать устойчивость и предсказуемость законодательства, обеспечивающего право собственности.
«По смыслу статей 8 (часть 2), 35 (часть 1), 45 (часть 1), 71 (пункты «в», «д» и «о») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, право собственности, включая объем и границы правомочий по владению, пользованию и распоряжению, а также определение оснований и порядка приобретения права собственности, его перехода и утраты, регулируется федеральным законом. При этом содержание данного регулирования, как следует из статей 1, 2, 15 (часть 4), 17 (части 1 и 2), 18, 19, 34 (часть 1) и 35 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, законодатель не может определять произвольно: право собственности относится к числу основных прав и свобод, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; государство обязано признавать, соблюдать и защищать право собственности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации»[21]. Кроме того, законодательное усмотрение связано не только с обязанностью следовать конституционно одобряемым целям, но и с выбором средств их достижения, которые также не должны противоречить Конституции Российской Федерации. На основании этого положения Конституции, обеспечивающие право частной собственности, развиваются в различных отраслях законодательства. Как справедливо отмечалось, все отрасли российского права связаны с конституционным правом, поскольку их нормы призваны детально регламентировать положения, установленные Конституцией РФ (конкретизация права)[22].
Большинство норм, обеспечивающих право частной собственности относятся к гражданскому законодательству, которое основано на конституционных принципах свободы экономической деятельности, признания и защиты собственности, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, а также на конституционно гарантируемых в Российской Федерации свободном использовании имущества для предпринимательской деятельности и осуществлении прав владения, пользования и распоряжения имуществом.
«Собственность, как цивилизованная основа и выражение свободы человека, является необходимым условием свободы экономической (в том числе предпринимательской) деятельности, предполагающей свободу договора и равенство субъектов этой деятельности, правовое положение которых предопределяется закрепленными Конституцией Российской Федерации правом частной собственности, а также гарантиями данного права и критериями возможных его ограничений. Исходя из этого Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает в качестве основных начал гражданского законодательства неприкосновенность собственности и свободу договора, равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданского оборота, беспрепятственное осуществление гражданских прав, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебную защиту (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
Указанные фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также соответствующего объема их защиты и правомерных ограничений»[23].
Между тем, в институт права собственности включаются не только гражданско-правовые нормы. Он охватывает все нормы права, закрепляющие (признающие), регулирующие и защищающие принадлежность материальных благ конкретным лицам. К ним, следовательно, относятся не только соответствующие нормы гражданского права, но и определенные предписания конституционного и административно-правового характера, а также уголовно-правовые правила, устанавливающие принадлежность имущества определенным лицам, закрепляющие за ними известные возможности его использования и предусматривающие юридические способы охраны прав и интересов собственника. То есть, право собственности представляет собой комплексный (многоотраслевой) институт права, в котором преобладающее место зани-
27
мают гражданско-правовые нормы.
Содержание права собственности раскрывается в ст. 209 ГК РФ с помощью триады полномочий:
владения;
пользования;
распоряжения.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Между тем, из названных выше положений Конституции Российской Федерации, предопределяющих правовое положение участников гражданского оборота, в том числе при осуществлении сделок с недвижимым имуществом вытекает требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц, которое означает в том числе, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия [24] только если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы других лиц[25].
«Выраженные в Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы неприкосновенности и свободы собственности, свободы договора и равенства всех собственников как участников гражданского оборота обусловливают свободу владения, пользования и распоряжения имуществом, включая возможность отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Соответственно, предполагается и возможность обеспечения собственником своих обязательств по гражданско-правовым сделкам за счет принадлежащего ему имущества, в том числе относящегося к объектам недвижимости»[26].
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Подчеркивается, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Субъекты права собственности являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая предприятия как имущественные комплексы, жилые дома и квартиры. Определяя возможные виды частной собственности, учитываемые в настоящей работе, можно опираться на ст. 128 ГК РФ, согласно которой к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
В процессе защиты права частной прокурорами охватываются все указанные объекты гражданских прав. В связи с возникающими в практике прокурорского надзора вопросами отметим, что к таким объектам относятся и культурные ценности, собственниками которых зачастую выступают не только граждане, но также общественные организации, общественные объединения, право частной собственности которых при необходимости защищается прокурором. Приведем в качестве иллюстрации пример успешной защиты права частной собственности общественных объединений.
Так, Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2016 г. проведена проверка соблюдения Ассоциацией общественных объединений «Международная конфедерация союзов художников» (далее - МКСХ) законодательства при владении и распоряжении имуществом ликвидированного в 1992 году Союза художников СССР (далее - СХ СССР). Данное проверка осуществлялась в связи с тем, что Министерство культуры Российской Федерации претендовало на передачу в собственность государства объектов частной собственности, право на которые принадлежит
МКСХ. Проверкой установлено, что в соответствии с уставом СХ СССР являлся федерацией равноправных союзов художников союзных республик и имел статус независимой от государства общественной самоуправляющейся организации. Средства СХ СССР образовывались из вступительных и членских взносов, доходов от хозяйственной деятельности, поступлений в Художественный фонд организации и средств, выделенных долевым участием союзами художников. На заседании последнего съезда СХ СССР в апреле 1992 г. принято решение о ликвидации данной организации, объявив ее правопреемниками союзы художников 15 республик СССР, а также городов Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. Собственность СХ СССР решено закрепить за правопреемниками. Одновременно союзами художников Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, городов Москвы и Санкт-Петербурга была учреждена Ассоциация общественных объединений «Международная конфедерация союзов художников».
Согласно ликвидационному разделительному балансу СХ СССР разделу подлежали 28 объектов недвижимого имущества и материальные ценности, в том числе произведения живописи и декоративно-прикладного искусства. Этим же балансом МКСХ определена единым субъектом правопреемственности с передачей ей в хозяйственное управление имущества и оборотных средств 8 юридических лиц, входящих в структуру СХ СССР, включая Выставочное объединение «Центральный дом художника» и выставочные фонды.
Постановлением съезда правопреемников СХ СССР от 21.09.1993 данное имущество передано в собственность МКСХ. Право собственности на недвижимое имущество зарегистрировано МКСХ в установленном порядке, которое в соответствии со статьей 2 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» может быть оспорено только в судебном порядке. При этом правомочность МКСХ выступать в качестве собственника в отношении переданного ей имущества ликвидированного СХ СССР подтверждается постановлениями арбитражных судов. В 90-х годах МКСХ неоднократно принимала участие как со стороны истцов, так и со стороны ответчиков в судебных разбирательствах, по результатам которых судами, в том числе на основании оценки документов о разделе имущества СХ СССР, приняты решения в пользу МКСХ. Следует учитывать, что финансирование деятельности МКСХ осуществляется без привлечения средств федерального бюджета.
Переданные в собственность МКСХ от СХ СССР культурные ценности насчитывают более 40 тыс. наименований предметов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптур. Данные предметы в настоящее время имеют статус частной коллекции, находящейся в собственности МКСХ, и в Музейный фонд Российской Федерации не включены. В результате проверки Генеральной прокуратурой РФ было установлено, что претензии государства в лице Министерства культуры на указанные объекты частной собственности безосновательны, в связи с чем они не подлежат изъятию в пользу государства.
Более того, в июле 2016 г. АО «F...» обратилось в Министерство культуры Российской Федерации с заявлениями о получении разрешения на вывоз приобретенных у МКСХ картин в Республику Казахстан. В связи с вышеизложенной позицией Минкультуры России о необоснованном праве собственности продавца (МКСХ) на проданные им картины и необходимостью проведения дополнительных историко-искусствоведческих экспертиз, вопрос выдачи разрешений Управлением Минкультуры России по Центральному федеральному округу затянулся. С целью урегулирования сложившейся ситуации представители АО «F..» обратились в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, после вмешательства которой Министерством культуры Российской Федерации обществу выдано разрешение на вывоз указанных предметов живописи.
Таким образом, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество. Право собственности на него обеспечивается и защищается прокуратурой. Исключение составляют отдельные виды имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам (ст. 213 ГК РФ).
В состав имущества, принадлежащего гражданам, могут входить и отдельные обязательственные права (например, такие права требования, как вклады в банках, либо права пользования чужим имуществом), корпоративные права (права участия в акционерных и других хозяйственных обществах, в кооперативах), а также некоторые правомочия из состава исключительных прав. Они не приобретают тем самым режима вещных прав, но находятся в составе принадлежащего гражданину имущества как единого комплекса. Именно этот комплекс составляет объект взыскания возможных кредиторов гражданина, а в случае его смерти - наследственную массу (объект наследственного преемства).
Гражданское законодательство предусматривает также некоторые особые основания возникновения права собственности граждан. Так, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива приобретает право собственности на квартиру, дачу, гараж или иное помещение, которое было предоставлено ему кооперативом, после полного внесения паевого взноса за указанное имущество (п. 4 ст. 218 ГК РФ).
В настоящее время отпали свойственные советскому времени ограничения объектов права собственности граждан - количество или размер жилых помещений, в том числе квартир, дач и садовых домиков, автотранспортных средств и т.п. В соответствии с п. 2 ст. 213 ГК РФ не подлежат ограничению количество, а также стоимость объектов права собственности граждан, если только такое ограничение не вызывается целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, закон предусматривает весьма широкие, хотя и не безграничные возможности для развития частной собственности граждан и создает ей необходимые правовые гарантии.
Объектом права собственности граждан не может быть только имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности государства. Конкретные виды объектов, которые не могут принадлежать гражданам на праве собственности, должны быть прямо указаны в законе (п. 2 ст. 129 ГК РФ) и не могут устанавливаться подзаконными актами. Это же касается и объектов, которые могут находиться в собственности частных лиц только по специальному разрешению, т.е. ограниченных в обороте (абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК РФ).
Согласно статье 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1); принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся обращение взыскания на имущество по обязательствам, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных, реквизиция, конфискация, отчуждение имущества в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом (пункт 2).
Следовательно, прекращение права собственности возможно либо по воле самого собственника, либо в силу обстоятельств, которые не могут рассматриваться как действия третьих лиц, специально направленные на прекращение права собственности, либо в результате принудительного изъятия имущества у собственника на законных основаниях.
Защита частной собственности осуществляется, прежде всего, собственником, и прежде всего в судебном порядке. В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения (виндикационный иск).
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения (негаторный иск).
При осуществлении надзора за исполнением законов о защите права частной собственности, прокурорам следует учитывать, что на защиту права собственности направлены нормы законодательства, определяющие перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Так, в соответствии со ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в вышеприведенном абзаце, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание; и др.
Соответственно, статья 446 ГПК Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится. Предоставляя, таким образом, гражданину-должнику имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы - исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, данная статья выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц.
Аналогично, в ст. 101 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, к которым, в частности, относятся:
денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:
пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
средства материнского (семейного) капитала; и др.
Таким образом, установив в рамках общего порядка обращения взыскания на имущество должника правило, согласно которому при отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, федеральный законодатель, стремясь сохранить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и жизнедеятельности, защитить их право собственности, предусмотрел исключение из этого правила, в силу которого на определенные федеральным законом виды имущества должника взыскание обращено быть не может.
Как видно, законодательная регламентация обращения взыскания по исполнительным документам осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех участников исполнительного производства с законодательным установлением пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание права собственности должника и одновременно отвечающих интересам защиты права собственности кредитора, с целью предотвращения либо уменьшения размера негативных последствий неисполнения обязательства должником.
Анализируя правовые основы защиты права частной собственности необходимо отметить, что прокуроры наделены законом комплексом универсальных полномочий, предоставляющих широкие возможности для выявления и пресечения нарушений законов о защите права частной собственности.
Если говорить о защите права частной собственности физических лиц, то следует отметить процессуальные полномочия, закрепленные в ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которыми прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого являются некоторые категории обращений, в том числе, о защите семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
С 15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ), который по некоторым аспектам изменил порядок обращения прокуроров в суд, в том числе, по делам о защите права частной собственности. В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. При этом административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В ст. 125 особо отмечено, что в случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
Поскольку на прокурора, предъявившего административный иск, в силу ст. 62 КАС РФ, возложено бремя доказывания, прокурор перед предъявлением административного иска в ходе проведения проверки должен собрать необходимый доказательственный материал. Таким образом, при подготовке административных исковых заявлений прокурор должен обеспечить их полноту и аргументацию, представить в суд необходимые и исчерпывающие доказательства.
Согласно ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом необходимо учитывать, что иски, связанные с решением финансовых вопросов, судами как и прежде рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Необходимые разъяснения по вопросам применения КАС даны в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Данная позиция учитываются прокурорами при защите права частной собственности. Указано, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В целях правильного применения КАС заместителем Генерального прокурора Российской Федерации 10.10.2016 издано информационное письмо «О разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения Кодека административного судопроизводства Российской Федерации». В данном информационном письме внимание прокуроров акцентировано на следующем. Верховный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда. Кроме того, обращено внимание на разъяснения Верховного Суда Российской Федерации о положении прокурора в административном деле. Так, прокурор в порядке статьи 39 КАС РФ обращается в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступает в процесс и дает заключение по административным делам, указанным в КАС РФ и других федеральных законах (пункт 12 постановления Пленума).
Административное исковое заявление прокурора и прилагаемые к нему документы должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ним частями б, 7 статьи 125, пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ. В частности, к административному исковому заявлению прокурора прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
При защите частной собственности прокурорам может также помочь направленная 05.11.2015 Верховным Судом Российской Федерации в адрес судов различных инстанций для сведения информация по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке. Указано, в частности, что в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются, в том числе, дела:
о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве;
о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о постановке земельного участка на кадастровый учет или снятии с кадастрового учета, соединенного со спором о праве на земельный участок;
о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и определении их выкупной цены; о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении нежилого помещении в аренду;
о признании недействительным (незаконным) решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения;
о признании недействительным (незаконным) решения органа местного самоуправления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (либо об отказе в постановке на учет), об обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения; о признании незаконными действий об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
о признании недействительным (незаконным) решения об отказе в признании членами семьи лиц, совместно проживающих в жилом помещении, понуждении выдать государственный жилищный сертификат;
о признании недействительными (незаконными) решений органов власти об исключении из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище»;
об оспаривании зарегистрированных прав на недвижимое имущество.
При этом однозначно изменился порядок производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов. До введения в действие КАС РФ производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части осуществлялось по правилам, установленным главой 24 ГПК РФ. В настоящее время производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регулируется главой 21 КАС РФ, нормы которой, являясь сходными как с нормами главы 24 ГПК РФ, так и с положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в то же время содержит значительное количество новелл.
Так, в соответствии со ст. 208 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части. В соответствии с нормами КАС РФ, регулирующими вопросы родовой подсудности административных дел (ст. ст. 18 - 21 КАС РФ), большинство административных дел отнесено по первой инстанции к ведению не районных, а вышестоящих судов, включая Верховный Суд Российской Федерации, что свидетельствует об усилении значения данного вида подсудности. Так, например, Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций.
Таким образом, дела, связанные с защитой имущественных интересов граждан, решаются в порядке гражданского судопроизводства, дела, связанные с оспариванием нормативных правовых актов - в порядке административного судопроизводства. Вопросы, связанные, например, с предоставлением жилья инвалидам, несовершеннолетнем и иным социально незащищенным категориям граждан, решаются прокурорами в порядке ГПК, а, оспаривание незаконного нормативного правового акта, например, по вопросам жилищного контроля - в порядке КАС.
Существенное значение для эффективной защиты частной собственности имеет реализация прокурорами процессуальных полномочий на возбуждение дел об административных правонарушениях (статья 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - далее КоАП РФ).
Возбуждение прокурорами производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.12, 7.17, 7.19, 7.21 - 7.23.2, 7-27, 7.27.1 из главы 7 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны собственности» и привлечение к соответствующей административной ответственности виновных лиц является сдерживающим фактором для многих потенциальных правонарушителей.
В соответствии со статьей 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Направление таких материалов прокурором в следственные органы (органы дознания) и возбуждение по ним уголовных дел по статьям 158 - 159.1, 159.4, 159.6 - 168 из главы 21 УК РФ «Преступления против собственности» с очевидностью свидетельствует о важной роли органов прокуратуры в системе защиты частной собственности, в том числе уголовно-правовыми методами.
|